Сегодня на сцене Большого театра выступит Королевская опера из Мадрида. В Москву испанцы привезли всего один спектакль. Сатирическую оперу Брехта и Вайля еще ни разу не ставили ни в Советском Союзе, ни в России. "Возвышение и падение города Махагони" в современном прочтении - это сложное сочетание классической музыки, джаза и авангарда.
Нынешнее событие в Большом театре называют историческим. Впервые здесь с гастролями Королевский оперный театр "Реал" из Мадрида. Дают оперу Брехта и Вайля "Возвышение и падение города Махагони" - произведение, которое никогда ни в СССР, ни в России не исполняли. Это новая постановка. Премьера прошла полтора года назад в Испании. Интендант театра "Реал" - то есть генеральный директор - Жерар Мортье, не зря выбрал эту оперу для столь ответственных гастролей.
"Я всегда защищал идею театра, как места, где можно обсуждать наш мир. Это место политическое. При выборе пьесы я руководствуюсь тем, что пьеса эта должна говорить о сегодняшнем дне. Таков "Борис Годунов" и произведения Вагнера", - рассказал генеральный директор Королевского театра "Реал" Жерар Мортье.
Бертольд Брехт и Курт Вайль создали "Махагони" в ту же эпоху, когда и "Трехгрошовую оперу". Ее премьера прошла в 1930 году в Лейпциге. Сюжеты этих двух шедевров близки. Махагони, что переводится как Паутина, - это современный Содом. Жители предаются разврату, а грехом считается бедность. Опера сатирическая, коммунисты Брехт и Вайль разоблачали буржуазные ценности. Приглашенный дирижер Большого Теодор Курентзис готов подолгу обсуждать актуальность сюжета. Говорит, в случае "Махагони" не может разделить сюжет и музыку, одно не существует без другого.
"Это большой супермаркет, где все ищут капельку счастья, но оно в каждом сердце", - говорит дирижер Теодор Курентзис.
Это было время, когда популярность набирало радио и все увлекались джазом. Композиторы искали новые формы. Если "Трехгрошовая опера" - это настоящий мюзикл, то музыкальные темы "Махагони" периодически только напоминают этот жанр. Тем более, что исполняют оперу на английском. Регтаймы, фокстроты. И через минуту - модернистская музыка. При этом участвуют мощные оперные голоса. В этом и сложность для исполнения и привлекательность произведения.
Солистка Королевского оперного театра "Реал" Эльжбета Шмытка: "Это между разговорным жанром и пением. По-немецки очень жестко звучит, английский более мягкий. Но, я считаю, пение моей героини Дженни должно звучать нежно и мощно одновременно".
Оформление оперы решили сделать недорогим. Тем не менее показать на сцене буржуазный разлагающийся мир всегда выигрышно. Режиссер и сценограф демонстрируют свою фантазию. Вот, например, остроумный ход - "бандерша" предлагает кавалерам проституток, завернутых в огромные целлофановые пакеты. А над городом Махагони развеваются огромные женские трусы, вместо городского флага. Уже очевидно, что российские меломаны проявляют к опере большой интерес. Даже прогон получился аншлаговым.