DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Пророки в своем отечестве
| text | html

web-архив: по темам » авто-мото » тюнинг и звук » это письмо

2010-10-25 12:44:08

Приложение (Украина) №182(1230) от 25.10.10

И снова война, разруха и необходимость начинать все заново – восстанавливать производство, проектировать сверхбюджетные автомобили и искать новый стиль. Поиски увенчались успехом – своей сегодняшней стопроцентной узнаваемостью "царь зверей" обязан именно моделям 60-80-х годов прошлого века.

В 1940-м немецкие войска оккупировали Францию, вынудив Peugeot работать на благо вермахта, а также ввели жесточайшие ограничения на потребление топлива. Но даже в столь патовой ситуации французы умудрялись предлагать новые модели. На парижском заводе концерна полулегально был налажен выпуск обходящего бензиновый дефицит двухместного трехколесного компакта 30 VLV ("легкий городской экипаж") на... электрическом ходу. Параллельно, прекрасно понимая, какие модели будут востребованы после войны, в компании работали над проектом массового автомобиля "для всех и для каждого". Едва восстановив производство, разграбленное оккупационными войсками и разбомбленное союзной авиацией, французы в 1948 году наладили выпуск подчеркнуто простых и технологичных седанчиков 203-й серии. И вновь обогнали конкурентов – ведь это был первый абсолютно новый послевоенный автомобиль в малом классе, да еще и с несущим кузовом, который до того применялся в основном на гоночных и легковых машинах более высоких классов. Разбитые дороги, дефицит покрышек плюс дрянной бензин – быстро не поездишь, и об аэродинамике в Сошо на время забыли. Тем не менее 203-я стала эпохальной для "львов" моделью и с точки зрения дизайна – это была первая попытка объединить в одно композиционное целое (т. н. "понтон") кузов, крылья и капот, которые на довоенных авто были "самостоятельными" элементами. Окончательно сделать малолитражку "понтонной" французы собирались в 1953-1954 годах, но она продавалась столь ударными темпами, что стайлинг решили не менять.

Первым "понтоном" стал более основательный Peugeot 403 (1955-1966 гг.), созданный в сотрудничестве с туринским Pininfarina Centro Style. Во второй половине 1950-х Старый Свет оправился от военного лихолетья, и ему понадобились автомобили с более изысканным дизайном и повышенным комфортом. По-итальянски чистый, лишенный каких-либо украшательств кузов (с фронтона исчез даже знаменитый барельеф царя зверей) с изящно изогнутым ветровым стеклом пришелся ко двору – 403-я серия стала первым автомобилем в истории марки, чей тираж перевалил за миллионную отметку. Следующее "дитя счастливого брака", как назвала пресса союз Peugeot и Pininfarina, за 13 лет (1960-1973 гг.) и вовсе перешагнуло 2-миллионный барьер. 404-я серия стала поворотным моментом в стилистике внешнего вида и будущего успеха компании. Итальянцы, которым после невиданного успеха 403-й фактически выдали карт-бланш на экстерьер и интерьер, сделали все по-своему, смешав "классический модернизм с хорошим вкусом". Дизайнер Серджио Пининфарина, окрыленный уверенностью в том, что его работы будут увековечены конвейером, полностью изменил стиль марки – теперь даже семейные малолитражки выглядели по-скульптурному грациозно. К тому же ему удалось уйти от анонимности моделей, разработав единый стиль и для больших, и для самых маленьких моделей фирмы. Пожалуй, апогеем франко-итальянского сотрудничества стали седан и купе 504-й серии (1968-1979 гг.), не в последнюю очередь за свой оригинальный стайлинг получившие гран-при самого престижного автомобильного конкурса Car of the Year.

Пословица о пророке в своем отечестве актуальна не только на территории, составляющей 1/6 части суши. Самый известный на сегодня французский автомобильный дизайнер, скульптор и художник Поль Брак, который в период "счастливого союза двух Р" рисовал сверхскоростной поезд TGV и величайший из испанских автомобилей Pegaso Coupe Charbonneaux, получил множество кузовных патентов. Плюс плодотворно работал над такими шедеврами автомобильного барокко и модернизма, как Mercedes 230 SL Pagode, 220 S Coupe и 600, BMW 2002, Coupe Turbo и 3-й, 5-й, 6-й и 7-й серий. Словом, Браку понадобилось 15 лет работы на немецкие автоконцерны, чтобы его таланты оценили на родине не только журналисты. Творческий путь стилиста пересекся с интересами Peugeot только в 1974 году – зато французу сразу предложили пост дизайн-директора. Обладая, помимо врожденных художественных талантов, истинно французским шармом и даром убеждения, Брак сумел провести "бархатную революцию" в компании и умах ее топ-менеджеров. Ярый противник острых граней и ребристых сопряжений ("...у машин, как у обнаженного тела, не должно быть прямых линий"), парижанин заметно уменьшил влияние Pininfarina на стилистику марки, умудрившись при этом не рассориться с итальянцами. Более того, основываясь на "духовном" наследии марки, Брак вывел целую концепцию стиля Peugeot, чего у итальянцев просто не было – они работали, основываясь исключительно на эмоциях и вдохновении от своих икон стиля. "В массовом производстве у дизайнера нашей марки не может быть своего стиля,– учил он своих подчиненных.– Есть 100 тыс. клиентов компании, которым нужно предложить привычный автомобиль. Привычный, но в то же время новый. В каждой следующей модели клиента должен ждать сюрприз, а не революция. Новинка не должна уничтожать свою предшественницу. Если она будет слишком эпатировать клиентуру, если сделать революцию, сможем ли мы совершить ее вновь через пять лет?"

Именно Брак раз и навсегда развел стили Peugeot и Citroen, купленного в 1974 году: "Эволюция стиля – это компромисс между творческой деятельностью кузовщика и прогрессом". Под началом Брака вышли легковушки серий 305, 505, 205, 405, 106 и 406, то есть всех тех моделей, которые сформировали наше с вами представление о современном дизайне Peugeot – элегантном, в меру консервативном, с четко выраженным корпоративным ликом.

Кстати, о пророках в своем отечестве: на мировоззрение и образование Брака сильнейшим образом повлияла белоэмигрантская волна: русские преподаватели, сокурсники, художники. Стиль дизайнера сформировался под влиянием великого абстракциониста Василия Кандинского и самого футуристичного из парижских "каретников" Джакова Саучика. Жена парижского кутюрье, который начинал простым столяром Яшей Савчуком из еврейской слободки где-то под Минском, оказалась близкой подругой матери Брака. И, будучи школьником, будущий глава Peugeot Design часами, как завороженный, стоял в мастерской Carosserie J. Saoutchik на pю Жак Дюлуд, 46-биc. Чтобы потом воплотить свое понимание элегантности и грациозности в автомобилях с львиным профилем.

Сергей Суховский

Источник



web-архив: по темам » авто-мото » тюнинг и звук » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru