DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Кому дали денег на кино.
| text | html

web-архив: по темам » знаменитости » телеиндустрия » это письмо

2010-03-22 15:42:50

Свершилось то, вокруг чего в кинематографической среде на протяжении нескольких месяцев кипели страсти. Назван список компаний, которые будут получать приоритетное государственное финансирование. Это "СТВ" Сергея Сельянова, "Дирекция кино", возглавляемая Анатолием Максимовым, "ТРИТЭ Никиты Михалкова", "Централ Партнершип" (холдинг "Профмедиа"), "Профит" Игоря Толстунова, студия Art Pictures, принадлежащая Федору Бондарчуку и Дмитрию Рудовскому, Bazelevs Тимура Бекмамбетова и "Рекун" Валерия Тодоровского. Каждому из победителей в этом году выделят по 250 миллионов рублей.

С 2010-го изменилась система государственной поддержки кинематографа. Если раньше все деньги распределялись через Министерство культуры, то теперь основная часть средств, выделенных из федерального бюджета, будет передана в Фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (исполнительный директор - Сергей Толстиков). Фонд получит 2,8 млрд рублей. 849 млн пойдут в Минкульт, который должен сохранить прежние приоритеты в финансировании.

Из 2,8 млрд, полученных фондом, два будут поровну поделены между восемью избранными компаниями. 300 млн рублей пойдут на бонусную программу поощрения студий, чьи картины собрали в кинотеатрах более одного миллиона зрителей, и 500 млн - на создание "социально значимых" фильмов.

Такая система должна действовать в ближайшие два года, после чего обещана ротация.

Вне системы привилегий остались несколько заметных на отечественном кинонебосклоне фигур: Александр Роднянский ("Нон-стоп продакшн"), в лентах информагентств и в новостных телевизионных выпусках он назван совладельцем компании Art Pictures, но это ошибочная информация. Режиссеры и продюсеры Алексей Учитель, Павел Лунгин, Павел Чухрай, Сергей Члиянц ("Пигмалион Продакшн"). Плюс еще насколько имен, включая продюсеров, специализирующихся на артхаусном кино.

Впрочем, лидер российского артхаусного направления - глава компании "Коктебель" Роман Борисевич в разговоре с обозревателем "Известий" Витой Рамм заметил, что спокойно относится к ситуации. "Проблема, наверное, в том, что кинокомпания "Коктебель" не подошла под необходимый формат. Акцент при отборе делался на умении и возможности снимать коммерческое кино", - сказал он.

Теоретически ни у Романа Борисевича, ни у любого другого продюсера, снимающего резонансные авторские фильмы, не должно возникнуть сложностей в получении денег на проекты у Министерства культуры. Но Минкульту резко снизили финансирование. Хватит ли этих денег и на дебюты, и на документальное кино, и на анимацию, и на артхаус, и на продвижение российского кино за рубеж? Это серьезный вопрос.

Самое большое недовольство в отрасли вызвал тот факт, что критерии, по которым отбирались компании, не были озвучены своевременно. Параметры отбора исполнительный директор Сергей Толстиков обнародовал лишь в минувшую пятницу - но уже вместе с результатами выбора.

Критерии эти были разработаны компанией Movie Research. Учитывались, как было сообщено прессе, "оценка зрителей кинотеатров, оценка телезрителей, участие в крупнейших кинофестивалях (Каннском, Венецианском, Берлинском и Московском), полученные призы и награды, а также продолжительность деятельности на рынке и текущая активность". По словам главы Movie Research Олега Иванова, кассовая выручка не бралась в расчет, поскольку в разные годы у фильмов было разное количество экранов. Действительно, когда в 1997 году появился "Брат", кинотеатрального проката фактически не было. "Бумер" в 2003-м вышел на 30 копиях. А сейчас у хитов отечественного проката по тысяче с лишним копий.

Как пояснил Иванов, были составлены списки отечественных фильмов %%VYNOS1%%последних десяти лет и компаний, их выпускавших. По каждому из критериев компаниям присваивались баллы. Лидером стала "СТВ" Сергея Сельянова, набравшая 133 балла.

Один из вопросов, на которые общественность пока не находит ответа: почему студий именно восемь? По нашим сведениям, в процессе обсуждения возникали и совсем экстремальные варианты: четыре или пять. Но некоторые лидеры отрасли - Сергей Сельянов и Федор Бондарчук, например, - пытались убедить людей, принимающих окончательное решение, что студий должно быть больше. Окажись их 10-12, и ситуация в кинематографической среде была бы сейчас не такой напряженной. Действительно, у замыкающей список компании Валерия Тодоровского "Рекун" - 39 баллов. А у идущей следом "Пигмалион Продакшн" Сергея Члиянца - 37. Два балла - слишком небольшое расхождение, чтобы поставить эти студии в разные условия существования. Ведь все избранные не просто стали богаче на 250 миллионов рублей. Благодаря полученной от государства "подушке безопасности" у них сейчас куда более благоприятные условия для привлечения сторонних средств и инвестиций, чем у их коллег и конкурентов.

Но, как сказал в беседе с "Известиями" продюсер Сергей Члиянц, его огорчает не тот факт, что его компания и "РЕН Фильм" делят девятое и десятое место, а студий выбрано всего восемь. "И восемь, и девять, и десять в данном случае - абсурдные величины, - полагает Члиянц. - В СССР существовало 18 студий и внутри них 40 творческих объединений. Это и обусловливало разнообразие репертуара: от "Сталкера" до "Пиратов ХХ века". На этом поле не может быть тысяча игроков. Но и восемь тоже неправильно".

По информации, которой располагают "Известия", кандидатуры "избранных" тасовались до самого последнего момента. Мало кто ожидал увидеть среди них студию Bazelevs Тимура Бекмамбетова. Просто потому, что послужной список из проектов, привлекших наибольшее внимание зрителей, у "Дирекции кино" и Bazelevs совпадает почти полностью. Без участия Константина Эрнста и Анатолия Максимова студия Бекмамбетова из заметных на российском рынке фильмов пока произвела только "Черную молнию". Появление этой компании в списке подлило масла в огонь разговоров о лоббизме. Хотя в том, что Бекмамбетов, помимо всего прочего, еще и одаренный продюсер, мало кто сомневается.

Буквально за пару дней до принятия окончательного решения из списка вылетела студия Russian World Studios (принадлежащая АФК "Система" компания, выстроившая в Петербурге современные съемочные павильоны). Хотя позиции RWS в этом списке поначалу казались "железобетонными", присутствие ее вызывало самое большое количество вопросов. Ведь если критерием являются выпущенные компанией фильмы, то здесь RWS вряд ли можно назвать по-настоящему конкурентоспособной. А если производственные мощности - логично включить в число избранных "Мосфильм", "Ленфильм", Киностудию им. Горького и так далее. Но речь ведь идет о поддержке продюсеров, то есть креативной составляющей проекта, а не фабрики по предоставлению производственных услуг.

Кстати, по нашим сведениям, в некоторых предварительных раскладах "Мосфильм" фигурировал. Но, как сказал "Известиям" Карен Шахназаров (в номере от 24.12.2009), он в любом случае отказался бы от государственных денег. Карена Георгиевича можно понять. "Мосфильм" сейчас отлично работает как кинофабрика. Если, предположим, он получит еще и 250 млн рублей на кинопроизводство, то возникает вопрос - на какие проекты их направить? В случае с Шахназаровым к чисто прагматичным соображениям будет примешиваться еще и "человеческий фактор": многие ветераны студии хотят снимать, но далеко не все их проекты в последнее время имеют фестивальный успех или широкий зрительский резонанс. В общем, Шахназаров эту ответственность с себя снял. А продюсеры вошедших в список избранных компаний, напротив, всячески подчеркивают, что готовы нести ответственность за экспертизу проектов. То есть переложить на себя частично ту задачу, которая раньше была исключительно на Министерстве культуры и с которой Минкульт, по мнению многих, не справился - поддерживая проекты, того не стоящие, и распыляя средства. Следует добавить, что при Фонде поддержки отечественной кинематографии создан экспертный совет.

У меня в компьютере есть документ, на мой взгляд, являющийся лучшим свидетельством необходимости перемен. Это список фильмов, премьера которых состоялась с июля по декабрь 2009 года. Как человек, профессионально следящий за процессом, из 59 названий я видела десять. Еще о нескольких слышала. Оставшиеся 45 - абсолютно неведомая величина. Между тем почти все эти фильмы сняты при государственной поддержке...

В идеале то, что больше всего возмущало, - выделение средств на проекты, которые потом никто никогда не увидит, - при новой системе должно стать невозможным. Денег, которые могут незаметно уплыть по лоббистским каналам, в Минкульте попросту не будет. Но главный вопрос все-таки не в этом. Главное - удастся ли сделать то, ради чего реформа затевалась: создать систему крупных студий, которые смогут стать опорными точками в российской киноиндустрии. Думаю, однозначно ответить на данный вопрос пока не возьмется ни один ответственный человек. Но попытка двинуться в этом направлении выглядит вполне обоснованной.

Кто сколько баллов набрал

"СТВ" 133 "Дирекция кино" 89 "ТРИТЭ Никиты Михалкова" 78 "Централ Партнершип" 68 "Профит" 53 Art Pictures 47 Bazelevs 46 "Рекун" 39 Те, кто остался за чертой: "РЕН фильм"37 "Пигмалион"37 Studio Rock30 "Красная стрела"26 "Топ лайн"26 MB Production24 "Реал Дакота"20 Comedy Club Production18

МНЕНИЯ

Павел Лунгин

Студия ЛУЧ не успела попасть в список

У меня нет ясности, как будет функционировать эта новая система, и как будет жить моя студия. В принципе надо бы вступать в альянс с кем-нибудь из "больших". Но что такое "большой" в нынешних условиях? 250 миллионов рублей - это разве большие деньги для кинематографа? Они уйдут целиком на проекты самих студий. Такие режиссеры, как Алексей Учитель, Павел Чухрай, я, - мы и раньше самостоятельно искали деньги под свои проекты, и будем продолжать это делать. Мы, кстати, начали процесс объединения наших компаний в студию ЛУЧ (Лунгин, Учитель, Чухрай), но, к сожалению, начали слишком поздно. Конечно, если бы наши картины рассматривались в совокупности, мы бы набрали достаточное количество баллов и прошли в этот пул. Хотя сейчас явно делается ставка на менеджеров. И Федя Бондарчук, и Тимур Бекмамбетов - они не только режиссеры, но и отличные менеджеры. Чего о себе сказать не могу.

Я вообще изумлен, что были какие-то критерии, рейтинги, считали баллы. Деньги государственные. Могли дать, кому захотят, без объяснений. Кстати, ни по одной из выбранных студий у меня сомнений нет. Мы обсуждаем не список, а принцип.

За государством осталась функция поддержки артхауса. Но с артхаусом, на мой взгляд, у нас все в порядке. У нас не хватает качественного мейнстрима. Возникнет ли он при новой системе? Не знаю.

Федор Бондарчук

Все силы и средства - "Сталинграду"

Я очень позитивно отношусь ко всему произошедшему. Это ведь не новая идея, на рынке она фигурирует уже в течение нескольких лет. Ну у кого могут возникнуть вопросы к правомерности появления в списке Сельянова? Или Михалкова? Или "Дирекции кино"? Или студии "Централ Партнершип"? Это эффективные компании. За каждой из названных студий стоят персоналии. Серьезные, зарекомендовавшие себя люди. Я вообще уверен, что надо брать не валом, а эффективностью. Ну что толку, что средства раньше распылялись тонким слоем между более чем ста названиями?

Если мне удастся выстроить с течением лет крупную компанию, я бы хотел делать каждый год один или два крупных проекта-события. Плюс - один или два репутационных артхаусных фильма. И еще один-два проекта - среднебюджетный мейнстрим.

Но для меня это дело будущего. В ближайшее время основные наши силы и средства пойдут на "Сталинград"... Сейчас мне пока не все понятно в смысле синергии, возможности копродюсерства. Но, полагаю, в результате этой реформы могут возникнуть крупные студийные конгломераты.

Самые громкие проекты студий-победителей за последние 10 лет

"СТВ": "Сестры" (реж. Сергей Бодров-младший), "Кукушка" (реж. Александр Рогожкин), "Монгол" (реж. Сергей Бодров), "Груз 200" (реж. Алексей Балабанов).

"Дирекция кино": "Ирония судьбы. Продолжение" (реж. Тимур Бекмамбетов), "Адмирал" (реж. Андрей Кравчук), "Каникулы строгого режима" (реж. Игорь Зайцев).

"ТРИТЭ Никиты Михалкова": "72 метра" (реж. Владимир Хотиненко), "Статский советник" (реж. Филипп Янковский), "12" (реж. Никита Михалков), "Утомленные солнцем-2" (реж. Никита Михалков).

"Централ Партнершип": "Бой с тенью" (реж. Алексей Сидоров), "Волкодав" (реж. Николай Лебедев), "Марс" и "Русалка" (режиссер обеих картин Анна Меликян).

"Профит": "Водитель для Веры" (реж. Павел Чухрай"), "Питер FM" (реж. Оксана Бычкова), "Путешествие с домашними животными" (реж. Вера Сторожева), "Все умрут, а я останусь" (реж. Валерия Гай Германика).

Art Pictures: "9 рота", "Обитаемый остров" и "Обитаемый остров. Фильм 2" (режиссер Федор Бондарчук), "Жара" (реж. Резо Гигинеишвили).

Bazelevs: "Дневной дозор", "Ночной дозор", "Ирония судьбы. Продолжение" (режиссер всех трех картин Тимур Бекмамбетов). "Черная молния" (режиссеры Александр Войтинский и Дмитрий Киселев).

"Рекун": "Реальный папа" (реж. Сергей Бобров), "Тиски", "Стиляги" (режиссер обеих картин Валерий Тодоровский).

Источник



web-архив: по темам » знаменитости » телеиндустрия » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru