DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Искусство за гранью
| text | html

web-архив: по темам » Hi-Tech » периферийные устройства и аксессуары » акустика » звуковые колонки » это письмо

2012-10-10 10:06:06

Гид "Газеты.Ru" по фестивалю "Территория"

Сцена из пластического спектакля

Сцена из пластического спектакля "Смертельный двигатель"

В Москве стартовал VII Международный фестиваль-школа современного искусства "Территория». В его программе – 5 спектаклей разных жанров с разных концов света, 12 мастер-классов и множество других разножанровых спецсобытий. Открылся фестиваль танцевальной постановкой "Смертельный двигатель» австралийской танцевальной труппы "Chunky move».

"Смертельный двигатель" считается танцевальным проектом – но если здесь и есть танец, то никак не телесный. Постановщик Гедеон Обарзанек, придумавший несложные корчи для исполнителей на наклонном помосте, уступил инициативу коллегам – разработчикам интерактивных систем и лазерных технологий. Мультимедиа разного толка, изрыгающие энергию – главный герой концептуально наивного и технически изощренного спектакля. Он призван, как гласит программка, "показать ежесекундно меняющийся блистающий мир, в котором границы человеческого тела – не более чем иллюзия». Преображения клубков светлых человеческих фигур в темные тени и страшные звуки, а потом обратно, под прихотливой кинетикой лазера, призваны показать, что путь цивилизации, во первых, черно-бел, а во вторых, тернист: то подстережет "неудача по пути эволюции», то захлестнет внутренний мрак души. После того, как чрезмерно яркий свет ослепит глаза зрителей, громкий скрежет раздерет уши, а обильный дым разъест ноздри, Обарзанек выруливает на хэппи-энд: мужчина и женщина в трико телесного цвета обнимаются в мягком свете. За 3 года жизни на сцене австралийский спектакль успел объездить весь мир, в Москву "Chunky move" приезжает впервые.

10 и 11 октября на сцене Центра Мейерхольда будет показан спектакль "Grimless" итальянского театра "Ricci/forte", который вполне может стать самым скандальным событием фестиваля. По крайней мере защитникам нравственности лучше пощадить свои нервы и воздержаться от похода на него. На афишах можно увидеть церковный алтарь, сплошь заваленный грудами яблок и телами актёров.

Артисты катаются по сцене, кричат, раздеваются донага, измазываются с ног до головы золотистой краской и выстраивают композиции, навеянные полотнами Караваджо. В основе действа – сказки братьев Гримм, переделанные (если не сказать деконструированные) на современный лад.

12 октября настанет черед современной оперы - постановки "Сны минотавра". Это совместный, представляемый в виде "work in progress» проект фестиваля и "Опергруппы" – объединения под руководством Василия Бархатова, провозгласившего курс на продвижение актуальных партитур; именно они курировали недавнюю постановку оперы "Франциск» в Большом театре.

Опера композитора Ольги Раевой, по замыслу, воплощает слова Гойи о сне разума, который порождает чудовищ – однако, если к разуму добавить фантазию, она "становится матерью искусства и всех его чудесных творений».

Опера разбита на восемь частей, из которых пока готовы три – "Квест», Дочь носорогопаса» и "Семь снов». Их ставят разные режиссеры, общим знаменателем служат тексты Владимира Сорокина. В "Минотавра», изучающего работу подсознания, добавят танец и видеоинсталляции. Сновидения задуманы разные – сон-триллер, сон-бред, сон–предсказание, сон-любовный морок. Через год "Опергруппа» планирует представить сценическую версию новых фрагментов "Снов Минотавра», а в 2014 году намерена закончить постановку.

14 октября на "Территории» пройдут сразу два спектакля. Первый – это прелестный проект под названием "Па-де-де с эскаватором».

На Фонтанной площади Парка культуры поставят упомянутый механизм, который станет партнером в двадцатиминутном дуэте с живым танцовщиком – под музыку.

Эта придумка режиссера и хореографа Доминик Буаве из французского театра "Beau geste» – будто бы буквальное воплощение мечтаний ребенка, играющего в песочнице с игрушечным краном. Впрочем, взрослые идеи здесь тоже присутствуют: по словам Буаве, в "дуэте железа и плоти» он использует "рукоять землеройной машины из-за его функциональности и динамики, и так же, как человеческую руку, которая берет, отталкивает или нежно ласкает».

Заложенные в зрелище смыслы (а их много – это и индустриальный мир Фернана Леже, и встреча Красавицы с Чудовищем, и любовь Ромео к Джульетте) не должны помешать публике в выстраивании собственных ассоциаций. Вход будет свободным для всех желающих.

Вечером того же дня зрители "Территории» переместятся в Театр Наций, где пройдет единственный драматический спектакль в программе фестиваля. Кирилл Серебренников поставил в Латвийском Национальном Театре пьесу Георга Бюхнера "Войцек». Действие истории несчастного, всеми обиженного солдата, который из ревности убил свою жену, перенесено в музей современного искусства.

Двухметровый охранник Войцек работает в галерее и становится подручным средством для художников, использующих его в своих инсталляциях и перформансах. То, что поначалу кажется анекдотом, превращается в страшную трагедию маленького человека, жёсткую историю о том, как общество эксплуатирует и уничтожает личность.

Завершится театральная программа "Территории» 18 и 19 октября спектаклем, который на фоне остальных может показаться чуть ли не классическим – пластической постановкой "Ния» компании "La Baraka», совместного проекта Франции и Алжира. От арабской культуры взяты название и общая идея: "ния», как разъяснил постановщик Абу Лаграа, слово сакральное, означающее "факт доверия к жизни». Если человек имеет внутри себя такое доверие, он не впадет с депрессию и не спасует перед жизненными проблемами. Десять хип-хоп танцоров, отобранных их четырехсот претендентов, призваны не только заявить эту философию своеобразного стоицизма, но и связать приязнью два берега Средиземного моря: артисты набирались в Алжире, но совершенствовались в Европе, где их спешно тренировали в йоге и в техниках современного танца. Чтобы дружба проявилась ярче, к танцу прибавлены французское "Болеро» Равеля и алжирско-суфийские песни певицы Урии Аичи. А струи воды, заливающие сцену в финале, видно, символизируют утоление и физической, и духовной жажды.

Помимо основной программы, стоит обратить внимание на спецпроекты нынешнего года.

В их числе – "Живые пространства», лаборатория под руководством режиссёра Марата Гацалова, в рамках которой молодые постановщики, драматурги и актёры будут создавать эскизы спектаклей в нетеатральных помещениях.

Четыре из них сыграют в одном и том же здании начала XIX века на Страстном бульваре, успевшем за свою долгую историю побывать мебельным магазином, водолечебницей, военкоматом, конгломератом коммуналок и сквотом. Впечатления от этого места, его интерьеров и найденных там вещей облекают в театральную форму режиссёры Юрий Квятковский, Талгат Баталов, Юрий Муравицкий и Лера Суркова. Ещё один документальный проект, придуманный Дмитрием Волкостреловым, пройдёт в Доме ветеранов сцены на Шоссе Энтузиастов.

А самое интригующее из "живых пространств» - плацкартный вагон на Казанском вокзале, в котором питерский режиссёр Семён Александровский представит пьесу белоруса Павла Пряжко "Три дня в аду».

Кроме того, на "Территории» можно будет увидеть и проекты, посвященные современному арту: выставку-инсталляцию "90-е: победа и поражение» (художники Олег Кулик, Дмитрий Гутов, Анатолий Осмоловский и Валерий Чтак), цикл фильмов "Антология современного искусства» о российских художниках и перформерах последних 30 лет.

Отдельной строкой в программе фестиваля идут мастер-классы, предназначенные прежде всего для приехавших на "Территорию» студентов. Их проведут режиссёры и хореографы участвующих в смотре спектаклей, а также ставящий сейчас в Театре Наций болгарин Галин Стоев, специалист по менеджменту Артур Гукасян, один из арт-директоров фестиваля Роман Должанский. Также гости фестиваля встретятся с Юрием Любимовым, Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой.

"Территория" не случайно делает акцент на студенчестве. Создатели фестиваля, среди которых актёр Евгений Миронов, критик Роман Должанский, режиссёр Кирилл Серебренников и дирижёр Теодор Курентзис, неоднократно заявляли, что стремятся преобразить сознание будущих актёров из тех городов, где о современном театре не знают даже понаслышке. Научить их мыслить вне штампов, до сих пор насаждающихся в большинстве театральных вузов, и забыть о том, что в искусстве могут быть какие-то запреты. За 6 лет через "Территорию» прошли не меньше 2000 молодых профессионалов в области театра и других искусств.

И если сейчас на фестиваль может попасть любой желающий учащийся творческого ВУЗа из России и стран ближнего зарубежья, просто заполнив заявку на сайте, то в первые годы студентов со всей страны свозили в Москву целыми курсами, во главе с педагогами.

Сам фестиваль тоже кочевал по стране – в 2009 году "Территория" проходила в Перми, в 2011-ом в Казани. Вернувшись в Москву, она наконец обретает свой дом - в Театре Наций, где недавно закончился многолетний ремонт.

— 10.10.2012 09:50 —

Искусство за гранью

В Москве стартовал VII Международный фестиваль-школа современного искусства "Территория». В его программе – 5 спектаклей разных жанров с разных концов света, 12 мастер-классов и множество других разножанровых спецсобытий. Открылся фестиваль танцевальной постановкой "Смертельный двигатель» австралийской танцевальной труппы "Chunky move».

http://www.gazeta.ru/culture/2012/10/09/a_4806537.shtml

Livejournal

Источник



web-архив: по темам » Hi-Tech » периферийные устройства и аксессуары » акустика » звуковые колонки » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru