Что курят эти люди? Риторический вопрос кота Бублика
Главный вопрос, который мы
поднимаем в картине: человек - это грубая
скотина или все-таки существо, которое
хоть иногда стремится к прекрасному?..
Тема - сложная, она требовала от нас
максимальной корректности, четкости
взгляда, фильм необычный по жанру, я
раньше такие фильмы не снимал. Риторический ответ Дмитрия Астрахана
Гениальный фильм и гениальный
режиссер! Очень точно раскрывает тему
реализации желаний и почему это не
привело пока к общему благоденствию.
После того, как я посмотрел когда-то "Все
будет хорошо", мне казалось, что
Россия должна под влиянием этого фильма
стать благополучнее Америки. Теперь
понимаю, почему еще не стала. Отзыв какого-то зрителя
- Ты что, не можешь быть
внимательнее? Папа пьяный!
- Так папа всегда пьяный.
- Тем более, должна была бы уже
привыкнуть. Диалог в семье главного героя
Обычный провинциальный город
Зажопинск. Простая семья - ежедневно
пьющий папа-работяга (Владимир Кабалин),
работящая и менее пьющая мама (Марина
Иванова), ну и сынишка Дима (Сергей
Горобченко). Дима вырос и стал... Нет, не
олигархом. Олигархом стал друг детства
Димы Вова (Андрей Дубровский). А Дима
стал учителем истории. Но он хотя и не
олигарх, а все равно думает о счастье
всего человечества - и прежде всего, о
счастье России, а конкретно - родного
Зажопинска. Дима хочет, чтобы люди в
Зажопинске прекратили пить и перестали
жить в бараках и развалюхах.
Что для этого нужно сделать?
Нужно построить, решает этот великий ум
современности, Переджопинск - город
Солнца, о котором когда-то мечтал
утопический коммунист Кампанелла.
Диме пофиг, что коммунизм уже
повсеместно провалился - что
утопический, что самый реалистический.
Потому что Дима точно знает, что если,
значить, вместо халабуд построить
красивые одноэтажные домишки, а вместо
разваленных домишек центра Зажопинска -
огромные современные небоскребы, то,
значить, все люди в Зажопинске будут
счастливы, перестанут пить и свинячить,
а станут... Что они станут - Дима еще не
придумал. Но, возможно, они будут изучать
русские народные песни и труды
Кампанеллы.
Дима поделился этой идеей с
другом Вовой Олигархом. "Говно вопрос,
- задорно ответил Вова. - Наберем
кредитов, построим небоскребы,
таунхаусы и новые парковки. Полонский же
построил на кредиты Москоу-Сити? Ну и мы
сможем".
Так что дело - на мази. Теперь
только остается получить на референдуме
согласие большинства жителей
Зажопинска на то, что они теперь будут
жить не в бараках и развалюхах, а в
комфортабельных таунхаусах и
небоскребах. Но тем не менее "А хрен
вам" - ответили жители Зажопинска,
дружно проголосовав против превращения
своего зажопистого города в красивейший
и современный Переджопинск.
И тут Дима понял, что его
окружает одно быдло. Пьяная шелупонь,
который пофиг и Кампанелла, и Брунелло
ди Монтальчино, и даже "Опассионата",
под которую дедушка Ленин так любил и
опа, и апа...
Дима ненавидит этих людей. Но
что делать - он не знает. Конечно, Диме
хотелось бы уехать из Зажопинска в
Москву и там за большие деньги давать
советы президенту России о том, как
сделать жизнь людей лучше. Да и жена Димы
Алла (Арина Ефремова) тоже давно мечтает
поехать в Москву, в которой она училась,
и не видеть больше каждый день пьяного
папу Димы, который, нажравшись приползая
с работы, как обычно, путает свою
квартиру с квартирой сына.
В этой обстановке полнейшей
раздрайной рефлексии и среднерусской
тоски Дима отправляется в книжный
магазин, где покупает книгу из серии "Библиотека
всякого оккультного дерьма", которая
называется "Как осуществить свои
тайные желания". Когда Дима
раскрывает книгу, оттуда доносится
голос эдакой типовой "ясновидящей"-шарлатанки
- то ли Тети Глаши, то ли Эмануэллы
Третьековьес-Парашкиной, которая несет
какую-то чушь, но при этом говорит, что
если, значить, положить книгу на бошку и
сказать "Да" - тогда она исполнит
все свои тайные желания.
Дима, как человек
интеллигентный, кладет книжку на бошку и
произносит "Да". После этого сразу
выясняется что Димина школа участвует в
конкурсе на лучшего учителя, а лучший
учитель в случае победы поедет в Москву
давать советы президенту. Чтобы
победить в конкурсе, нужно всего-то
блестяще провести открытый урок перед
комиссией.
Однако на уроке все идет
наперекосяк и Дима не выигрывает
конкурс. Вероятно, думает Дима, он на
самом деле не хочет в Москву давать
советы президенту. Тогда в кабинет Димы
врывается сексапильная завуч, снимает
трусы и предлагает Диму "утешить".
"Неужели это мои тайные
желания?" - ужасается Дима, но, вопреки
тайным желаниям, не трахает завуча, а
отправляется кататься на трамвае. Потом
он идет петь в русском всегародном хоре,
руководит которым девушка Наташа (Лариса
Грибалева). Но Дима и от Наташи сбегает к
жене Алле и снова читает книжку. Там Баба
Глаша сообщает, что если книжку
направить в сторону какого-то человека и
сказать: "Да", - тогда их желания
также исполнятся.
Дима направляет книжку в
сторону Аллы, ведь она тоже хочет в
Москву, но неожиданно получает
сердечный приступ, потому что Алла
втайне хочет его убить.
Еще одно тайное желание Димы
приводит к тому, что внезапно приезжает
Вова Олигарх, который сообщает, что
всегда любил Аллу, сажает ее в свою
машину и увозит кататься на санях до
городу Парижу.
Дима становится свободный, он
звонит Наташе, и Наташа теперь живет с
ним, готовя на завтрак блины со сметаною.
Но народ вокруг по-прежнему быдло и даже
с помощью книжки желает только того,
чтобы нажраться на халяву и получать
деньги просто так.
И тогда книжка делает так, что
из тюрьмы неподалеку сбегает толпа
страшных уголовников. Они должны
миновать Зажопинск, но русский народ
испугался за соседей, поэтому
вооружился кольями, сел на трамвай и
поехал сражаться с уголовниками. Весь
город поехал. Потому что русский народ -
он пьет потому, что негде проявлять
героизм. А когда героизм - он не пьет и
проявляет героизм. Чтобы потом выпить по
поводу героизма.
И тогда в город прилетает
огромная летающая тарелка! Народ снова
собирается с кольями - накостылять
супостатам. Но из тарелки раздается
громовой голос: "Какой мудак
притаранил тарелку туда, где живут
хорошие добрые люди?!!" - после чего
тарелка спешно улетает.
Дима с Олигархом снова
предлагают превратить Зажопинск в
Переджопинск, но жители снова дружно
посылают их в жопу. Потому что они -
добрые и хорошие люди. На хера им,
спрашивается, коттеджи и небоскребы!
Ну, вот и сказочке - конец. А
кто слушал - ай, маладца...
***
Да нет, все так и есть, ничего
не придумано. Только город называется не
Зажопинск. А в остальном - все четко.
Почему фильм именуется
комедией - не понимаю. Это чистый
психоделический трешак, созданный то ли
в состоянии тщательно осуждаемой в
фильме непрерывной алкогольной
интоксикации, то ли под воздействием
серьезных психотропных препаратов.
Я, кстати, люблю всякие
фантасмагории - они иногда получается
очень и очень веселыми. Но здесь, конечно,
не тот случай. Это не фантасмагория. Это
суровый треш.
Причем, в отличие от какого-нибудь
совершенно крышесносящего "Пути",
этот фильм имеет и определенные
достоинства. Астрахан очень неплохо
снимает то самое быдло, которое так
ненавидит мятущийся Дима. Папа с мамой
Димы - просто блеск, особенно папа в
исполнении Владимира Кабалина. Убери из
этого фильма придурочного Диму с его
девками и дебильной книжкой - могла бы
получиться забавная картина из жизни
провинциального городка. Похоже, что в
подавляющем большинстве своем там и
снимались жители аналогичного городка (только,
как я понял, из Белоруссии), так что
выглядит вся эта тоска реалистично и
достоверно.
Но Дима и эта книжка... Нельзя
все-таки сценаристу Олегу Данилову и
самому Дмитрию Астрахану смешивать
тяжелые препараты. И главное - это все
подается с такой серьезностью, а актер
Горобченко настолько при этом пытается
влезть в шкуру мятущегося
провинциального Гамлета, что вот тут, в
общем-то, и получается та самая ржака -
только не та, которую добивается
Астрахан.
На Горобченко вообще жалко
смотреть. Видно, что парень
действительно что-то пытается
изобразить, но вся эта среднерусская
тоска на фоне "волшебства" паршивой
дешевой книжонки - интересно, за кого
режиссер держит зрителей? Ну, то есть,
ладно бы еще волшебства были прикольные
- тогда все можно простить. Но тут то
завуч трусы сняла (хотя вот это, конечно,
смешно), то на трамвае несколько раз
покатался, то в хоре попел, то за Аллой
вдруг приехал Олигарх - дурдом на
колесах. Как тот трамвай, который сквозь
чисто поле вез армию ополченцев встать
на пути подлых уголовников.
Кстати, кроме папы и мамы в
картине еще неплохо смотрится дядя Вася
(Сергей Власов) - водитель загадочного
трамвая. Получился очень жизненный
персонаж, тем более что он по фильму - как
раз брат папы Димы.
Ну и Семен Фурман, сыгравший
здесь директора школы, как обычно, хорош
и колоритен.
Все остальное, включая
Диминых теток Аллу и Наташу, - это крайне
средненько, если не сказать хуже. Лариса
Грибалева, сыгравшая Наташу, - девушка
вроде эффектная, но голос у нее - как у
гномика из детских сказок: накал
романтизьму сразу понижается на порядок.
Ладно, пора уже резюмировать.
Что там снимал режиссер Астрахан?
Народные мелодрамы? Ну так пускай бы их и
снимал. На черта он полез на эти галеры -
совершенно непонятно. Оно, конечно,
прикольно, что вместо среднерусской
тоски получился психоделичный трешак,
но я не думаю, что режиссер ставил перед
собой подобную творческую задачу.
Смотреть этот дурдом можно только в
состоянии наркотической эйфории - чисто
поржать.
***
Оценки по
пятибалльной шкале
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть