DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Александр Кутиков: Многие композиторы, музыканты не "тянут" свой прежний уровень
| text | html

web-архив: по темам » культура, искусство » другие культурные события » театр » это письмо

2010-11-24 09:08:52

Культура

Александр Кутиков

Александр Кутиков

В гостях у Кирилла Кальяна побывал известнейший "машинист" страны

Радио "Комсомольская правда" — 23.11.2010

22 ноября на радиостанцию "Комсомольская правда" в гости к Кириллу Кальяну пришел известнейший "машинист" страны, автор всех рок-н-ролльных "боевиков" этого коллектива и просто прекрасный, великолепный, интеллигентный человек Александр Кутиков. Многие песни еще не добежали до ваших сердец и до ваших ушей. А там огромное количество прекрасного материала. Итак, Александр Кутиков, гость нашей радиостанции.

Кирилл Кальян:

- Я не буду долго говорить про великолепный путь группы "Машина времени". Потому что сегодня наша программа посвящена вашему сольному творчеству. Первый твой сольник "Танцы на крыше" был записан, если мне память не изменяет, в квартире № 111. Это правда?

Александр Кутиков:

- Абсолютно. Ровно 20 лет назад.

- До сих пор помню песни "Держи меня", "Любовники Луны", где Четвергов играл великолепные гитарные партии. Расскажи. Вот вторая пластинка была записана в Швеции, отмастерина на Abbey Road, и вообще ты продолжил работу с настоящими людьми, которые работают с самыми высочайшими звездами. Скажи, с чисто человеческой точки зрения где приятнее работать – в квартире 111 или на Abbey Road?

- Для каждого времени свое место приятно. Конечно, 20 лет назад в квартире 111 было просто замечательно.

- Открой секрет, это была державинская квартира?

- Нет. Это была квартира клавишника группы "Сталкер", он ее снимал. Это была не его личная квартира. 3-комнатная квартира. И он мне предоставил одну большую комнату, чтобы я туда привез портастудию небольшую. И вот на этой хоум студии 20 лет назад все это было записано. Конечно, прошло время, конечно, мы узнали больше. Конечно же, наша поездка на Abbey Road студию с "Машиной времени", работа с величайшими профессионалами на этой студии, работа с прекрасными продюсерами, аранжировщиками струнных. Всё это была школа, это новая дверка открылась для меня, для нас для всех. С точки зрения понимания того, что и как там происходит, как же люди, такие же, как и мы, музыканты, продюсеры, звукоинженеры и т.д., как они там живут, как они работают. И после того как мы успешно записали альбом на Abbey Road с "Машиной", я просто дал себе зарок, что я обязательно должен туда вернуться. Я понимал, что с "Машиной" мы вряд ли соберемся там в течение ближайших 2-3 лет сделать новый альбом. И я решил для себя, что этот альбом будет сольным. Что в итоге я и претворил в жизнь с помощью музыкантов сначала группы "Нюанс", с которыми мы сделали все аранжировки в Москве. А потом уже со шведскими музыкантами в одной из лучших студий в Стокгольме, с очень хорошими шведскими музыкантами. К сожалению, "Нюанс" не смог поехать в Стокгольм в силу того, что грянул экономический кризис, он здорово подкосил бюджет проекта, и с финансовой точки зрения проще было записывать это с местными музыкантами, не вывозя всю группу за границу.

Но результат получился не хуже, чем с "Нюансом". Хотя мы все эти песни играем на наших концертах. Поэтому приходите. Тому, кто придет, будет интересно, думаю, понравится то, что мы играем на моих сольных концертах. Скоро выйдет DVD, буквально через 2-3 недели. Это презентация этого альбома, во МХАТе которая проходила. Я ее снял, я ее записал. Там играет "Нюанс". В общем, это очень длинная и очень интересная история. И я понял после первого посещения Abbey Road с "Машиной времени", что нам еще учиться, учиться и учиться. И вообще нужно быть независимо от возраста открытым к тому, чтобы получать новую и новую и еще раз новую информацию для себя. Это дает тебе возможность не стареть. Потому что человек, на мой взгляд, стареет тогда, когда перестает принимать от современного мира современную информацию в необходимом количестве.

- И потом ты очень быстро разобрался, что такое человек, который называется продюсером. У нас, куда ни плюнь, везде продюсеры. А продюсер приходит, и все сразу становится на свои места. Правда?

- Да, безусловно. А потом у нас очень привыкли жонглировать словами, часто не ведая, что за словами еще должен быть и смысл. Специальность продюсера это очень непростая специальность. Продюсер это тот человек, который открывает глаза и уши на материал, с которым работает. Открывает глаза и уши будущих слушателей. Он находит звук, он находит изюминку в тех или иных песнях, он заставляет музыкантов играть так, как он считает нужным, с той энергетикой, с тем настроением, которое он слышит. И в итоге получается тот материал.

- В итоге всегда получается здорово. И это действительно правильно. Потому что все даже самые талантливые, самые гениальные музыканты всегда просят поработать с их же собственным звуком и с их же собственными произведениями каких-то других людей. Во-первых, другие уши, другие мозги, другой взгляд на произведения того же Эрика Клэптона и Джеффа Линна. В общем, тут можно перечислять до бесконечности.

Наш разговор был о музыкантах команды "Нюанс". Конечно, Паша Титовец, он гениальный гитарист во всех отношениях.

- Все музыканты "Нюанса" - великолепные музыканты.

- Ты же знаешь эту историю, когда в свое время приехал Питер Гэбриэл и услышал команду "Нюанс", дал им несколько советов. И вообще все, что делал "Нюанс" 15-20 лет назад, там настоящие шедевры. Я считаю, если бы они пели по-русски, то другая судьба могла сложиться у этого коллектива.

Помнишь, мы с тобой несколько лет назад разговаривали, и ты рассказал о том, что интернет, к сожалению, убил весь серьезный музыкальный бизнес. Как ты считаешь, почему по-прежнему так мало хороших песен крутится на радиостанциях? Почему по-прежнему нет ничего достойного на телевидении, чтобы люди могли учиться, хотели брать в руки гитары, а не просто писать какие-то ремейки, ремиксы, показывать задницы и этим добиваться своей популярности, какой-то псевдоизвестности?

- Видимо, потому что людям стало важнее стать известным, чем создать что-то качественное, что действительно принесет известность не на 5 минут, а хотя бы на 5-10 лет. Здесь какой-то парадокс. Интернет очень сильно подорвал основы всего музыкального бизнеса, особенно музыкального бизнеса в России. Потому что Россия известна своим пиратством беспредельным. И если в Америке или в других странах интернет становится бизнес-пространством, которое несет в себе деньги… Допустим, iTunes. Первый миллиард заработали музыканты, и авторы, и компании, за год от продаж iTunes. Это уже какие-то понятные деньги для музыкального бизнеса вообще. В России, видимо, из-за того, что психология людей такая, что украсть булку нельзя, а украсть песню можно, музыкальный бизнес и находится в таком состоянии. Все показывают попы вместо того, чтобы показывать что-то настоящее с точки зрения музыки.

- Но все равно я не сомневаюсь в этом. Потому что мир так устроен, что рано или поздно все встанет на свои места.

- Наверное, да. Но в мире в принципе всегда были периоды, в которые то или иное направление в искусстве было доминирующим. Был период, когда литература была доминирующей. Я имею в виду романы, романистика. Был период, когда стихи считались основной движущей силой искусства. Был период, когда живопись выполняла эту функцию. А последние десятилетия песенный жанр выполнял эту функцию. Но, вероятно, ушли из этого жанра по возрасту или в принципе, и талант изнашивается, к сожалению. Может быть, это не совсем правильное слово, но, тем не менее, можно так сказать. И с годами многие лучшие композиторы, музыканты стали создавать материал, не соответствующий тому уровню, который они заявляли 10-20 лет назад. И постепенно музыкальное искусство стало вторичным. А интернет это еще усилил. Потому что каждый человек, который в состоянии нажать, извлечь две ноты из музыкального инструмента, в состоянии записать эти две ноты, человек, который пишет слова, не рифмуя даже подчас, все это делает на коленках дома и вываливает все это в интернет. И говорит: это песня. И, надо сказать, находятся 2-3, может быть, 10, может быть, даже тысяча похожих малосостоятельных в песенном жанре людей, которым это нравится.

Но если бы это был один человек. А таких людей десятки тысяч. И вот это пространство, в котором живет большая часть музыкального ила (я так назову, чтобы не опошлять эфир), в этом иле тают и тонут те крупицы настоящих, талантливых произведений, которые на этом фоне, к сожалению, не читаются.

- Пришел вопрос на наш SMS-портал. "Здравствуйте, Александр Викторович. Хотел бы задать вопрос. В каком году ждать винил "Демоны любви. Концерт во МХАТе". Знаю, что вопрос заезженный, но все же. Спасибо за внимание и понимание".

- "Демоны любви" находятся в Германии в состоянии отправки. Они должны пройти еще российскую таможню, что в нашем великом и могучем государстве очень непростая история. И как только эти процедуры будут закончены, он тут же появится на прилавках. Я надеялся, что он появится в конце октября. И все было как бы готово к этому. Но…

- Ты же знаешь, какие глаза у нашей таможни. Никто так не встречает своих граждан, как наша таможня.

При таких огромных возможностях как вам удается сохранить так много воздуха в песнях, не обрушить огромное количество других звуков? Как удается так вычистить и сделать так, чтобы инструментов было ровно столько, сколько их нужно, и в каждом фрагменте песни было такое огромное количество прекрасного воздуха?

- Это аранжировка, это исполнение музыкантами. Они не играют лишних нот, не создают шума и хаоса. Каждый точно знает свою функцию, задачу и т.д. И потом, конечно, это уже работа звукорежиссерская, сведение и т.д. Abbey Road не просто так выбирается. Скажем, сводился этот альбом тоже на Abbey Road, он не только мастерился. Сводился в третьей студии. Оборудование, которым обладает Abbey Road, уникальное. И поэтому удается создавать такой звук, который, скажем, на любой другой студии создать невозможно. Скажем, в песне "Снег" играет скрипичная группа, которая играла у Eurythmics на последнем альбоме. Это просто фантастические музыканты. Так, как играл этот скрипичный ансамбль… Я чуть не плакал на записи.

- У тебя была масса ярчайших впечатлений после первого посещения Abbey Road. Ты многому там, может быть, научился, увидел, как пишут они барабаны, как люди занимаются гитарными комбиками, увидел, что нет никакой суеты, что каждый человек отвечает только за то, что он умеет делать лучше всего на свете. Скажи, во второй, в третий свой приезд…

- Я получил информации не меньше, а больше. Вообще надо сказать, что за несколько посещений Abbey Road и моего посещения Стокгольма я получил профессионально такое количество информации, что не получал, наверное, за 20 предыдущих лет. И здесь надо еще понимать, что нужно быть открытым к получению этой информации. Самое удивительное то, что вот эти великие люди, которые там работают, ничего не скрывают. И если ты в состоянии понимать, что они делают, в состоянии задавать правильные вопросы, они найдут время для того, чтобы тебе объяснить все, что тебя интересует.

Когда я у одного величайшего микс-инженера спросил, почему он не делает секретов, почему он ничего не скрывает, все объясняет, он сказал, что чем больше знаешь, тем меньше секретов.

- Гениально. Существует поверье, что каждый музыкальный журналист должен хотя бы несколько лет отыграть на бас-гитаре в какой-нибудь панк-команде.

- Обязательно. Это просто необходимо.

- Что должен сделать человек, чтобы стать классным звукорежиссером, человеком, который чувствует звук, настроение, эмоции?

- Во-первых, нужно обладать талантом к этой специальности. Во-вторых, нужно ее очень любить. И в-третьих, нужно учиться все время, каждый день. Потому что в мире звукозаписи происходит столько всего. Скажем, когда я пришел в эту специальность в 1970 году, нужно было много знать. Но для того, чтобы сегодня работать на профессиональном уровне звукорежиссерском, нужно знать в тысячу раз больше.

- Я согласен. Мы знаем, что большинство музыкантов, самые великие музыканты все-таки английские. В Америке немножко своя музыка, немножко другая.

- Это кто что любит. У нас душа лежит больше все-таки к английской музыкальной культуре.

- Лондон и правда сумасшедший город, он обладает каким-то непостижимым, тонким, интеллигентным, эстетским музыкальным вкусом и настроением.

- Безусловно. И не только музыкальным настроением. В каждом доме, в каждом кебе, в каждой улочке есть вот эта английская прелесть. Она сдержанная, она очень интеллигентная, она абсолютно неповторимая. Удивительный город. Вообще Англия очень непростая страна. Я стал понимать ее значительно лучше, в особенности после того, как я вернулся и прочел мемуары Черчилля. Я советую сделать это тем, кто любит читать. Прочитайте Черчилля, вам многое станет понятно про нашу современную жизнь, про Англию, про мировоззрение, что такое мировоззрение англичанина.

- Саша, скажи, насколько сложно быть честным по жизни? Честным до конца, в любое время, в любой ситуации насколько сложно быть?

- Это очень сложно. Потому что, чем дольше живешь, тем больше понимаешь, что нужно уметь говорить правду. Нужно всегда находить ту форму подачи правды, которая не убьет оппонента, не ранит его слишком, не сделает из него твоего врага. Потому что очень часто люди, когда слышат правду, становятся твоими врагами. Очень тяжело найти эту подачу. Самое главное – именно подача.

- Спасибо тебе большое за то, что мы сегодня встретились. Я уверен, что мы будем встречаться на волнах нашей радиостанции и вообще. Ты большой молодец. И последний вопрос. Люди, которые сейчас берут в руки гитару и мечтают стать звездами рок-н-ролла, к чему должны себя готовить, и что они никогда не должны себе позволять?

- Это такой сложный вопрос. Нужно просто очень любить рок-н-ролл в себе, а не себя в рок-н-ролле.

Источник



web-архив: по темам » культура, искусство » другие культурные события » театр » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru