Существование жизни -
переоцененный феномен. Фраза из фильма
Экранизация комиксов
постепенно переходит в разряд высокого
искусства. Кот Бублик
Хранители
появились не сразу. Началось все вообще
с преступников, которые придумали
выходить на дело в масках. Их ловили, но
отпускали, потому что негодяев из-за
масок никто не мог опознать. И тогда
несколько крутых копов решили, что
единственный способ остановить этих
обнаглевших мерзавцев - самим надеть
маски. Так появилась группа, состоящая
из Ночной Совы (Стивен Макхэтти), Доллара
Билла (Дэн Пэйн), Человека-Мотылька,
Капитана Метрополиса, Правосудия в
Капюшоне, Шелкового Призрака (Карла
Гуджино) и Комедианта (Джеффри Дин
Морган). Группа действовала на редкость
эффективно и очистила улицы от
костюмированных преступников.
Журналистам очень понравилась эта идея,
и они прозвали членов группы -
Хранителями. Потому что эти люди в маске
охраняли покой простых граждан.
Со
временем какие-то участники из
Хранителей уходили, но на их место
приходили другие герои. Так появился
Озимандиас (Мэттью Гуд), Ночная Сова II (Патрик
Уилсон), Рошах (Джеки Эрл Хэйли), Шелковый
Призрак II (Мэлин Акерман) и Доктор
Манхэттен (Билли Крудап). Все они
становились Хранителями различными
путями. Например, Шелковый Призрак II
была дочерью Шелкового Призрака. А вот
Доктор Манхэттен, которого поначалу
звали просто Джон Остерман, вообще был
физиком. Как-то раз во время одного
крайне сложного эксперимента Остерман
оказался запертым в помещении, где
происходила мощнейшая ядерная реакция.
Джон сначала исчез, а потом появился в
образе гиганта голубого цвета, который
мог видеть будущее, умел менять свои
размеры, транаспортироваться в любую
точку и одним движением руки способен
был превратить танк в груду железа.
Хранители
работали с большой отдачей, однако в
обществе назревало недовольство
существованием подобной группы. "Они
охраняют нас, но кто будет охранять нас
от них?" - спрашивали люди. И они, в
общем-то, были правы, потому что среди
Хранителей были, скажем так, очень
разные персонажи. Например, Комедиант
был чистым убийцей. Пока он расстреливал
преступников - его терпели, но Комедиант
мог грохнуть кого угодно, включая мирных
граждан.
И тогда президент Никсон (Роберт
Уайсден), несмотря на то, что Комедиант и
Доктор Манхэттен помогли ему выиграть
войну во Вьетнаме, приказал распустить
отряд Хранителей.
После
этого только двое Хранителей открыли
свои истинные лица - это Озимандиас и
Ночная Сова II. Озимандис заработал кучу
денег на своих книгах и дисках,
рассказывающих о Хранителях, после чего
стал финансировать какие-то гигантские
проекты. А Ночная Сова II стал вести тихую-спокойную
жизнь.
Доктор Манхэттен стал живым
щитом США против агрессивного
Советского Союза - этот монстр обладал
такой мощью, что был способен задержать
советские ракеты. Остальные же
Хранители устроились кто как.
Но все изменилось, когда кто-то
убил Комедианта. Рошах считает, что
подобная участь настигнет всех
Хранителей. А вот кто их убивает и зачем -
Рошах постарается выяснить.
***
Я
потрясен. Совершенно не ожидал от Зака
Снайдера ничего подобного. После "300
спартанцев", который представлял
собой невероятно эффектно сделанный,
однако чистый комикс, я думал, что "Хранители"
продолжит ту же традицию: комиксоидная
основа, мгновенный переход от дикого
пафоса к сентиментальным слюням,
красивейшие спецэффекты и броня
нарисованных мышц у каждого
маскулинного героя.
Но "Хранители" - это нечто
совершенно иное!.. Не так давно уже были
удачные попытки перевести комикс на
уровень серьезной драмы. Речь идет о
фильмах "Бэтмен:
начало" Нолана и о продолжении под
названием "Темный
рыцарь".
Однако
создатели "Хранителей" в этом
правом деле пошли значительно дальше.
Изначально фильм "Хранители"
базируется на комиксе 1986 года
британских художников Алана Мура и
Дэйва Гиббонса (между прочим, по их
произведениям сняли фильмы "Лига
выдающихся джентльменов" и "V
значит вендетта"). Тем не менее это
фактически не комикс! Почему? Давайте
разбираться.
Прежде
всего, за редкими исключениями, в
супергероях "Хранителей" нет
ничего особо фантастически-комиксоидного.
Они не умеют растягиваться, как Эластик
из "Суперсемейки",
или замораживать все вокруг, как мистер
Фрозен. Они не способны переломить мост,
уронить дом или сделать что-нибудь не
менее эффектное. Они - почти обычные люди.
Просто владеют мощными приемами всяких
единоборств, очень круты и умеют
использовать различные
высокотехнологичные подручные средства.
Все
они - очень и очень разные персонажи по
характеру и мировоззрениям, что также
нехарактерно для комиксоидов.
Комиксоиды обычно разные только по
характеру своей силы, а здесь -
психологически разные персонажи.
Скромный и мечтательный Ночная Сова II,
параноидальный Рошах, психопат-убийца
Комедиант, романтичная Шелковый Призрак
II, хитрованный Озимандис. Чисто
человеческие характеры.
Мир
"Хранителей", в отличие от того же
"Бэтмен: начало" и "Темного
рыцаря", тесно привязан к
историческим реалиям. Не накрепко
привязан, так как здесь имеются заметные
вариации, но тем не менее базируется на
известном ядерном противостоянии США и
СССР, когда весь мир боялся начала
третьей мировой войны. И тут крайне
интересно наблюдать, как реальные люди и
события сюжетно привязываются к
комиксоидным персонажам (если, конечно,
знать, о каких людях и событиях идет речь).
Третий
срок Никсона; выигранная вьетнамская
война; убийство Харви Ли Освальда силами
Комедианта; Энди Уорхол создает портрет
Ночной Совы; на бомбардировщике, летящем
бомбить Хиросиму и Нагасаки, на борту
портрет Шелкового Призрака; Фидель
Кастро с Брежневым принимают парад на
Красной Площади; журналисты, раздувшие
Уотергейт, убиты Комедиантом; лесбиянка
Силуэт целует медсестру во время съемки
знаменитейшей фотографии "Безоговорочная
капитуляция" (эта же фотография
обыгрывалась в "Ночи
в музее 2"); "Удачи мистер Горски"
и Доктор Манхэттен, отразившийся в шлеме
Армстронга на Луне, ну и так далее.
Фильм
наполнен таким количеством всяких
аллюзий, отсылок, пародий и явной сатиры,
что с первого раза все это многообразие
не уловить даже тем, кто хорошо понимает,
о чем идет речь. Кроме того, в "Хранителях"
немало явных отсылок и к другим
комиксоидным персонажам. Например,
Ночная Сова явно щеголяет в костюме
Бэтмена.
В
картине ставится немало вопросов,
вполне актуальных для современного
общества. Применимо ли христианское
милосердие к самым мерзким убийцам-педофилам?
Что делать с политиками, готовых
отправить мир в тартарары во имя своих
политических амбиций? Можно ли
справиться с безусловным злом, будучи
безусловным добром? Сможет ли
человечество остановиться в самый
последний перед крушением момент или на
это глупо рассчитывать?
Этот фильм - очень
натуралистичен и жесток. Впрочем, нечто
подобное мы наблюдали в "Городе
грехов", однако по сравнению с "Хранителями"
фильм Родригеса - выступление на детском
утреннике. "Хранители" совершенно
не по-комиксовому кровавы, так что
картина - совершенно не для детей.
С
точки зрения сюжета здесь сжато (насколько
возможно) изложен целый эпос о
Хранителях, а финал преподносит немало
любопытных сюрпризов. Каждый раз, когда
зрителям кажется, что они поняли, кто
злодей и что там дальше будет с героями в
масках, оказывается, что они ошибаются.
Причем все эти стремительные повороты
сюжета достаточно оригинальны, а уж
концовка - сделана весьма впечатляюще,
особенно если учесть тот факт, каким
боком поворачивается вроде бы
стандартный "злодей".
Впрочем,
попытки Зака Снайдера уместить в один
полнометражный фильм большое
количество подробностей о Хранителях и
связанных с ними событиях - привели к
тому, что картина получилась слишком
длинной и затянутой, несмотря на
достаточно динамичный сюжет. Я не могу
сказать, что заскучал во время просмотра,
но фильм все равно явно выглядит
длинноватым. Скорее всего, его все-таки
надо было сократить.
Каждый
из главных персонажей Хранителей по-своему
очень ярок. Причем ярок чисто по-человечески.
Шелковый Призрак II, разрывающаяся между
Доктором Манхэттеном и Ночной Совой II.
Тот же Ночная Сова II, который полфильма
живет в образе романтичного ботаника,
плавно переходит в супергероя и обратно,
практически не меняя застенчивого
выражения лица. Неистовый Рошах,
решивший раз и навсегда, что он будет
играть только по своим собственным
правилам и не допустит никаких
компромиссов. И Комедиант - один из самых
интересных и противоречивых персонажей.
Сыграны
эти Хранители так, что они смогли
раскрыться во всем своем многообразии. И
тут интересно то, что на экране нет ни
одного (по крайней мере, для меня лично)
знакомого актера или актрисы.
Два самых эффектных и
невероятно мощных героя - это, конечно,
Комедиант и Рошах. Комедианта играет
Джеффри Дин Морган. Он очень сильно
напоминал слегка загримированного
Роберта Дауни-младшего, и я даже сначала
подумал, что это Дауни и есть. Напоминал -
в хорошем смысле: то же богатство красок,
та же харизма и мощь.
Рошаха
сыграл Джеки Эрл Хэйли, и перед ним
стояла еще более сложная задача. Его
персонаж почти весь фильм ходит с
тряпичной маской на лице, на которой
появляются и исчезают темные пятна. Как
в такой ситуации можно изобразить
необычного и очень харизматичного
персонажа - непонятно, но Хэйли это явно
удалось. А сцена в тюрьме, где он
находится без маски, снята просто
изумительно.
Шелкового
Призрака II сыграла Мэлин Акерман - она
чем-то напоминает Монику Белуччи.
Сыграла неплохо, но мне значительно
больше понравилась Карла Гуджино,
изобразившая ее мать, первого Шелкового
Призрака. Потихоньку спивающаяся дама,
сохранившая эффектную внешность и
повадки львицы в ее уже немолодом
возрасте - Гуджино была просто блеск.
С видовой точки зрения
картина также сделана очень впечатляюще.
Стартовые субтитры можно
пересматривать много раз - столько
интереснейших кадров туда вмонтировано.
Атмосфера самого фильма хотя и слегка
напоминает "Город Грехов", тем не
менее вполне оригинальна и разработана
очень тщательно.
Я
в восторге от этой картины. Для меня на
данный момент - это один из самых
впечатляющих и ярких фильмов 2009 года.
Заку Снайдеру и другим создателям -
пятерка за ум, оригинальность и особенно
за бесстрашие, потому что они не
побоялись сделать "блокбастер",
который неминуемо должен был
провалиться в прокате, ибо слишком
сложен, слишком умен и требует от
зрителей слишком большого количества
мозговых усилий, что обычно делать не
рекомендуется. Он и провалился - $107
миллионов сборов в США и всего $183
миллиона по миру при бюджете в $130
миллионов. Жаль, очень жаль.
Кстати,
прочитайте штук двадцать рецензий на
этот фильм. Ручаюсь, что в девяноста
процентов из них авторы непременно
упоминают пипиську голубого дяди. Эти
ребята - они умеют уловить самую суть и
красочно рассказать о ней.
Ну, а для меня - это лучший
фильм 2009 года - по крайней мере, на данный
момент. Не ожидал такого от Зака
Снайдера - он просто молодец!
***
Оценки
по пятибалльной шкале
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть