Чеширского кота прям с меня
рисовали. Красив - необыкновенно. Радость кота Бублика
Нет,
это вовсе не экранизация "Алисы в
Стране чудес" Льюиса Кэррола, как
думало подавляющее большинство
зрителей и критиков. Бертон снял совсем
другую историю, но почти с теми же самыми
персонажами. Алиса (Миа Васиковска)
здесь - девятнадцатилетняя дылда,
которую заставляют выйти замуж за
потомственного лорда Хэмиша (Лео Билл) -
рыжеволосого напыщенного болвана с
безвольным подбородком и бесконечными
запорами. Разумеется, Алисе не хочется
замуж за этого слизняка, но тут - вот
радость! - подвернулся Белый кролик (Майкл
Шин), который заманил девушку в кроличью
нору, ведущую в Страну чудес...
Поначалу вроде все
развивалось почти так же, как и в книге.
Алиса должна выпить что-нибудь, дабы
вырасти, съесть что-нибудь, дабы
уменьшиться и пройти в маленькую
заветную дверцу, а в Волшебном саду
Страны чудес она встречает Труляля и
Траляля (Мэтт Лукас), Белого кролика (Майкл
Шин), Чеширского кота (Стивен Фрай) и
Голубую гусеницу (Алан Рикман).
Вся
эта компания объясняет девушке, что она
когда-то была в Стране чудес. Давно-давно,
еще в книжке Льюиса Кэррола. А сейчас ее
сюда призвали для того, чтобы Алиса
одержала победу над злобной Красной
королевой (Хелена Бонем Картер), которая
узурпировала корону у Белой королевы (Энн
Хатауэй), тиранит по-всякому подданных,
требует непрерывного сноса голов с плеч,
а хорошие отношения поддерживает только
с Валетом (Криспин Гловер), выполняющим
ее преступные приказы.
Алиса
в недоумении. Она совершенно не помнит,
что уже была в Стране чудес - разве что в
своих снах, о которых она постоянно
рассказывала отцу. И девушка не понимает,
каким образом она, простая девчушка и
вовсе даже не Жанна д'Арк, сумеет одолеть
злобных чудовищ Бармаглота и
Брандашмыга.
Компания из Страны чудес
разочарована. Кто-то даже высказывает
подозрение в том, что это - совсем другая
Алиса. Ненастоящая. Но тут даже мудрая
Голубая гусеница не может дать
однозначный ответ - Алиса это, да не та,
или та, но не Алиса.
Девушке
ничего не остается, как двигаться дальше
по Стране чудес. Разумеется, скоро она
попадет на Безумное чаепитие, где
познакомится с Очумевшим зайцем, Соней (Барбара
Уиндзор), а главное - с Безумным
шляпником (Джонни Депп). Шляпник поможет
Алисе скрыться от злобного Валета, потом
будет знакомство с Красной королевой, ну
и, в общем, пошло-поехало. Там уже
недалеко и до сражения с Брандашмыгом.
***
Большинство
претензий зрителей и критиков к этому
фильму сводятся к простому постулату:
"А я-то думал, что это будет
экранизация классики Льюиса Кэрролла".
А раз это не экранизация, говорят
критики, значит, Бертон продался "Диснею"
и снял свою худшую картину. Потому что от
книжки Кэрролла, мол, ничего не осталось.
Логика
совершенно потрясающая. Бертон никогда
и не обещал экранизацию "Алисы в
Стране чудес". Он с самого начала
заявлял, что это будет произведение "по
мотивам", да и, зная творчество
Бертона, можно было с легкостью
предполагать, что этот режиссер не
станет следовать классическим канонам.
Более
того, Бертон прямо в фильме все
подробнейшим образом объяснил. Да, Алиса
уже была в Стране чудес. Но сейчас она
выросла и снова попала в Страну чудес,
которой грозит опасность. Алиса должна
спасти слегка психованных обитателей
этого чудесного кусочка психованной
сказки, чтобы они могли и дальше
психовать, не опасаясь дикого крика
Красной королевы: "Голову с пле-е-е-е-ечь"!
Скажу
сразу - мне очень понравилось, как это
сделано. Понравилось, даже несмотря на
то, что я не выдержал и посмотрел картину
в дубляже, хотя сначала, как обычно,
собирался дожидаться ее выхода в
оригинале.
Бертон сделал свою
собственную Страну чудес и своих
собственных обитателей этой страны - уж
он-то имеет на подобный эксперимент
полное право, ведь это - один из самых
оригинальных и необычных современных
режиссеров-сказочников.
Критики
упрекают Бертона в том, что он, мол,
слишком сильно вывел на первый план
Безумного шляпника. Ну да, вывел! Ну так
это Джонни Депп, с которым Бертон делает
уже седьмую картину! Шляпник здесь -
очень важный персонаж: нечто вроде вроде
главы психованного Ля Резистанса,
противостоящего Красной королеве.
Деппа тут очень сильно
загримировали, и из-под безумных глаз
Шляпника старина Джонни не очень-то
проглядывает, но персонаж тем не менее
получился очень яркий и интересный.
Впрочем, в российском варианте Шляпника
явно испортили озвучкой - в оригинале он,
когда злится, начинает говорить с
шотландским акцентом, и это, должно быть,
очень любопытно.
Красная
королева - один из лучших персонажей
картины, и это, поверьте, нечто
крышесносящее. Во-первых, изумительный
грим и эффектнейшая компьютерная
обработка. Хелене Бонем Картер перед
съемками приходилось по три часа сидеть
и ждать, когда ее загримируют, а кроме
того, все сцены с королевой потом
обрабатывались на компьютере, чтобы
увеличить персонажу голову - результат
получился изумительный. Кроме того, надо
отдать должное самой актрисе (и по
совместительству - жене и музе Тима
Бертона) - она изобразила неимоверно
яркий характер: смешная агрессия,
забавные тиранические наклонности и
одновременно - томное таянье льдов при
виде своего обожаемого Валета.
Следующий
роскошный персонаж - Чеширский кот. Он и
нарисован замечательно, и озвучен
прекрасно - самим Стивеном Фраем (я
эпизоды с котом в оригинале смотрел в
виде отдельных роликов). Впрочем, в
российском варианте Чеширского кота
озвучивал сам Александр Ширвиндт, так
что тут зрители, с одной стороны, если
что и потеряли, то, с другой, много чего
приобрели.
Труляля
и Траляля производят совершенно шоковое
впечатление. Вроде как персонажи
совершенно мультипликационные и
гротескные - два колобкообразных пузана
в полосатых майках и штанах на помочах, -
однако тут сработал эффект технологий XXI
века: они смотрятся неимоверно
достоверно и реалистично, просто дрожь
берет. И физиономии у этих близнецов
казались очень и очень знакомыми: я уже
после просмотра посмотрел кастинг и
понял - это же Мэтт Лукас из Little Britain!
Чокнутый
заяц был очень забавен, но, пожалуй,
чересчур суетливый и откровенно
сбрендивший. Книжный персонаж был более
тонок.
Ну и, пожалуй, единственный
персонаж, который мне не понравился
совершенно - это садовая соня. Бертон там
совершенно изменил типаж, а вот зачем -
не понятно. Прежний блеск там пропал, а
новый не появился даже рядом. Впрочем,
конечно, нужно будет еще пересмотреть в
оригинале.
Воссозданный
Бертоном мир Страны чудес - производит
совершено завораживающее впечатление.
Это уже совсем не мультик. Это именно
новый мир - немного похожий на то, что
сделано в "Аватаре".
На большом экране, да еще и в 3D - это
выглядит просто потрясающе, временами
аж дух захватывает.
Кстати, Бертон не стал сразу
снимать "Алису" в 3D, в отличие от
Кэмерона. Он посчитал трехмерные камеры
слишком громоздкими, поэтому снимал
сначала обычными камерами, и уже потом
переводил картину в 3D. В результате
бюджет фильма заметно вырос.
Мне
приходилось читать в отзывах, что, мол, 3D
в этом фильме совершенно не нужен, и этот
эффект добавлен исключительно ради моды
и маркетинговых соображений. Не знаю,
как мода и маркетинг, но когда я смотрел
"Алису" в SuperD, то трехмерность там
была не просто к месту, а часто создавала
совершенно замечательный эффект
присутствия. Настолько замечательный,
что я, скорее всего, еще раз пойду это все
смотреть в трехмерном изображении -
хочется получше рассмотреть все детали
созданного Бертоном мира.
Алиса?
Миа Васиковска в роли Алисы мне не очень
понравилась - она намного лучше
выглядела в реальном мире, где с
отвращением смотрела на Хэмиша, нежели в
Зазеркалье. Но оно и понятно - в мире
обаятельных долбанутых фриков обычная
девушка и должна смотреться явно лишней.
Также не вполне понятна была
идея с Белой королевой - она у Бертона
получилась слишком манерной и не особо-то
тянула на Безусловные Силы Добра. Я так
думаю, что, получив власть, Белая
королева там еще много кому бошки-то
поотшибает...
В
общем, несмотря на определенные
замечания, мне очень понравилось. Дивный,
хотя и мрачноватый, мир, несколько
совершенно изумительных персонажей,
впечатляющие эффекты 3D и атмосфера
воссозданного мира на уровне
спецэффектов XXI века. Оно, конечно, еще не
"Аватар",
но по уровню производимого впечатления
у меня находится в рейтинге сразу после
"Аватара".
Предъявлять
же Бертону претензии в том, что он не
стал экранизировать книгу Кэрролла лоб
в лоб - глупо. Он - Бертон. Он всегда
делает, что хочет - имеет право. Фразы из
серии "это худший фильм Бертона" -
оставлю на совести тех, кто их
произносит. По мне - так это если не самый
лучший фильм Бертона, то уж в любом
случае - самый яркий и эффектный.
P.S. Кстати, прокатывается
картина более чем здорово. $116 миллионов
в первый уикэнд в Штатах - это, по-моему,
рекорд. "Аватар"-то в первый уик-энд
взял $77 миллионов в Штатах. А по общим
сборам уже ясно - сто процентов
перевалит за три миллиарда. Не знаю,
будет ли у "Алисы" такой же эффект
"сарафанного радио", но миллиарда
полтора - точно соберет. И это очень даже
хорошо.
P.P.S. А вот так это выглядело в
процессе съемок.
***
Оценки по
пятибалльной шкале
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть