Бесспорно, это очень мужественный поступок - будучи всемирно известным, бесконечно уважаемым человеком дебютировать в возрасте 74 лет в таком безжалостном виде искусства, как кино. Разумеется, диссидент и политик, а по первой профессии драматург Вацлав Гавел в кино пришел не с улицы, а из театра. Но, как многократно доказывала практика, в кино лучше приходить именно с улицы, чем из театра. Потому что это два разных мира и языка; владеют обоими лишь единицы - например, Ингмар Бергман или Патрис Шеро.
Гавел и палец о палец не ударил, чтобы придать собственной пьесе "Уход" (премьера на родине состоялась три года назад, ставили ее и в Америке) сколько-нибудь кинематографический вид. Все действие разыгрывается на лужайке на фоне виллы недавно смещенного со своего поста канцлера неназванной страны по имени Вилем Ригер. Он, как и Гавел, уважал права человека, поддерживал в обществе разнообразные свободы и самоотверженно боролся с цензурой, что не помешало благодарному народу избрать на его место политика-коррупционера по имени Властик Кляйн. Соотечественники Гавела предположили, что в образе Властика режиссер и драматург вывел своего конкурента, нынешнего президента Чехии Вацлава Клауса, но Гавел отверг эти домыслы, сообщив, что начал сочинять "Уход" еще в 1980-е годы и не закончил тогда пьесу только потому, что пора было совершать "бархатную революцию".
В роли жены бывшего лидера Гавел снял свою жену Дагмар Гавлову. Ее героине жена российского премьера, пани Путина, однажды подарила изящный ножик для чистки картофеля.
Негодный Властик грозится отнять у Ригера государственную виллу, если тот не поддержит его публично своим авторитетом. В саду у экс-канцлера растет вишня, но и без этих более чем прозрачных отсылок ясно, что "Уход" - очередная абсурдистская вариация "Вишневого сада". Ах, эта европейская наивность! Гавел рисует своего героя-политика честным человеком, у которого, как у Раневской, нет ничего, кроме дома и сада, которые он уже потерял!
Постоянные ссылки на мировых лидеров (Блэр, Путин, сам Гавел), парафразы Шекспира и Чехова, временами забавные, но очень уж велеречивые диалоги, милые старомодные ужимки социалистического театра абсурда... А в подоплеке - печальный скепсис и глубокое разочарование. В политической деятельности. В том, каким дешевым балаганом оборачивается свобода, неизбежно расправляющаяся с теми, кто открывает ей двери. У кого как, а лично у меня не поднимется рука бросить камень в такое кино. Даже если оно имеет к кино весьма и весьма отдаленное отношение.