С утра в больницы съезжались родные пострадавших. Один из них, 31-летний Радик Расулев, примчался в Детскую клиническую больницу № 9 на Шмитовском проезде. Его жена Елена и 4-летняя дочка Диана ехали в том злополучном автобусе.
- У Дианки гематома на виске, еще ушибы, но она быстро идет на поправку, - рассказывает Радик. - Дочка про аварию не вспоминает, да и я боюсь спрашивать об этом. Не сказать, что было какое-то плохое предчувствие, но сама спешка, в которой жена собиралась в Турцию, мне показалась странной. Они с приятельницей буквально за один день решили, что пора отдохнуть, и купили "горящую" путевку.
Елена, по словам мужа, пострадала сильнее дочери.
- Лена в Центральном институте травматологии, - говорит Радик. - У нее швы на ноге, руке и голове. Но я счастлив, что жена и дочь живы!
В ЦИТО имени Приорова доставили шесть раненых.
- Больных к нам подвозили почти с полшестого утра, - сообщил заместитель главного врача ЦИТО по научной работе Олег Соколов. - Сейчас у нас четверо тяжелораненых и один больной средней тяжести. Еще одна женщина в удовлетворительном состоянии. Мы перевели ее из реанимации в обычную палату.
По данным Минздравсоцразвития, в ЦИТО им. Приорова находятся пострадавшие из Барнаула, Новосибирска и Самары. В НИИ им. Бурденко - двое (из Самары и Курска). Еще двое (из Казани и Самары) лечатся в Институте Склифосовского. В НИИ им. Вишневского привезли троих раненых. Они из Кургана и Ростова. В Медцентре имени Бурназяна один человек из Калининграда, в больнице № 83 - двое из Сыктывкара. В 85-й клинической больнице - двое из Казани и Екатеринбурга. В Детскую клиническую больницу № 9 госпитализировали троих ребят из Самары и Казани. По словам медиков, 10 человек остаются в тяжелом состоянии, 9 - в состоянии средней степени тяжести, самочувствие двоих не вызывает серьезных опасений.
В четверг утром в НИИ нейрохирургии им. Бурденко привезли двух пострадавших женщин, выживших в ДТП. У Юлии Борисовой из Самары травма ноги и позвоночника, переломы ребер и сильные ушибы.
- В Турцию мы поехали в тур на неделю вместе с подругой, - рассказала Юля. - Сейчас не знаю, жива ли она вообще...
Еще одна раненая россиянка, Наталья Фатнеева, поехала в Турцию из Курска.
- Я не спала. Автобус ехал спокойно, трасса была свободной. Все произошло за пару секунд, я даже не успела ничего понять! А очнулась в госпитале, - вспоминает Наталья. - В Турцию я полетела одна. Кстати, я просила водителя делать по дороге остановки - отдохнуть, ведь ехать надо было часов шесть. Но он нам отказал. Сказал через переводчика: "Да что вы как дети маленькие, и так доедете!"
Первым делом, как россиянки пришли в себя, сразу стали звонить своим родным.
- Я была в шоке, когда поговорила с отцом! - рассказывает Наталья. - Оказалось, что ему позвонили какие-то журналисты и сказали: "Здрасьте! Ваша дочка в Турции попала в автокатастрофу! Автобус упал с моста. Ой, а вы не знали?" - а потом... положили трубку! У папы едва инфаркт не случился, он не успел спросить, жива ли я. Он два часа не мог узнать, что со мной!
- Вчера мы ждали пострадавших полдня и всю ночь, - рассказывает медсестра отделения спинальной нейрохирургии НИИ имени Бурденко. - Пострадавших в Турции мы поместили в одну палату. Мы их подбадриваем, чтобы быстрее поправлялись.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Жизнь или подвиг?
Каждые сутки на дорогах России гибнет примерно в 5 раз больше людей, чем в катастрофе в Турции
Как только произошла автомобильная катастрофа в Турции, государство отреагировало мгновенно. И самолет МЧС доставил в Москву тех россиян, чьей жизни перелет не угрожал. Это хорошо, это просто здорово, что мы научились не бросать в беде своих в любой точке земли. Это правильно, что моментально вылетел борт с медпомощью и вернул пострадавших на родину. Руководству страны и МЧС можно только аплодировать. Но вот за прошедшие сутки в России на наших, а не на турецких дорогах погибли примерно 70 человек. А около 700 были ранены. 26 тысяч 84 человека погибли в 2009 году в результате ДТП, свыше 257 тысяч получили ранения. И никаких самолетов МЧС, никаких "Вперед! Лети! Спасай!". Ведь это, увы, повседневные будни.
Мы ужасаемся сонным турецким водителям автобусов, египетским или израильским лихачам, везущим наших туристов. Но в самой России междугородние автобусы летом начнут биться в среднем по 2 - 3 в неделю. Можно сколько угодно материть и того турецкого водителя, и наших водил и постоянно держать самолеты спасателей "под парами". Это эффектно. Но не так эффективно, как рутинная подготовка и допуск за руль только водителей-профессионалов, как строительство и содержание в порядке дорог. Иногда будничная работа и муторное следование рутине правил важнее, чем подвиг. Потому что спасет больше жизней.