Гарри
Браун (Майкл Кейн) - пенсионер, живущий в
дешевенькой квартирке довольно
гнусного райончика. Из близких
родственников у него осталась только
жена, которая тяжело больна и давно
находится в больнице. Одно из немногих
оставшихся развлечений у Гарри - играть
в шахматы в пабе со своим старым другом
Леонардом (Дэвид Брэдли).
Как-то раз Леонард
признается Гарри в том, что он
смертельно испуган. Молодая шпана под
предводительством некоего Ноэля
Уинтерса (Бен Дрю) изводит Леонарда -
что-то они там с ним не поделили.
Пенсионер постоянно получает угрозы и
серьезно опасается за свою жизнь. Гарри
советует Леонарду заявить в полицию,
тот отвечает, что уже обращался в
полицию, но они ничего не смогли
сделать. Поэтому Леонард достал где-то
старый штык-нож и постоянно носит его с
собой - для обороны.
На
следующий после этого разговора день в
дом к Гарри приходят два полицейских -
детектив Элис Фрэмптон (Эмили Мортимер)
и детектив Терри Хайкок (Чарли Крид-Майлс).
Он сообщают, что Леонарда убила банда
Уинтерса.
Шпану арестовывают, однако
так как свидетелей случившемуся нет,
никто из молодняка не колется (они не
такие уж и дураки), а при Леонарде нашли
оружие - в результате через некоторое
время всю банду отпускают, потому что
перспективы судебного дела в данном
случае крайне низки. По всему выходит,
что Леонард напал на молодняк, а они
просто защищались.
Гарри
в шоке от того, что происходит. Детектив
Фрэмптон сочувствует ему, но объясняет,
что в данном случае ничего нельзя
сделать. И тогда Гарри, который в юности
служил в британском спецназе и прошел
через беспорядки в Ирландии, начинает
свое собственное расследование. Теперь
он сам себе - детектив, судья и палач.
Если полиция не может защитить
пенсионеров от этих подонков, то
пенсионеры начнут защищать сами себя.
***
Во
время просмотра "Гарри Брауна" на
ум приходят сразу два фильма - "Гран
Торино" Клинта Иствуда и "Ворошиловский
стрелок" Станислава Говорухина.
Причем в первую очередь всплывает в
памяти именно "Ворошиловский
стрелок", потому что его сюжет очень
похож на сюжет "Гарри Брауна". Оба
главных героя в этом фильме - старики-пенсионеры.
Оба участвовали в войне и имеют
серьезные навыки владения оружием. У
обоих молодые подонки надругались над
близкими - у Гарри Брауна убили друга, у
главного героя "Ворошиловского
стрелка" изнасиловали внучку.
В
обоих фильмах службы охраны порядка
ничего не могут сделать: в "Гарри
Брауне" из-за отсутствия прямых улик
и нерешительности полиции, в случае "Ворошиловского
стрелка" - из-за коррупции: один из
насильников - сынок большого
милицейского начальника.
Ну и как результат этих
событий - в обоих фильмах старики
достают оружие у местного
криминалитета и начинают вершить свой
собственный суд.
"Ворошиловского стрелка"
мы в данном случае обсуждать не будем -
речь не о нем. Просто отметим сходство
подхода: в условиях беспомощности или
коррумпированности полиции пришедшие
в отчаяние старики берут дело в свои
руки.
Фильм
"Гарри Браун" получил в
Великобритании очень прохладную
критику и хорошие отзывы зрителей (на
IMDB у него рейтинг 7,5 при более 8 тысяч
голосов - это очень хороший показатель).
Критики упрекали режиссера Дэниэла
Барбера в однобокости: мол, в его
картине весь молодняк - негодяи, уроды и
закоренелые преступники. И даже
школьницы - подружки-подстилки у этих
уродов. "Где наши прекрасные
великобританские юноши и девушки? -
восклицали критики. - Почему Барбер не
показал молодежь, тянущуюся к знаниям,
к светлой жизни? Почему там одни
подонки?"
