DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Королева в легком жанре // Умерла Татьяна Шмыга
| text | html

web-архив: по темам » культура, искусство » другие культурные события » театр » это письмо

2011-02-04 04:07:55

Умерла Татьяна Шмыга

Некролог

В Москве на 83-м году жизни после тяжелой болезни умерла народная артистка CCCP Татьяна Шмыга — самая знаменитая актриса советской оперетты.

Родители Татьяны Шмыги к искусству отношения не имели, отец был заводским инженером, да и будущая звезда советской оперетты в детстве хотела стать юристом. Но призвание, как это бывает у талантливых людей, обмануть не удалось — занялась танцами, потом пением, позже пригласили солисткой в хор при Министерстве кинематографии, а первое публичное выступление Татьяны Шмыги состоялось в кинотеатре перед началом сеанса. В 1953 году она закончила факультет музыкальной комедии ГИТИСа и сразу по окончании института она была принята в труппу Московского театра оперетты и замечена с первой же роли, Виолетты в "Фиалке Монмартра". Этой столичной сцене она не изменяла всю жизнь, и только болезнь, обострившаяся в последние годы, поставила точку в ее карьере — по велению судьбы это случилось именно тогда, когда оперетту стал вытеснять ее победоносный и богатый родственник, мюзикл.

Но тогда, когда слово "мюзикл" было практически ругательством, путь Шмыги в ведущие солистки театра оказался быстрым и на удивление ровным. Оперетта в Советском Союзе занимала особое место — жанр по определению буржуазный, некогда рожденный из законного желания среднего класса весело провести вечерок, в СССР был популярен и любим, несмотря на чуждое классовое происхождение. С опереттой, остававшейся своего рода сказочным островом, связывали легкомыслие и праздничность, доверчивость и открытость чувств, мечту о достижимости счастья, которым не находилось места в чаще всего хмурой обыденной жизни. И многие из тех, кто высказывались о "легком жанре" свысока, время от времени позволяли себе насладиться этим пестрым и веселым миром.

В 70-е годы имени Татьяны Шмыги на афише было достаточно, чтобы заполнить огромный зал Московского театра оперетты. После Виолетты ее коронными ролями стали Адель в "Летучей мыши", Валентина в "Веселой вдове", Анжель в "Графе Люксембурге". В конце 60-х годов Татьяна Шмыга выступила в новой постановке "Фиалки Монмартра", но уже в роли "звезды" Монмартра, примадонны Нинон — и успех спектакля превзошел все ожидания, а знаменитая "Карамболина" на долгие годы стала любимым всей страной номером актрисы. А сама актриса со временем стала народной артисткой СССР — единственной из всех артистов оперетты.

Двойственное положение жанра все-таки сказалось на репертуаре Татьяны Шмыги: она исполнила не так много ролей в опереттах классических авторов — Оффенбаха, Штрауса, Кальмана. Зато она стала настоящей королевой советских музыкальных комедий, в которых правила жанра были подчас весьма остроумно "скрещены" с советской реальностью — "Белая акация", "Цирк зажигает огни", "Конкурс красоты", "Севастопольский вальс", "Поцелуй Чаниты". На излете "застоя" на сцену Театра оперетты перенесли даже революционную пьесу Константина Тренева "Любовь Яровая", и главная роль в спектакле "Товарищ Любовь" на долгие годы вошла в репертуар актрисы. Шмыгу хвалили за "образы современниц", но суть ее дара оставалась неизменной — кураж и музыкальность, неподражаемое обаяние и экстравагантность и мало кому доступное умение посмотреть на любимый жанр чуть-чуть со стороны, умным и требовательным взглядом.

Роман Должанский

Источник



web-архив: по темам » культура, искусство » другие культурные события » театр » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru