Масштабный ребрендинг сети АЗС компании "Газпром нефть" может изменить расстановку сил на российском топливном рынке.
Компании "Газпром нефть" на территории России принадлежит порядка 850 АЗС. Для сравнения: у "Лукойла" около 2 тыс. заправок, у "Роснефти" - 1700, у ТНК-BP - 1400. Но, в отличие от конкурентов, на момент запуска программы ребрендинга (сентябрь 2009 года) "Газпром нефть" располагала довольно неоднородной по формату и уровню сервиса сетью, представленной такими брендами, как "Сибнефть", "Славнефть", "Альянс" (Киргизия), "Новосибирскнефтепродукт". Не посвященные в детали топливного рынка потребители едва ли могли соотнести все эти вывески с "Газпром нефтью". Но уже через три года компания намерена вывести бренд сети АЗС "Газпром нефть" в лидеры национального рынка; на это предполагается потратить около 7 млрд рублей. Ребрендинг представлялся логичным шагом стратегического развития компании. Помимо смены вывески проект предусматривает техническую модернизацию АЗС, развитие сервисов и расширение сети. По мнению аналитиков, экспансия "Газпром нефти" будет происходить как в столицах, так и в регионах. При этом наибольший количественный рост сети ожидается в регионах, где рынок испытывает недостаток качественного предложения. По словам директора по региональным продажам "Газпром нефти" Александра Крылова, "компания заинтересована в расширении сети и наращивании числа собственных АЗС как в России, так и за рубежом, совсем недавно компания приобрела сеть из 40 станций в Челябинской области - новом для нее регионе". Кроме того, в октябре этого года "Газпром нефть" закрыла сделку по приобретению 19 автозаправочных станций в Таджикистане.
На первый взгляд запуск программы в разгар кризиса вызывает вопросы. Однако эксперты говорят, что кризис в данном случае не помеха. Аналитик ИК "ФИНАМ" Александр Еремин полагает, что ребрендинг является составной частью долгосрочной стратегии компании и носит антикризисный характер: "Путем проведения ребрендинга менеджмент компании рассчитывает повысить уровень продаж в розничном сегменте. "Газпром нефть" всегда активнее других нефтяных компаний развивала ритейл. Если говорить о преимуществах ребрендинга в кризис, основное из них - снижение затрат на осуществление проекта. Затраты могли сократиться на 10-15%, что немало, ведь эффект от реализации программы при этом будет носить долгосрочный характер".
Кроме того, по мнению экспертов и участников рынка, экономический кризис укрепил позиции вертикально интегрированных нефтяных компаний на топливном рынке. "Некоторые независимые операторы вынуждены обращаться к услугам посредников при закупке бензина; они переживают не лучшие времена, сокращая привычные сервисы, - говорит аналитик УК "Брокеркредитсервис" Андрей Полищук. - "Газпром нефти" эти трудности неведомы. Компания выбрала весьма удачный момент напомнить потребителям, что такое по-настоящему надежный и сильный бренд с высокими стандартами качества топлива и обслуживания".
Кстати, в борьбе за рынок ставка делается именно на развитие сервисов и внедрение новых форматов работы с клиентами. По словам Александра Крылова, "станции сети будут приведены к трем общепринятым форматам - "эконом", "стандарт" и "премиум". АЗС будут различаться набором дополнительных услуг при едином качестве топлива по средней для рынка стоимости". В "Газпром нефти" говорят, что прорабатывают возможность сосуществования разных ценовых форматов, исходя из различных типов АЗС. Также в планах компании - внедрение программ лояльности, в частности, единой национальной дисконтной программы, распространяющейся на топливо и дополнительные услуги. Впрочем, "Газпром нефть" вряд ли пойдет по пути жесткой ценовой конкуренции. По мнению Андрея Полищука, "может быть, поначалу цены и будут несколько ниже, чем у конкурентов, но это не будет решающим фактором в борьбе за рынок". Если главная идеологическая цель ребрендинга - вызывать четкие ассоциации с "большим" "Газпромом", его ценностями, возможностями и гарантиями - будет достигнута, вопросы лояльности и доверия снимутся автоматически.