Дорману за "Подстрочник" присудили ТЭФИ. Он отказался принимать награду и прислал свое объяснение: "Среди членов академии, ее жюри, учредителей и так далее - люди, из-за которых наш фильм одиннадцать лет не мог попасть к зрителям... У них нет права давать награды "Подстрочнику""...
Дальше выясняется, что фильму мешал Швыдкой, кажется. Не понравился ему фильм, посчитал, что люди его не поймут и смотреть не будут.
Читаю я это все, и как-то совершенно отстраненно. Мне кажется, что и Швыдкой, и академия, и Дорман вообще-то имеют право на все то, что они сделали. И одно с другим никак не связано. Вернее, связано, но только одним - обидой, почти детской, Дормана на то, что он снял, по его мнению, отличный фильм, а те, от кого зависела постановка в эфир, этого не поняли. Ну и что тут особенного? Тогда не поняли, потом поняли, дело вкуса и взглядов на суть ТВ. Показали. Успех.
Из-за чего сыр-бор?
Фильм действительно занимательный, как и любой хорошо сделанный документальный фильм об огромном отрезке жизни. И? И - действительно на любителя.
Впрочем, каждый автор считает, что его произведение и есть главное, на что должно западать человечество. Но мы очень разные. И, наверное, когда-то надо научиться понимать, что сколько людей, столько и мнений, жизней и взглядов. И все имею право на свой.
Вот так же обижался, например, Высоцкий. На непризнанность. Хотя пел изо всех окон и играл в самом модном театре страны и одном из самых модных театров мира. Не было только положенного на бумагу официального мгновенного признания. И что, Высоцкий от этого стал хуже, творчество его поблекло?
У Дормана схожий вариант: фильм выложен в Интернете - смотри не хочу, фильм показали по ТВ. Успокоиться надо и радоваться.
И ТЭФИ, кстати, принять.
Награда тем дороже, что фильм получил ее даже после того, как изначально Дорман заявил, что он против участия в ТЭФИ.