DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
История цифровых развлечений
| text | html

web-архив: по темам » Hi-Tech » аудиоплееры » MP3-плееры » это письмо

2011-07-19 00:12:03

В вагоне метро напротив меня сидит семья: папа смотрит видео на портативном плеере, ребенок играет в какую-то игру на портативной консоли, женщина читает электронную книгу. И ведь это не какие-то фанаты гаджетов, не расстающиеся со своими цифровыми штучками, совсем нет. Вполне обыденная сегодня картина. Будущее наступило незаметно, окружив нас плеерами, коммуникаторами, игровыми приставками, электронными книгами, подключив нас к Интернету и социальным сетям.

Музыка, которую слушают

Индустрии мобильных развлечений лет 15, если отсчитывать от даты выпуска первого плеера… Нет, это был не Apple iPod. Вообще, мнение «об одной фруктовой компании» как о первооткрывателе сильно преувеличено. Вопреки устоявшемуся стереотипу, Apple не столько инноватор, сколько прогрессор, доносящий чужие изобретения до широких масс. Так было с графическим интерфейсом, изобретенным в Xerox PARC, с планшетами… Так было и с плеерами. iPod появился не в вакууме, к моменту его появления уже существовала небольшая индустрия гаджетов для воспроизведения «сжатой цифровой музыки».

В истории цифровых плееров — редкий случай — точно известен изобретатель. В 1979 г. (кстати, это еще и год появления плееров Walkman) англичанин Кейн Крамер изобрел устройство, обладающее всеми видовыми признаками современного цифрового плеера: клавишами навигации, ЖК-экраном, 8-Мбайт памятью (ее хватало примерно на 3,5 мин музыки). Помните рассказ об истории накопителей и цифровой фотографии в прошлых номерах (PC Magazine/RE, 5/2011 и 6/2011)? Когда речь зашла о цифровых плеерах, проблемы с хранением музыки были те же, и именно поэтому идея успеха не имела.

Крамер запатентовал свое изобретение в 1981 г., но спустя несколько лет (в 1988 г.) из-за финансовых проблем не смог оплатить продление патента, и тот перешел в «общественное достояние». В 2006 г. при разбирательствах между Apple и патентным холдингом Burst.com, который обвинял компанию Стива Джобса в нарушении прав на свою «интеллектуальную собственность», Кейна даже привлекли как свидетеля. В ходе процесса Apple официально признала его приоритет. Правда, денег фирма изобретателю не заплатила, но наняла его в качестве консультанта.

Формат МР3 (MPEG-1 Layer 3) был создан еще в 1991 г. и стал первым широко распространенным форматом кодирования звуковых данных со сжатием. Сначала формат был открыт, и это обстоятельство позволяло независимым разработчикам создавать кодеки (позднее разработчики формата выдвинули финансовые претензии, но это уже другая история). Благодаря эффективному сжатию МР3-файлы было довольно легко передавать через Интернет: файл с 4-мин композицией при качестве звучания, сравнимом с компакт-диском, занимал 2--3 Мбайт.

Началась Великая Онлайновая Аудиореволюция.

Пользователи ринулись оцифровывать свои музыкальные коллекции и (к ужасу звукозаписывающих компаний) обмениваться ими. Подумать только, эти.. эти… гадкие меломаны начали меняться записями через Интернет вместо того, чтобы покупать новые компакт-диски. Более того, их поддержали изготовители портативных CD-плееров, предложив модели, способные воспроизводить и классические аудиоCD, и самодельные сборники треков…

«Формат MP3 и распространение музыкальных произведений по Интернету в течение года-двух разрушат музыкальную индустрию. Нынешний музыкальный бизнес совершенно непродуктивен и созрел для перемен. Попытка Американской ассоциации компаний звукозаписи (RIAA, Recording Industry Association of Ameriсa) истребить плеер Diamond Rio стала последней каплей, переполнившей чашу общественного терпения … Американский конгресс одобрением нелепого билля об электронном авторском праве поставил вне закона проектирование программных или аппаратных изделий по готовым образцам. Но поезд уже ушел. Вал музыкальной контрабанды, использующей формат MP3, безудержно растет — и виноваты здесь сами производители музыки». (PC Magazine/RE, 9/1999)

Музыкальная индустрия не вызывала у публики симпатии. Звукозаписывающие компании имели репутацию дельцов, более заботящихся о сверхприбылях, чем об искусстве или удобстве покупателя. Среди фанатов музыки вряд ли можно было найти человека, который не слышал об артистах, обобранных «лейблами», «зажавшими» их гонорары, а то и вовсе за бесценок попавших в пожизненную кабалу, оформленную хитрой юридической казуистикой.

И тут появился формат MP3: метод сжатия, позволяющий превратить 3-мин запись в файл, с которым можно сделать что угодно: послушать, записать, поделиться с друзьями… Творился форменный беспредел — на взгляд «лейблов», разумеется. «Распространение коммерческой музыки приняло характер эпидемии. Зайдите со своего компьютера в IRC, наберите «mp3» — и вы увидите настоящее помешательство. (Превосходный IRC-клиент можно загрузить с сервера www.mirc.com, а в качестве MP3-плейера я рекомендовал бы Winamp по адресу www.winamp.com.)» (PC Magazine/RE, 9/1999).

Время от времени аудиогигантам удавалось закрыть один-два сайта, но существенной пользы это не приносило. В июне 1999 г. запустилась файлообменная сеть Napster, затем был знаменитый опрос старшеклассников в Беркли, где выяснилось, что за год никто из них не покупал лазерных дисков. Звукозаписывающие компании решили дать бой: после долгих судебных баталий сервис Napster был закрыт (хотя дело его живет; инициатором процесса, кстати, стала группа Metallica, чей трек фанаты выложили в Сети до официального выпуска…). Но уже тогда было ясно: музыка окончательно стала цифровой. А на подходе уже были технологии потоковой трансляции («Говорит и показывает Интернет» в PC Magazine/RE, 1/2000.)

Источник



web-архив: по темам » Hi-Tech » аудиоплееры » MP3-плееры » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru