DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
В гостях у комикса
| text | html

web-архив: авторские рассылки » CARICATURA.RU » новости сайта и мира карикатуры » это письмо

 

В гостях у комикса

В отечественной педагогике комиксы для детей – редкая практика. Между тем, мировое сообщество давно использует легкий и доступный жанр в образовательных целях. Что о наших и не-наших комиксах должны знать родители?

Если у нас детство ассоциируется со школьным букварем, то для каждого второго француза первой книгой становится комикс. Это подтверждают социологические исседования, свидетельствующие, что комиксы сегодня стали самым популярными книгами французских семейных библиотек. А вот каждый третий украинский родитель, мало знакомый с жанром и историей комиксов, по-прежнему считает, что это, во-первых, исключительно детская литература, во-вторых – слишком упрощенное чтиво, чтобы считаться серьезной книгой. А значит – сомнительное развлечение по форме и содержанию. Полезнее читать книги. Точка. Насколько аргументированы заявления противников комиксов, и какую пользу приносит детям чтение рисованных историй, «24» выясняла у психологов.

Макулатура или литература?
У детей, «подсаженных» недальновидными родителями на комиксы, нарушаются тонкие функции восприятия, анализа и интерпретации текста. Набор картинок с подписями-«пузырями» затормаживает развитие абстрактного мышления, а застывшая картинка не позволяет детской фантазии проявить себя в полную силу. Они еще хуже мультиков. Ведь на экране есть по крайней мере смена кадров и динамика. К тому же герои комиксов редко отличаются значительным словарным запасом, и, кроме прямой речи, в подобной псевдолитературе редко встретишь какие-либо другие формы художественного изложения: поэтические описания природы, ироничный подтекст или серьезные умозаключения. Мириться с примитивизмом рисунков и сюжетов, глупостью микки-маусов и дональд-даков не стоит. А еще обязательно следует избегать скрытой во многих комиксах жестоко­сти и насилия, исходящих от фантастических героев-мутантов – то ли пауков, то ли летучих мышей.

Таков примерный набор аргументов у противников «девятого искусства». Для неподготовленного родителя звучит весьма убедительно.

Тем не менее, сегодня на полках книжных магазинов в отделе детской литературы при желании можно отыскать не только спайдерменов и микки-маусов, но и педагогические пособия по истории, чтению и иностранному языку, изданных в виде комиксов. Возможно, комиксы могут быть полезными? Во Франции, Германии, Италии и Польше, где с помощью комиксов детям прививается любовь к чтению, рисованные истории (РИ) прочно укоренились в педагогическом арсенале и играют большую образовательную роль. А как у нас?

Наша графическая проза
Большинство причастных к «девятому искусству» специалистов отмечают, что в Украине этот жанр только зарождается и в большей степени тяготеет к серьезному (читай – взрослому) европейскому стилю, чем к детской тематике. Несмотря на наличие у нас профессиональных и получивших европейское признание комиксмейкеров, большинство детских комиксов импортируется из-за рубежа (исключение – редкие публикации комиксов в отечественных детских журналах). Это либо простые, незамысловатые истории от российских издателей, реже – переведенные (силами тех же российских издателей) зарубежные бестселлеры, либо же комиксы-учебники. О популярных на Западе комиксах-романах говорить не приходится. По словам главного редактора журнала «К 9» Алексея Олина, наша старшая публика по-прежнему склонна путать комиксы с карикатурными историями в газетах. Все надежды приобщить украинцев к этому молодому жанру мирового искусства возлагаются на подрастающее поколение. «Изначально наш журнал адресовался подросткам и, возможно, взрослым, – говорит Олин. – Сегодня мы понимаем, что нужно проводить четкую возрастную градацию. Так, к концу этого года в свет выйдет первый выпуск журнала «К 9 Junior», рассчитанный на аудиторию от 4-х до 11-ти лет. Художники и сценаристы будут работать в связке с педагогами и психологами. Цель нашего проекта – показать, что комиксы – это не простое вдалбливание супергероев в детские головы, а качественный педагогический инструмент». В планах украинских издателей также переводить и выпускать на территории Украины популярные в США комиксы для детей.

Родителям-комиксоводам
Нашим мамам и папам вместо опасений и безуспешных попыток оградить свое чадо от «тлетворного влияния низкопробной литературы» стоит придерживаться нескольких простых правил.

1. Оптимальный возраст. Большинство отечественных психологов не советуют преждевременно знакомить ребенка с комиксами. В зависимости от возникшего у ребенка интереса, комикс (как и любая детская книга с яркими иллюстрациями) вполне может сыграть роль первого «букваря». Главное – предоставить маленькому читателю максимально широкий выбор из книг и комиксов и проследить за его реакцией. «Говорить о том, что ребенок воспринимает комиксы, можно начиная лет с 6 – 7, – говорит детский психолог Елена Голубева». – Форма комикса, т. е. картинка и подпись, как нельзя лучше рассчитана как раз на логику детского мышления». Вспомните, ведь часто именно в детских рисунках на одном листе изображено одновременно несколько действий героев. Этот же принцип используется и в комиксах. Кстати, маленького ребенка знакомство с комиксами может подтолкнуть к художественному освоению реальности, так как в возрасте 5 – 6 лет дети рисуют уже достаточно хорошо, чтобы их рисунок был понятен другим. «В своей практике, – продолжает психолог, – я часто задаю детям нарисовать историю в картинках так, чтобы она была понятна человеку, который ее не знает. Помимо творческой стороны, этот метод используется и для диагностики психологического состояния ребенка».

2. Форма и содержание. Покупая комикс для ребенка, родителям стоит обратить внимание, так сказать, на форму и содержание. По содержанию многие детские комиксы обращаются к архетипическим образам – так комиксы выполняют ту же роль, что и сказки. Многие РИ – это рассчитанные на детей мини-энциклопедии по истории, географии и ботанике. «Но содержание комиксов имеет также и авторскую интерпретацию (как художественную, так и литературную). – утверждает Елена Голубева. – Родителям нужно понимать, что по своей форме комикс настолько отвечает детскому развитию и мышлению, что ребенок «проглотит» любое содержание. Поэтому если выходить на рекомендации, то нужно обращать больше внимание как раз на содержательную сторону, а не на яркость иллюстраций». При выборе руководствуйтесь собственной логикой: насколько «по-детски» прорисованы картинки, не слишком ли много натурализма. Нередко на обложках детских комиксов указан рекомендуемый возраст. При этом, не забудьте перечитать комикс прежде, чем он попадет в руки ребенку.

3. Ассортимент обязателен. Простое требование – обеспечить ребенка достаточным литературным набором, в котором будут и привычные хорошо иллюстрированные сказки о Буратино и Белоснежке, и книги без рисунков, и детские журналы вроде «Познайко», к сожалению, это правило редко соблюдается родителями. Детская библиотека, говорят психологи, должна быть максимально разнообразной. Чем больший у ребенка будет выбор, тем больше шансов у него на интеллектуальное развитие.

История двоится
Исследователи комикса обнаруживают его корни в наскальной живописи, лубочных картинках, в агитплакатах футуристов и даже житийных иконах. Конечно, это весьма условно. Но как всякий жанр искусства комикс определенно имеет свою историю. Основных версий его возникновения две: американская и европейская. Согласно первой, в 1895 г. первым полноценным героем комиксов стал персонаж по имени Микки Дьюген или Желтый Малыш (Yellow Kid), созданный американским карикатуристом Ричардо Аутколдом для газеты «Sunday New York World». Подняв рейтинги газеты до невиданных высот, карикатура Yellow Kid вскоре переросла в связанную общим сюжетом серию рисованных историй. В трактовке европейцев, отцом всех современных комиксов стал английский карикатурист Томас Роулендсон, создав в начале ХIХ века для местных газет серию графических рисунков о похождениях доктора Синтаксиса.

Комические перспективы
В Украине старшее поколение не знает и не интересуется комиксами. Основная аудитория РИ – подростки. За последнее время большой популярностью среди школьников (как и среди взрослых) пользуются японские комиксы манга, большин­ство из которых можно найти в интернете. «Комикс – это та же история, рассказанная детям при помощи рисунков и диалога, – говорит ведущий украин­ский комиксмейкер Игорь Баранько. – В информационном плане он ничем не отличается от книжки о Гарри Потере или мультфильма о Чебурашке. Не стоит выделять комикс в отдельную категорию, отличную от детских книжек, анимации или детского кино. Детям, как и взрослым, нужно давать возможность выбирать».

Это интересно
Комикс в Африке – не комикс
Понятие «комикс» (Comic Book) имеет американские корни (от англ. сomic – смешной) и распространено только в англоязычных странах и США. В большинстве же европейских стран и в Японии графическая проза имеет свои оригинальные названия. Во Франции – bande dessinue (или просто – BD – рисованные истории), в Италии – fumetti, в Германии – bidelborgen, в Сербии и Хорватии – strip, в Японии – manga, в Гонконге – manhua.

По встречной...
«Комикс никогда не был формой повествования для детей, которую якобы со временем присвоили взрослые, – пишет в книге «Искусство комикса» известный польский историк кино Е. Теплица. – Линия развития была противоположной... Первыми героями комиксов были дети, увиденные глазами взрослых. Они представляли собой, скорее всего, медиумов, по­средством которых авторы смотрели на американское общество». Сформировавшись вначале как жанр для взрослых, первые американские комиксы по мере развития индустрии, обратились к детям. В Совет­ском Союзе комиксы, напротив, долгое время считались исключительно детским развлечением (начиная от классических «Чижа» и «Ежа» и продолжая «Мурзилкой» и «Веселыми картинками»).

Японский формат
Мировую известность получил оригинальный японский стиль манга (по япон. – «гротески»), развившийся в целую самобытную школу рисованных историй. Его основателем считается Катсухиро Отомо. Сегодня это один из наиболее популярных жанров графического искусства. В Японии черно-белую и цветную мангу читают не только дети, но и взрослые (существуют даже жанры эротической и порнографической манги). В Японии комиксы активно используются и в учебном процессе. Воспитатели и педагоги убеждены, что школьная информация, переведенная на язык рисунка, быстрее и легче воспринимается детьми. Поэтому «переводу» нередко подвергаются классические литературные произведения.

С середины ХХ в. манга превратилась в крупную отрасль японского издательства с финансовым оборотом в $500 млн. и приобрела мировую популярность – особенно в США, где продажи японских комиксов, по данным на 2006 г., достигли $175–200 млн.

Комментарий
Елена Голубева
, детский психолог
Опасения психологов и педагогов относительно того, что примитизированные истории могут затормозить развитие ребенка, с моей точки зрения, слишком преувеличены. Подобные утверждения имеют смысл только тогда, когда у ребенка нет доступа к книгам, кино, театру и т. д. и кроме комиксов ничего не воспринимает. Но такого не бывает. Если же у родителей вызывает беспокойство любовь их чада к комиксам и нелюбовь к книгам, им следует просто предлагать ребенку закончить историю по-своему. Любым способом: нарисовать, рассказать, подготовить актерское выступление. Или придумать другую историю как продолжение прочитанной в комиксе.

Комикс как способ обучения ребенка чтению, письму, ботанике или истории – это один из качественных педагогических инструментов, и не следует относится к такой «науке» слишком предвзято. Конечно, нельзя ограничиваться в обучении только комиксом. Мне известны случаи, когда после комиксов ребенок начинал интересоваться историей, физикой или той же литературой. Впрочем, смотрите сами, насколько малышу интересен комикс, и делайте выводы.

Человеку, у которого слабо развито воображение и так называемое художественное мышление, увлечение комиксами может действительно навредить. Но в целом, рисованные истории – безвредны. Комикс защищен условностью рисунка. Здесь можно задаться вопросом, что хуже, порнографическое фото или порнографический комикс? При такой постановке вопроса комикс безопаснее, даже если это рисованный натурализм. Также слишком условны высказывания, что комиксы – это плохой вкус и низкая художественная эстетика. Если подросток или ребенок не имеет возможности сравнить жанр комикса с другими жанрами искусства, тогда можно говорить о порче вкуса. Но такие случаи редки. Что касается взрослых, то, с психологической точки зрения, взрослых (как и подростков) в комиксах привлекает юмор и критичность, которую в историю вложили художник и сценарист.

Людмила Гридковец, кандидат психологических наук
Я считаю, что украинская аудитория, причем как детская, так взрослая, ментально мало восприимчива к комиксам. Поэтому у нас рисованные истории не приживаются, как, например, в США и Японии.

Исходя из своей практики, могу сказать: чем меньше ребенок, тем меньший у него интерес к комиксам. История, рассказанная с помощью рисованных кадров, негативно воздействует на детское воображение: ребенок прекращает представлять и фантазировать о том, как выглядят персонажи истории. Даже когда малыш смотрит идентичный комиксу мультфильм, – это намного полезнее для его развития, потому что он имеет возможность фантазировать о герое, который не втиснут в рамки фиксированного образа, а динамичен. Все дети на определенном этапе формирования мышления наблюдают в первую очередь за действием и его динамикой. Комикс же сродни фотографии и оперирует исключительно «застывшими образами». Даже если это очень хорошо прорисованные сюжеты, для маленького ребенка (с 5 и до 10–12 лет) существует риск зациклиться на фиксированной картинке и начать смотреть на окружающий его мир через «рамку», т. е. способом раскадровки. Не стоит забывать, что фрагментарное или клипартное мышление характерно для аутистов. Поэтому впервые знакомить ребенка с комиксами следует после знакомства дошкольника с книгами, т. е. не раньше 6-7 лет.

Но не все так страшно: если психическое развитие ребенка не вызывает опасений, то сколько бы комиксов родители не давали чаду, у него не сформируется фанатичный интерес к рисованным историям.

Что касается взрослых фанатов комиксов, то они, также как и дети, делятся на две категории: для первой – комиксы это настоящее хобби; для второй – одно из проявлений инфантильности. Для последних это увлечение одновременно воплощает в себе и ностальгию о детстве, и возможность отстраниться от повседневной жизни, компенсировать коммуникативный дефицит и нехватку реальных взаимоотношений. У первой категории людей детский интерес успел перерасти во взрослое хобби, и в комиксах их интересует техническая сторона рисунка, стиль, графика, история зарождения и развития этого жанра.

Источник: 24.ua

 



web-архив: авторские рассылки » CARICATURA.RU » новости сайта и мира карикатуры » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru