DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
"Тень". Из прошлого.
| text | html

web-архив: по темам » культура, искусство » другие культурные события » театр » это письмо

2010-12-05 19:37:35

Вчера, 5 декабря, на сцене Театра комедии им. Н.П. Акимова праздновали два юбилея: легендарный спектакль "Тень" по одноименной пьесе Евгения Шварца был сыгран в 100-й раз - в последней редакции в постановке Татьяны Казаковой, премьера которой состоялась в 2003 году. Сама же пьеса существует в репертуаре театра в разных интерпретациях уже 70 лет. К этой значимой дате в культурной жизни нашего города Ада Бонитенко, заведующая отделом информации Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга, подготовила и предоставила специально для "Известий" уникальные исторические материалы.

В своем творчестве Евгений Шварц неоднократно обращался к сказкам Андерсена. В конце 1930 годов драматург по предложению режиссера Николая Акимова взял сюжет о том, как от человека ушла тень, жестоко отомстив ему за то, что когда-то лежала у его ног...

В качестве эпиграфа к пьесе стоят слова Андерсена: "Чужой сюжет как бы вошел в мою плоть и кровь, я пересоздал его и тогда только выпустил в свет". Это очень точно передает характер авторского подхода и переосмысления Шварца.

Николай Акимов в своей книге "Не только о театре" вспоминал о том, как Шварц работал над текстом: "Дней через десять после (нашего) разговора он прочитал написанный залпом и почти без переделок первый акт - самый блестящий в этой пьесе, обошедшей с тех пор сцены многих стран мира. Окончание работы - второй и третий акты - заняло много месяцев. Это положило начало нашему постоянному спору со Шварцем. Он категорически не признавал составления предварительного плана пьесы, говоря, что план его стесняет и лишает вкуса к работе. Что это французский способ, а он - русский драматург. Обвинял меня в пристрастии к французам, а французов в том, что они едят лягушек! И как бы ни был он прав в своей позиции, свободного полета не обремененной планом фантазии у него всегда хватало на первые акты, которые действительно получались замечательно, после чего неизменно начинались композиционные мучения, в которых уже и театру, и режиссеру приходилось посильно принимать участие..."

В своей режиссерской экспликации к "Тени" Акимов писал: "Все актуальные бытовые темы, достойные нашей сатиры, имеют общее происхождение. Что такое карьеризм, как не желание обходными путями получить по праву полагающееся другим? Что такое чиновничье равнодушие к новому, как не скрытая борьба за старое? Что такое формальное отношение к людям и к делам, как не закоренелая неприязнь к живому, растущему, к существу явлений, из которых слагается жизнь? Что такое склочничество, сутяжничество, клеветничество, интриганство, как не активная борьба с новыми формами нашей жизни, как не попытка тормозить созидательный труд, разрушать складывающиеся отношения людей, объединяемых трудом, как не желание переключить творческую энергию на холостой ход?.."

Постановка "Тени" в Театре комедии была одной из самых значительных премьер 1940 года.

Спустя 20 лет Театр комедии и его руководитель Н.П. Акимов снова вернулись к этой пьесе. В репертуарном плане театра на 1960 год "Тень" числится за номером четыре. В приказе № 37 по театру от 7 марта 1960 года значится: "8 марта с. г. начать работу над пьесой Е. Шварца "Тень". Постановка и декоративное оформление нар. арт. РСФСР и Таджикской ССР Н.П. Акимова. Композитор - заслуженный деятель искусств РСФСР А.С. Животов". Премьера спектакля состоялась 19 ноября 1960 года...

В своей рецензии "Двадцать лет спустя" от 25 ноября 1960 года в газете "Ленинградская правда" журналист К. Куликова писала: "Начинается спектакль, и зритель сразу же попадает в атмосферу сказки... Пьеса не потеряла своей злободневности. Прослоенная остроумными, едкими репликами, она борется с карьеризмом, равнодушием, сделками с совестью. Сказочная по форме, но реалистическая по самому своему существу "Тень" необычайно сценична и одновременно сложна для постановки в театре. Образы ее и жизненны, и настолько обобщены, что почти символичны. Юмор перемежается в ней с лирикой, ядовитый сарказм - с мягкой и грустной иронией, сказочная гипербола - с психологической достоверностью…"

Об успехе спектакля рассказывают и письма зрителей, присланные в театр. Одно из них - от Андрея Сизова - датировано 12 июня 1966 года: "Я был счастлив видеть, что ваш талант не только не стареет, но идет на подъем. В нем то же сочетание зрелого мастерства, жизненной мудрости и молодого озорства. Я окончательно убедился в том, что "Тень" поистине гениальный спектакль: и пьеса, и режиссура, и особенно оформление..."

Поставленный и оформленный Н.П. Акимовым спектакль в разных трактовках вошел в золотой фонд театра. В своей статье н. а. ЭССР, з. а. РСФСР, лауреат Государственной премии А.Б. Винер писал: "Сила режиссуры Акимова, его, так сказать, индивидуальный режиссерский почерк заключаются в удивительном умении создавать портреты сценических героев. Они у него всегда глубоко индивидуализированы. Акимовские трактовки характеров не похожи ни на одно повторение этих образов в других театрах".

Источник



web-архив: по темам » культура, искусство » другие культурные события » театр » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru