DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Для съемок «Экипажа» сожгли 20 самолетов
| text | html

web-архив: по темам » знаменитости » телеиндустрия » это письмо


kp.ru
2010-05-12 01:12:44

Для съемок «Экипажа» сожгли 20 самолетов

Сегодня первому советскому фильму-катастрофе 30 лет

Анастасия КОЗЛОВА — 12.05.2010

СТО ДОЛЛАРОВ ЗА НАЗВАНИЕ ФИЛЬМА

- Я всегда мечтал снять зрелищное кино со множеством спецэффектов, - вспоминает режиссер картины Александр Митта. - Хотелось настоящий «инженерный проект» соорудить: я же в прошлом архитектор. Сказано - сделано: решили остановиться на популярном в то время за рубежом сюжете - авиакатастрофе. Такое в СССР совсем не показывали.

Мы еще вовсю работали над сценарием, а в Министерстве авиации уже зашептались: мол, на «Мосфильме» будут снимать кино про аварию нашего самолета, самого надежного в мире... Но Юлий Дунский и Валерий Фрид (соавторы сценария. - Ред.) нашли блистательное политическое решение: катастрофа происходит в Африке (в аэропорту вымышленного города Бидри происходит землетрясение), а вот подвиг - приземление с трещиной в корпусе и оторванным хвостом - в Советском Союзе, в «Шереметьево».

- Чья была идея назвать фильм «Экипаж»? Ведь рабочее название картины - «Запас прочности»?

- Наши прокатчики были уверены, что с таким названием его никто смотреть не будет. Мы тут же собрали всю группу, и я пошутил: «Дам 100 долларов тому, кто придумает хорошее название». Две недели думали - так никто ничего и не предложил. Поэтому остановились на моем варианте - «Экипаж». Это даже к лучшему: предложи кто-нибудь что-то лучшее, мне пришлось бы сто долларов искать, а в те времена за валюту можно было и в тюрьму угодить (смеется).

Александр Митта умудрился за очень скромные деньги снять фильм, который полюбила вся страна.

КАК ВЗРЫВАЛИ Ту-114

- Ваш фильм стал лидером проката в 1980 году («Экипаж» посмотрели более 70 миллионов зрителей в 92 странах мира. - Ред.). А сколько вы на него потратили?

- Бюджет картины очень скромный. «Аэрофлот» и Министерство гражданской авиации бесплатно предоставили самолеты для съемок, помогали строить макеты-декорации, пускали нас на свои заводы и аэродромы... Я объезжал кладбища списанной техники: сжигал самолеты, устраивал пожары, не заплатив за это и рубля!

- И много пожгли?

- Около двадцати. Помню, как взрывали знаменитый Ту-114, который стоял на околовзлетной полосе. Мы нагородили там декорации, подвезли шесть тонн горючего для шикарного взрыва... Я уже представил себе кадры из фильма: все взлетело на воздух, и на этом фоне тридцать каскадеров бегут. Но строительство декораций задержалось, а летчики - народ четкий. Пришли и предупредили: «Распишитесь, что с завтрашнего дня здесь не будет ни одной вашей декорации». Оказывается, они полосу с ремонта сняли, а мы в отведенные сроки не уложились. Пришлось бежать к министру гражданской авиации. После долгих уговоров нам дали еще пять дней. Мы на радостях решили взрывать самолет прямо на рассвете, поэтому с вечера залили топливо. А утром... самолет сам вспыхнул еще до нашего приезда. Все декорации сгорели.

- А остальные самолеты как отыскали?

- В то время списанных Ту-154 еще не было. Помог случай: в Омске на полосе загорелся самолет. Спасли только хвост, который через три недели привезли в Москву. На нем мы и сняли все «воздушные» эпизоды второй серии «Экипажа». А потом в самолете Киев - Москва кто-то из пассажиров разлил ртуть. Лайнер обследовали, очистили, отремонтировали и по нашей просьбе предоставили нам для съемок.

Леонид Филатов (бортинженер Скворцов) очень смущался, когда играл эту сцену с Александрой Яковлевой (стюардесса Тамара). Под одеялом он был в джинсах.

ФИЛАТОВ СТЕСНЯЛСЯ РАЗДЕВАТЬСЯ

- Вам сильно попало за смелую по тем временам попытку - ввести в фильм любовную сцену?

- А то! - смеется Митта. - В Советском Союзе ведь «секса не было», а тут прямо с экранов мужчина и женщина любят друг друга. Для киночиновников это был шок! Самые красивые сцены нас заставили вырезать, остались только вот эти «объедки».

- Но ведь и актерам было непросто?

- Сцену в квартире Скворцова специально снимали ночью, чтобы не смущать Филатова. Он оказался таким скромным парнем, что наотрез отказался раздеваться. На нем были джинсы под одеялом, и только в одном дубле он лежит в трусах. А вот Александра чувствовала себя спокойно обнаженной перед камерой. Я предлагал ей дублершу, но она мне возразила: «Не хочу, чтобы кто-то играл мое тело. Я сама». Правда, когда в одном из дублей она наконец сняла нижнее белье, один из осветителей не выдержал напряжения и шлепнулся с лесов вниз. К счастью, все обошлось без жертв.

ФОТОПРОБЫ

Бортинженера Скворцова должен был играть Олег Даль, а стюардессу Тамару - Елена Проклова

- Почему в главных ролях снялись Александра Яковлева, Леонид Филатов, Георгий Жженов и Анатолий Васильев, а не утвержденная вами команда в составе Олега Даля, Алексея Петренко, Елены Прокловой и Николая Караченцова?

- Да, тогда нам всем пришлось хорошо понервничать. Утвержденные актеры ни с того ни с сего стали отказываться от съемок. Так, например, произошло с Алексеем Петренко, который должен был играть командира. Вместо него утвердили Георгия Жженова. На роль второго пилота блестяще прошел пробы Николай Караченцов. Но потом пришел и признался, что очень занят в «Ленкоме», поэтому не сможет сниматься по графику. На его место взяли Анатолия Васильева. Елена Проклова была утверждена на роль стюардессы фантастически быстро - одним телефонным звонком. Но и она потом отказалась. Сказала, что ее срочно поставили в нескольких спектаклях на замену уехавшей в Америку Мирошниченко. Александру Иванес (будущую Яковлеву. - Ред.) мы встретили случайно. Ее только что отчислили из театрального, а мы взяли ее на главную роль - играть стюардессу Тамару. Из всех «стареньких» к съемкам приступил только Олег Даль, но уже через пару месяцев и он подошел ко мне и признался, что продолжать работу не может: уже тогда сильно болел. Был крупный скандал, ведь, чтобы все заново переснять, понадобились деньги. Даля на три года лишили права сниматься на «Мосфильме», но уже через год Олега не стало... А его место в «Экипаже» занял Леонид Филатов.

Сценаристы нашли политически правильное решение: катастрофа происходит в Африке, а подвиг - конечно, в СССР.

КСТАТИ...

Концовку фильма велено было переснять!

- Жженов всегда был очень сосредоточен на работе, - вспоминает режиссер Александр Митта (Георигий Степанович снялся в главной роли в его фильме-катастрофе "Экипаж" - Ред. ). - Он каждый раз знал, что надо делать, был отличным партнером. Несмотря на то, что у Жженова постоянно было серьезное выражение лица, работать с ним было одно удовольствие. Я до сих пор жалею, что в свое время позволил вырезать шикарный эпизод из "Экипажа", в котором Георгий Степанович так блестяще сыграл: после приземления медицинская комиссия забраковала Жженова-пилота. Он понимает, что больше никогда не полетит, мысленно прощается с экипажем, у которого все, вроде, складывается. Жженов смотрит на них, здоровых, с такой горечью в глазах. И вдруг ночью ему звонят и просят помочь перегнать самолет на север. Он вскакивает, бежит из больницы в одних пижаме и валенках, испугано оглядываясь назад, то и дело утопая в снегу... Весь мокрый, запыхавшийся он прибегает туда. Его уже ждут молодые ребята-пилоты. Они обнимаются, а потом Жженов очень пронзительно смотрит на них и говорит: "Обождите, ребята, я же вас с войны не видел, а вы все такие же молодые." А они ему в ответ: "И ты такой же будешь". Жженов, ничего не понимая, сел в кабину и впился в штурвал руками. А ребята за ним встали и руки ему на плечи положили. Вы бы видели глаза Жженова в этой сцене: огромные, полные смысла... Его герой думает: "Ну вот, дождался... И все таки я счастливый!"

А утром бежит дочь летчика к друзьям и кричит: "Папа умер!" Это был счастливый сон. Герой Жженова умер во сне за любимым делом.

Сцена получилась очень тяжелой, но Георгий сделал все очень легко, даже шкодливо. Я открыл для себя совсем другого Жженова: не важного начальника, а очень трогательного мальчишку, нарушителя всяких правил...

К сожалению, этот эпизод вырезали, - вздыхает режиссер. - По-моему, лучшего финала трудно было придумать, но директор приказал убрать. Мол, не нужно омрачать смертью главного героя такой оптимистичный конец. Это потом уже Жженова стали называть легендарным артистом, а тогда он был простым рядовым. Естественно, он не пошел отстаивать свою роль. И только спустя 30 лет я понял, что, позволив убрать сцену с Георгием, мы допустили огромное упущение и в фильме и в роли Жженова. Потому что он все делал лучшим образом. Так весело сыграть столь серьезные вещи, так красиво встретить смерть, чтобы вся съемочная группа обрыдалась, не смог бы ни один актер.

Источник




web-архив: по темам » знаменитости » телеиндустрия » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru