DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
[Рецензия] Хранители / Watchmen
| text | html

web-архив: авторские рассылки » EXLER.RU » субъективные заметки о фильмах » это письмо

Фантастический боевик "Хранители" (Watchmen)
Режиссер - Зак Снайдер. В ролях - Джеффри Дин Морган, Патрик Уилсон, Мэлин Акерман, Билли Крудап, Джеки Эрл Хейли, Мэттью Гуд, Карла Гуджино, Роберт Уайсден, Дэн Пэйн. США. 2009. 162 мин. Бюджет: $130 млн. Сборы по миру: $183 млн.

Существование жизни - переоцененный феномен.
Фраза из фильма

Экранизация комиксов постепенно переходит в разряд высокого искусства.
Кот Бублик

Хранители появились не сразу. Началось все вообще с преступников, которые придумали выходить на дело в масках. Их ловили, но отпускали, потому что негодяев из-за масок никто не мог опознать. И тогда несколько крутых копов решили, что единственный способ остановить этих обнаглевших мерзавцев - самим надеть маски. Так появилась группа, состоящая из Ночной Совы (Стивен Макхэтти), Доллара Билла (Дэн Пэйн), Человека-Мотылька, Капитана Метрополиса, Правосудия в Капюшоне, Шелкового Призрака (Карла Гуджино) и Комедианта (Джеффри Дин Морган). Группа действовала на редкость эффективно и очистила улицы от костюмированных преступников. Журналистам очень понравилась эта идея, и они прозвали членов группы - Хранителями. Потому что эти люди в маске охраняли покой простых граждан.

Со временем какие-то участники из Хранителей уходили, но на их место приходили другие герои. Так появился Озимандиас (Мэттью Гуд), Ночная Сова II (Патрик Уилсон), Рошах (Джеки Эрл Хэйли), Шелковый Призрак II (Мэлин Акерман) и Доктор Манхэттен (Билли Крудап). Все они становились Хранителями различными путями. Например, Шелковый Призрак II была дочерью Шелкового Призрака. А вот Доктор Манхэттен, которого поначалу звали просто Джон Остерман, вообще был физиком. Как-то раз во время одного крайне сложного эксперимента Остерман оказался запертым в помещении, где происходила мощнейшая ядерная реакция. Джон сначала исчез, а потом появился в образе гиганта голубого цвета, который мог видеть будущее, умел менять свои размеры, транаспортироваться в любую точку и одним движением руки способен был превратить танк в груду железа.

Хранители работали с большой отдачей, однако в обществе назревало недовольство существованием подобной группы. "Они охраняют нас, но кто будет охранять нас от них?" - спрашивали люди. И они, в общем-то, были правы, потому что среди Хранителей были, скажем так, очень разные персонажи. Например, Комедиант был чистым убийцей. Пока он расстреливал преступников - его терпели, но Комедиант мог грохнуть кого угодно, включая мирных граждан.

И тогда президент Никсон (Роберт Уайсден), несмотря на то, что Комедиант и Доктор Манхэттен помогли ему выиграть войну во Вьетнаме, приказал распустить отряд Хранителей.

После этого только двое Хранителей открыли свои истинные лица - это Озимандиас и Ночная Сова II. Озимандис заработал кучу денег на своих книгах и дисках, рассказывающих о Хранителях, после чего стал финансировать какие-то гигантские проекты. А Ночная Сова II стал вести тихую-спокойную жизнь.

Доктор Манхэттен стал живым щитом США против агрессивного Советского Союза - этот монстр обладал такой мощью, что был способен задержать советские ракеты. Остальные же Хранители устроились кто как.

Но все изменилось, когда кто-то убил Комедианта. Рошах считает, что подобная участь настигнет всех Хранителей. А вот кто их убивает и зачем - Рошах постарается выяснить.

***

Я потрясен. Совершенно не ожидал от Зака Снайдера ничего подобного. После "300 спартанцев", который представлял собой невероятно эффектно сделанный, однако чистый комикс, я думал, что "Хранители" продолжит ту же традицию: комиксоидная основа, мгновенный переход от дикого пафоса к сентиментальным слюням, красивейшие спецэффекты и броня нарисованных мышц у каждого маскулинного героя.

Но "Хранители" - это нечто совершенно иное!.. Не так давно уже были удачные попытки перевести комикс на уровень серьезной драмы. Речь идет о фильмах "Бэтмен: начало" Нолана и о продолжении под названием "Темный рыцарь".

Однако создатели "Хранителей" в этом правом деле пошли значительно дальше. Изначально фильм "Хранители" базируется на комиксе 1986 года британских художников Алана Мура и Дэйва Гиббонса (между прочим, по их произведениям сняли фильмы "Лига выдающихся джентльменов" и "V значит вендетта"). Тем не менее это фактически не комикс! Почему? Давайте разбираться.

Прежде всего, за редкими исключениями, в супергероях "Хранителей" нет ничего особо фантастически-комиксоидного. Они не умеют растягиваться, как Эластик из "Суперсемейки", или замораживать все вокруг, как мистер Фрозен. Они не способны переломить мост, уронить дом или сделать что-нибудь не менее эффектное. Они - почти обычные люди. Просто владеют мощными приемами всяких единоборств, очень круты и умеют использовать различные высокотехнологичные подручные средства.

Все они - очень и очень разные персонажи по характеру и мировоззрениям, что также нехарактерно для комиксоидов. Комиксоиды обычно разные только по характеру своей силы, а здесь - психологически разные персонажи. Скромный и мечтательный Ночная Сова II, параноидальный Рошах, психопат-убийца Комедиант, романтичная Шелковый Призрак II, хитрованный Озимандис. Чисто человеческие характеры.

Мир "Хранителей", в отличие от того же "Бэтмен: начало" и "Темного рыцаря", тесно привязан к историческим реалиям. Не накрепко привязан, так как здесь имеются заметные вариации, но тем не менее базируется на известном ядерном противостоянии США и СССР, когда весь мир боялся начала третьей мировой войны. И тут крайне интересно наблюдать, как реальные люди и события сюжетно привязываются к комиксоидным персонажам (если, конечно, знать, о каких людях и событиях идет речь).

Третий срок Никсона; выигранная вьетнамская война; убийство Харви Ли Освальда силами Комедианта; Энди Уорхол создает портрет Ночной Совы; на бомбардировщике, летящем бомбить Хиросиму и Нагасаки, на борту портрет Шелкового Призрака; Фидель Кастро с Брежневым принимают парад на Красной Площади; журналисты, раздувшие Уотергейт, убиты Комедиантом; лесбиянка Силуэт целует медсестру во время съемки знаменитейшей фотографии "Безоговорочная капитуляция" (эта же фотография обыгрывалась в "Ночи в музее 2"); "Удачи мистер Горски" и Доктор Манхэттен, отразившийся в шлеме Армстронга на Луне, ну и так далее.

Фильм наполнен таким количеством всяких аллюзий, отсылок, пародий и явной сатиры, что с первого раза все это многообразие не уловить даже тем, кто хорошо понимает, о чем идет речь. Кроме того, в "Хранителях" немало явных отсылок и к другим комиксоидным персонажам. Например, Ночная Сова явно щеголяет в костюме Бэтмена.

В картине ставится немало вопросов, вполне актуальных для современного общества. Применимо ли христианское милосердие к самым мерзким убийцам-педофилам? Что делать с политиками, готовых отправить мир в тартарары во имя своих политических амбиций? Можно ли справиться с безусловным злом, будучи безусловным добром? Сможет ли человечество остановиться в самый последний перед крушением момент или на это глупо рассчитывать?

Этот фильм - очень натуралистичен и жесток. Впрочем, нечто подобное мы наблюдали в "Городе грехов", однако по сравнению с "Хранителями" фильм Родригеса - выступление на детском утреннике. "Хранители" совершенно не по-комиксовому кровавы, так что картина - совершенно не для детей.

С точки зрения сюжета здесь сжато (насколько возможно) изложен целый эпос о Хранителях, а финал преподносит немало любопытных сюрпризов. Каждый раз, когда зрителям кажется, что они поняли, кто злодей и что там дальше будет с героями в масках, оказывается, что они ошибаются. Причем все эти стремительные повороты сюжета достаточно оригинальны, а уж концовка - сделана весьма впечатляюще, особенно если учесть тот факт, каким боком поворачивается вроде бы стандартный "злодей".

Впрочем, попытки Зака Снайдера уместить в один полнометражный фильм большое количество подробностей о Хранителях и связанных с ними событиях - привели к тому, что картина получилась слишком длинной и затянутой, несмотря на достаточно динамичный сюжет. Я не могу сказать, что заскучал во время просмотра, но фильм все равно явно выглядит длинноватым. Скорее всего, его все-таки надо было сократить.

Каждый из главных персонажей Хранителей по-своему очень ярок. Причем ярок чисто по-человечески. Шелковый Призрак II, разрывающаяся между Доктором Манхэттеном и Ночной Совой II. Тот же Ночная Сова II, который полфильма живет в образе романтичного ботаника, плавно переходит в супергероя и обратно, практически не меняя застенчивого выражения лица. Неистовый Рошах, решивший раз и навсегда, что он будет играть только по своим собственным правилам и не допустит никаких компромиссов. И Комедиант - один из самых интересных и противоречивых персонажей.

Сыграны эти Хранители так, что они смогли раскрыться во всем своем многообразии. И тут интересно то, что на экране нет ни одного (по крайней мере, для меня лично) знакомого актера или актрисы.

Два самых эффектных и невероятно мощных героя - это, конечно, Комедиант и Рошах. Комедианта играет Джеффри Дин Морган. Он очень сильно напоминал слегка загримированного Роберта Дауни-младшего, и я даже сначала подумал, что это Дауни и есть. Напоминал - в хорошем смысле: то же богатство красок, та же харизма и мощь.

Рошаха сыграл Джеки Эрл Хэйли, и перед ним стояла еще более сложная задача. Его персонаж почти весь фильм ходит с тряпичной маской на лице, на которой появляются и исчезают темные пятна. Как в такой ситуации можно изобразить необычного и очень харизматичного персонажа - непонятно, но Хэйли это явно удалось. А сцена в тюрьме, где он находится без маски, снята просто изумительно.

Шелкового Призрака II сыграла Мэлин Акерман - она чем-то напоминает Монику Белуччи. Сыграла неплохо, но мне значительно больше понравилась Карла Гуджино, изобразившая ее мать, первого Шелкового Призрака. Потихоньку спивающаяся дама, сохранившая эффектную внешность и повадки львицы в ее уже немолодом возрасте - Гуджино была просто блеск.

С видовой точки зрения картина также сделана очень впечатляюще. Стартовые субтитры можно пересматривать много раз - столько интереснейших кадров туда вмонтировано. Атмосфера самого фильма хотя и слегка напоминает "Город Грехов", тем не менее вполне оригинальна и разработана очень тщательно.

Я в восторге от этой картины. Для меня на данный момент - это один из самых впечатляющих и ярких фильмов 2009 года. Заку Снайдеру и другим создателям - пятерка за ум, оригинальность и особенно за бесстрашие, потому что они не побоялись сделать "блокбастер", который неминуемо должен был провалиться в прокате, ибо слишком сложен, слишком умен и требует от зрителей слишком большого количества мозговых усилий, что обычно делать не рекомендуется. Он и провалился - $107 миллионов сборов в США и всего $183 миллиона по миру при бюджете в $130 миллионов. Жаль, очень жаль.

Кстати, прочитайте штук двадцать рецензий на этот фильм. Ручаюсь, что в девяноста процентов из них авторы непременно упоминают пипиську голубого дяди. Эти ребята - они умеют уловить самую суть и красочно рассказать о ней.

Ну, а для меня - это лучший фильм 2009 года - по крайней мере, на данный момент. Не ожидал такого от Зака Снайдера - он просто молодец!

***

  Оценки по пятибалльной шкале  
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть
 

5
4+
5
4+
мощно сделано
решайте сами

Ссылки по теме:
Официальный сайт фильма

Русскоязычный сайт фильма
Этот фильм на сайте IMDB
Рецензии на "Киномане"
Рецензия на "Кинокадре"

Обсуждение
Форум, где можно обсудить рецензию и фильм



web-архив: авторские рассылки » EXLER.RU » субъективные заметки о фильмах » это письмо








© 2004-2020 DaoMail.ru