DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
В Академдраме властвует "Парикмахерша".
| text | html

web-архив: по темам » культура, искусство » другие культурные события » театр » это письмо

2011-04-29 10:40:04

Зрители уже окрестили спектакль "Калиной красной" на новый лад. Заочница Ирина, парикмахерша, переписывается с зеком, срок заключения которого заканчивается через три месяца. Она самозабвенно ждет возлюбленного, который обещает увезти ее в Москву. То, что он сидит за убийство жены, женщину абсолютно не смущает. Евгений приезжает, продает квартиру Ирины за 60 тысяч долларов, пытается убить ее, беременную. Она просит для него снисхождения на суде, рожает Женьку-маленького и снова ждет Женьку-большого из тюрьмы. Простая история с напрашивающимся резюме "бабы-дуры" только на первый взгляд незатейлива. Глубину спектаклю задают в первую очередь работы исполнительницы роли Ирины Дарьи Родимовой и художника-сценографа Николая Слободяника.

В репертуаре Академдрамы уже есть спектакли, оформленные Николаем Слободяником. "Сиротливый Запад", "Женитьба", "Щелкунчик" и теперь "Парикмахерша" - во всех этих работах присутствует сфокусированный, визуально обозначенный взгляд художника на "место обитания" главного действующего лица. В "Женитьбе" действие происходит под подолом гигантской юбки, в "Сиротливом Западе" - на дне, в "Щелкунчике" башня с часами словно проводит четкую линию между миром добра и зла. Недаром же по обе стороны от нее абсолютно симметрично танцуют сказочные мыши и солдатики.

Пространство премьерного спектакля тоже весьма аскетично. Парикмахерская, в которой работает Ирина, больше напоминает песочницу. Сколоченная дощатая коробка, нисходящие от нее лучами несколько досок-мостков, множество струящихся над парикмахерской белых шелковых лент, белые узлы по периметру сцены - лаконизм декораций обратно пропорционален их функциональной наполненности.

Вот Ирина и ее напарница Татьяна связывают ленты в два пучка, превращая их в открытые двери парикмахерской. Ирина протягивает по ленточке каждому из клиенток свого заведения - и это уже ее мысли, связанные с посетителями. Евгений решительно скручивает ленты в тугой узел, и зритель видит - мечтам Ирины пришел конец. В эротической сцене-танце Евгения и Ирины они напоминают паутину, в которой женщина бьется как муха. Сама парикмахерская в кульминационной сцене стараниями все того же Евгения превращается в гроб, заполняют который те самые узлы-мечты, узлы-надежды (может, поэтому они так ослепительно белы?). Смысловая загруженность декораций придает спектаклю высокий динамизм.

Дарья Родимова, наоборот, рассказывает историю любви своей Ирины неспешно. Так маленькая девочка играет в куклы: "жила-была девочка" - ставит куколку на стол...

На премьерном спектакле актриса волновалась, и это было заметно. Правда, восприятию спектакля это не мешало. Волнение в голосе, может быть, и случайно, но аккомпанировало рукам парикмахерши, порхающим над головами клиенток, словно бабочки.

Но были в спектакле три секунды, в которые мне стало физически больно, и стоило невероятных усилий не выбежать из зала. "Ирина, закрой глаза, у меня сюрприз для тебя", - Евгений заносит над ее головой молоток. Взгляд Ирины… Эти кротость, участие, доверие, всепонимание и любовь в одном взгляде когда-то в детстве потрясли меня... В деревне "сдавали на мясо" старую корову, которая уже не приносила телят, не давала молока. Именно таким взглядом она смотрела на хозяина, словно прося: "Ты сделай это так, чтобы ТЕБЕ было не очень больно". Я думала, что такого страха и отчаяния в жизни больше уже никогда не испытаю.

Сам автор жанр пьесы определяет как "черная комедия". "Парикмахерша" по-саратовски на глазах у зрителей чудным образом трансформировалась из "игры в песочнице" в рассказ о таланте русской женщины любить до донышка. Этот спектакль в очередной раз доказал мудрость решения художественного руководства театра сделать Малую сцену экспериментальной площадкой.

В связи с этим еще одно отступление. В саратовском оперном работала выдающаяся вокалистка Тамара Жучкова. Актрисе присвоили звание "Мастер сцены" после того, как в один день она утром спела Джильду в "Риголетто" Верди, а вечером Виолетту в "Травиате". В драматическом театре подобной награды достойны люди, которые способны уместить в три секунды целую жизнь.

Источник



web-архив: по темам » культура, искусство » другие культурные события » театр » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru