В ближайшем будущем восстановления автомобильного рынка России после кризиса ожидать не приходится, делать точные прогнозы по-прежнему трудно. Свои прогнозы на 2010 год и оценку 2009 года в среду представила одна из крупнейших мировых аудиторских компаний PricewaterhouseCoopers.
В 2009 году авторынок РФ сократился на 56 % в количественном выражении (включая подержанные иномарки) и на 61 % - в денежном. При этом наименьшее снижение произошло в сегменте иномарок российского производства (-38 %) – в кризис они оказались самыми востребованными потребителями. А вот продажи подержанных иномарок после повышения пошлин в январе 2009 года сократились на 97 %, в то время как импорт новых автомобилей снизился на 57 %.
Продажи российских автобрендов упали в 2009 году на 44 %.
Объемыпродаж постепенно начинают стабилизироваться, но существенного роста ожидать не приходится. Складские запасы, продававшиеся со значительным дисконтом, в настоящее время распроданы, безработица остается высокой, а уверенность потребителя в стабильности – низкой.
Продажи новых машин снизились на 49 % в количественном исчислении. Больше всего пострадали японские бренды, в том числе в связи с высоким курсом иены, а также марки GM Group и Ford Group. Самыми успешными оказались бренды BMW, KIA, Volkswagen и PSAPeugeotCitroen – у них самые низкие показатели сокращения продаж.
Продажи иномарок российской сборки также снизились, но в меньшей степени. Это связано с обесцениванием рубля и государственной поддержкой – субсидированием ставок по кредитам для машин российского производства.
На 2010 году PwC традиционно предлагает два возможных сценария: оптимистический и пессимистический. В рамках оптимистического сценария предполагается 15-процентный рост продаж при общем объеме реализации 1,6 млн автомобилей. Пессимистический – снижение продаж на 5 % при общем объеме реализации около 1,3 млн автомобилей.
В общемировом масштабе российский авторынок по-прежнему имеет высокий потенциал – в долгосрочной перспективе. Достижение показателя насыщения рынка на уровне 400 машин на 1000 человек предположительно будет к 2025 году.