Сцена из пластического спектакля "Смертельный двигатель"
В Москве стартовал VII Международный фестиваль-школа современного искусства"Территория». В его программе – 5 спектаклей разных жанров с разных концов света, 12 мастер-классов и множество других разножанровых спецсобытий. Открылся фестиваль танцевальной постановкой"Смертельный двигатель» австралийской танцевальной труппы"Chunky move».
"Смертельный двигатель" считается танцевальным проектом – но если здесь и есть танец, то никак не телесный. Постановщик Гедеон Обарзанек, придумавший несложные корчи для исполнителей на наклонном помосте, уступил инициативу коллегам – разработчикам интерактивных систем и лазерных технологий. Мультимедиа разного толка, изрыгающие энергию – главный герой концептуально наивного и технически изощренного спектакля. Он призван, как гласит программка,"показать ежесекундно меняющийся блистающий мир, в котором границы человеческого тела – не более чем иллюзия». Преображения клубков светлых человеческих фигур в темные тени и страшные звуки, а потом обратно, под прихотливой кинетикой лазера, призваны показать, что путь цивилизации, во первых, черно-бел, а во вторых, тернист: то подстережет"неудача по пути эволюции», то захлестнет внутренний мрак души. После того, как чрезмерно яркий свет ослепит глаза зрителей, громкий скрежет раздерет уши, а обильный дым разъест ноздри, Обарзанек выруливает на хэппи-энд: мужчина и женщина в трико телесного цвета обнимаются в мягком свете. За 3 года жизни на сцене австралийский спектакль успел объездить весь мир, в Москву"Chunky move" приезжает впервые.
10 и 11 октября на сцене Центра Мейерхольда будет показан спектакль"Grimless" итальянского театра"Ricci/forte", который вполне может стать самым скандальным событием фестиваля. По крайней мере защитникам нравственности лучше пощадить свои нервы и воздержаться от похода на него. На афишах можно увидеть церковный алтарь, сплошь заваленный грудами яблок и телами актёров.
Артисты катаются по сцене, кричат, раздеваются донага, измазываются с ног до головы золотистой краской и выстраивают композиции, навеянные полотнами Караваджо. В основе действа – сказки братьев Гримм, переделанные(если не сказать деконструированные) на современный лад.
12 октября настанет черед современной оперы - постановки"Сны минотавра". Это совместный, представляемый в виде"work in progress» проект фестиваля и"Опергруппы" – объединения под руководством Василия Бархатова, провозгласившего курс на продвижение актуальных партитур; именно они курировали недавнюю постановку оперы"Франциск» в Большом театре.
Опера композитора Ольги Раевой, по замыслу, воплощает слова Гойи о сне разума, который порождает чудовищ – однако, если к разуму добавить фантазию, она "становится матерью искусства и всех его чудесных творений».
Опера разбита на восемь частей, из которых пока готовы три –"Квест», Дочь носорогопаса» и"Семь снов». Их ставят разные режиссеры, общим знаменателем служат тексты Владимира Сорокина. В"Минотавра», изучающего работу подсознания, добавят танец и видеоинсталляции. Сновидения задуманы разные – сон-триллер, сон-бред, сон–предсказание, сон-любовный морок. Через год"Опергруппа» планирует представить сценическую версию новых фрагментов"Снов Минотавра», а в 2014 году намерена закончить постановку.
14 октября на"Территории» пройдут сразу два спектакля. Первый – это прелестный проект под названием"Па-де-де с эскаватором».
На Фонтанной площади Парка культуры поставят упомянутый механизм, который станет партнером в двадцатиминутном дуэте с живым танцовщиком – под музыку.
Эта придумка режиссера и хореографа Доминик Буаве из французского театра "Beau geste» – будто бы буквальное воплощение мечтаний ребенка, играющего в песочнице с игрушечным краном. Впрочем, взрослые идеи здесь тоже присутствуют: по словам Буаве, в"дуэте железа и плоти» он использует"рукоять землеройной машины из-за его функциональности и динамики, и так же, как человеческую руку, которая берет, отталкивает или нежно ласкает».
Заложенные в зрелище смыслы(а их много – это и индустриальный мир Фернана Леже, и встреча Красавицы с Чудовищем, и любовь Ромео к Джульетте) не должны помешать публике в выстраивании собственных ассоциаций. Вход будет свободным для всех желающих.
Вечером того же дня зрители"Территории» переместятся в Театр Наций, где пройдет единственный драматический спектакль в программе фестиваля. Кирилл Серебренников поставил в Латвийском Национальном Театре пьесу Георга Бюхнера"Войцек». Действие истории несчастного, всеми обиженного солдата, который из ревности убил свою жену, перенесено в музей современного искусства.
Двухметровый охранник Войцек работает в галерее и становится подручным средством для художников, использующих его в своих инсталляциях и перформансах. То, что поначалу кажется анекдотом, превращается в страшную трагедию маленького человека, жёсткую историю о том, как общество эксплуатирует и уничтожает личность.
Завершится театральная программа"Территории» 18 и 19 октября спектаклем, который на фоне остальных может показаться чуть ли не классическим – пластической постановкой"Ния» компании"La Baraka», совместного проекта Франции и Алжира. От арабской культуры взяты название и общая идея:"ния», как разъяснил постановщик Абу Лаграа, слово сакральное, означающее"факт доверия к жизни». Если человек имеет внутри себя такое доверие, он не впадет с депрессию и не спасует перед жизненными проблемами. Десять хип-хоп танцоров, отобранных их четырехсот претендентов, призваны не только заявить эту философию своеобразного стоицизма, но и связать приязнью два берега Средиземного моря: артисты набирались в Алжире, но совершенствовались в Европе, где их спешно тренировали в йоге и в техниках современного танца. Чтобы дружба проявилась ярче, к танцу прибавлены французское"Болеро» Равеля и алжирско-суфийские песни певицы Урии Аичи. А струи воды, заливающие сцену в финале, видно, символизируют утоление и физической, и духовной жажды.
Помимо основной программы, стоит обратить внимание на спецпроекты нынешнего года.
В их числе –"Живые пространства», лаборатория под руководством режиссёра Марата Гацалова, в рамках которой молодые постановщики, драматурги и актёры будут создавать эскизы спектаклей в нетеатральных помещениях.
Четыре из них сыграют в одном и том же здании начала XIX века на Страстном бульваре, успевшем за свою долгую историю побывать мебельным магазином, водолечебницей, военкоматом, конгломератом коммуналок и сквотом. Впечатления от этого места, его интерьеров и найденных там вещей облекают в театральную форму режиссёры Юрий Квятковский, Талгат Баталов, Юрий Муравицкий и Лера Суркова. Ещё один документальный проект, придуманный Дмитрием Волкостреловым, пройдёт в Доме ветеранов сцены на Шоссе Энтузиастов.
А самое интригующее из"живых пространств» - плацкартный вагон на Казанском вокзале, в котором питерский режиссёр Семён Александровский представит пьесу белоруса Павла Пряжко"Три дня в аду».
Кроме того, на"Территории» можно будет увидеть и проекты, посвященные современному арту: выставку-инсталляцию"90-е: победа и поражение»(художники Олег Кулик, Дмитрий Гутов, Анатолий Осмоловский и Валерий Чтак), цикл фильмов"Антология современного искусства» о российских художниках и перформерах последних 30 лет.
Отдельной строкой в программе фестиваля идут мастер-классы, предназначенные прежде всего для приехавших на"Территорию» студентов. Их проведут режиссёры и хореографы участвующих в смотре спектаклей, а также ставящий сейчас в Театре Наций болгарин Галин Стоев, специалист по менеджменту Артур Гукасян, один из арт-директоров фестиваля Роман Должанский. Также гости фестиваля встретятся с Юрием Любимовым, Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой.
"Территория" не случайно делает акцент на студенчестве. Создатели фестиваля, среди которых актёр Евгений Миронов, критик Роман Должанский, режиссёр Кирилл Серебренников и дирижёр Теодор Курентзис, неоднократно заявляли, что стремятся преобразить сознание будущих актёров из тех городов, где о современном театре не знают даже понаслышке. Научить их мыслить вне штампов, до сих пор насаждающихся в большинстве театральных вузов, и забыть о том, что в искусстве могут быть какие-то запреты. За 6 лет через"Территорию» прошли не меньше 2000 молодых профессионалов в области театра и других искусств.
И если сейчас на фестиваль может попасть любой желающий учащийся творческого ВУЗа из России и стран ближнего зарубежья, просто заполнив заявку на сайте, то в первые годы студентов со всей страны свозили в Москву целыми курсами, во главе с педагогами.
Сам фестиваль тоже кочевал по стране – в 2009 году"Территория" проходила в Перми, в 2011-ом в Казани. Вернувшись в Москву, она наконец обретает свой дом - в Театре Наций, где недавно закончился многолетний ремонт.