Претензии
критиков выглядят несколько странно.
Барбер показал конкретный
неблагоприятный район (район и в самом
деле жуткий: депрессия наступает даже
от вида этих кошмарных домишек, в
которых живут Гарри Браун и Леонард
Эттуэлл) и конкретную молодежную банду,
в которой на самом деле тоже не все так
однозначно. Ноэль Уинтерс - из семьи
известного криминального авторитета.
Папаша Ноэля получил серьезный срок, а
сынишка, гордясь своим боевым
родителем, надеется в будущем стать
таким же крутым. Его подручный Карл (Джамал
Дауни) - тоже звереныш, эдакий волчара
со взглядом исподлобья.
А
вот остальные члены банды - скорее
запуганные сопляки из неблагополучных
семей. Один в семье постоянно
подвергается сексуальному насилию,
другого плотно подсадили на наркоту -
словом, они скорее жертвы
обстоятельств, хотя совершаемые ими
преступления это никоим образом не
оправдывает.
В данном случае самосуд,
устроенный пенсионером Брауном,
выглядит вполне закономерным итогом
того беспредела, который творится в
районе. Раз полиция ничего не может с
этим сделать, значит, старому Гарри
придется браться за оружие - с его
возрастом, эмфиземой и прочими "радостями".
Сцена,
в которой Гарри приходит к местному
наркодилеру, чтобы приобрести оружие -
снята просто блестяще. Конопляный сад,
зеленоватая рожа наркодилера-упыря,
который сам плотно сидит на своем же
товаре - это что-то с чем-то. По уровню
напряжения - ведь у Гарри на самом деле
нет денег, чтобы приобрести пару
хороших стволов, и ты понимаешь, что
сейчас должна начаться бойня, - это все
сделано на очень высоком уровне. Ну и
упырь - один из самых ярких и зловещих
персонажей из всего, что я видел.
Как
тут сыграл сэр Майл Кейн? Замечательно
сыграл, как и обычно. Он изобразил
именно пенсионера, вспомнившего
некоторые вещи из того, чему его учили в
спецназе, а не какого-нибудь Джейсона
Борна. Персонажа Кейна даже
коротенькая пробежка укладывает на
больничную койку с его-то эмфиземой,
так что никакого супергеройства он тут
не показывает. Кейну тут, к сожалению,
мало где есть развернуться чисто
сценарно, однако ряд эпизодов он делает
только за счет своего незаурядного
мастерства и опыта.
Второй
главный персонаж в фильме детектив
Элис Фрэмптон - на мой взгляд, полнейший
мискастинг. Эмили Мортимер здесь и
играет на редкость неубедительна, и на
полицейского детектива похожа так же,
как я - на балерину. Я еще понимаю, когда
в "51 штате"
она сыграла загадочную тетку-киллера
Дакоту - вот там ей это шло. Но тетка-киллер
с непроницаемым выражением лица,
которая, сидя на крыше, расчехляет
оружие и шлет кому-нибудь пулю в лоб -
это одно. А бытовая драма и дама-полицейский,
работающая в гнусном районе и при этом
выглядящая и ведущая себя как
старшеклассница - оно как-то сильно
удивило. Ну не ее эта роль абсолютно.
С
финалом Барбер, в общем-то, не дотянул.
Держать весь фильм на хорошем уровне
саспенса, показывать все достаточно
натуралистично и создавать
определенную атмосферу, а в
заключительной сцене в баре скатиться
к явной голливудщине в худшем ее
проявлении - вот это он, на мой взгляд,
совершенно зря. Это заметно снизило
впечатление.
Тем не менее фильм получился,
на мой взгляд, неплохой. На четверку с
минусом. И прежде всего, конечно, из-за
Майкла Кейна и умения режиссера ярко
создать определенную атмосферу. Мне
этот райончик и этот упырь из
конопляного сада - прямо-таки врезались
в память.
***
Оценки по
пятибалльной шкале
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть