Эпоха беззеркальных камер со сменными объективами, которая до сих пор недооценивается многими на словах, а на деле отбирает все большую долю рынка с одной стороны у компактов, а с другой — у зеркальных камер, началась с выпуска Panasonic Lumix G1 чуть больше четырех лет назад. Разработанный совместно с Olympus стандарт Micro Four Thirds, предполагающий матрицу размера 17,3x13 мм и байонет, совместимый со всей оптикой, выпускавшейся для зеркальных камер стандарта 4:3 ранее. Впрочем, это преимущество оказалось не столь востребованным, так как и Panasonic, и Olympus ударными темпами создали отличный парк оптики, на данный момент непревзойденный (если не считать "читерского" приема Pentax с байонетом K). В свою очередь, и количество совместимых с этой оптикой камер росло как на дрожжах. А та самая модель G1 получила уже четвертое обновление. Встречаем Panasonic Lumix DMC-G5.
Модели G4 мы, естественно, из-за суеверия японцев, не дождались. А вот обзор предыдущей версии камеры, Lumix G3, можно без проблем почитать на нашем сайте. По сравнению с ней изменилось не так уж много, хотя назвать косметическими эти изменения язык не поворачивается. Обновилась матрица, процессор нового поколения Venus Engine 7 FHD, максимальный уровень светочувствительности повысился до ISO 12 800, обновился дисплей, улучшился сенсорный интерфейс, увеличилась скорость обработки снимков и серийной съемки (до 6 кадров/сек), добавился электронный привод регулировки зума (для соответствующих объективов).
Основные характеристики Panasonic Lumix DMC-G5
Матрица: Live MOS, стандарт Micro Four Thirds, эффективное разрешение 16 МПикс
Байонет: объективы LUMIX G Micro System
Разрешение снимков: до 4592 x 3448
Процессор: Venus Engine 7 FHD
Видоискатель: встроенный электронный, увеличение 0,7х, разрешение 1 440 000 точек, 100% покрытие кадра
Дисплей: сенсорный, поворотный, диагональ 3 дюйма, разрешение 920 000 точек режим Live View
Фокусировка: обнаружение лиц, слежение, фокусировка на 23 участках, фокусировка на 1 участке, ручная фокусировка; сенсорная фокусировка. Контрастный автофокус, система LightSpeed
На первый взгляд кажется, что изменений в сравнении с первыми G у новинки и нет — обводы узнаваемы, габариты, кажется, те же… Но достаточно просто взять в руки G1 после G5, чтобы понять, насколько со временем главная беззеркалка Panasonic стала легче, компактнее и при этом удобнее. Не изменив изначальному, весьма скромному и подчиненному исключительно удобству стилю. Элегантности GX и компактности GF тут нет, зато по-прежнему на месте большой выступ, видоискатель, вспышка, поворотный сенсорный экран и достаточное число аналоговых кнопок и селекторов, делающее процесс управления G5 почти "зеркальным". Что логично — Panasonic позиционирует G5 не как альтернативу старшим компактам, а как замену младшим зеркальным камерам.
Камера доступна в нескольких цветах: черном, серебристом и белом. В цветных, не черных вариантах камера смотрится интереснее, пусть и приметнее, что для фототехники зачастую недостаток. Но, на мой взгляд, фотокамерам сейчас как раз и не хватает цветовых вариаций, какой-то яркости. От однообразных черных "тушек" устаешь.
Габариты Panasonic Lumix G5 — 119.9 x 83.2 x 70.8 мм, вес — 396 грамм. Камера немаленькая относительно близких по характеристикам беззеркалок, но при сравнении с зеркалками разница налицо, в отличие от только что представленной старшей модели GH3, например. Для камеры, оснащенной поворотным экраном, видоискателем, вспышкой и приличным выступом под хват, габариты более чем приемлемые. В руке G5 лежит отлично, не скользит, необходимые органы управления находятся под рукой.
Снизу находится резьба для штатива и отсек для батареи и карты памяти (SD). К сожалению, находятся они достаточно близко друг от друга, сменить батарею в камере, установленной на штатив, не представляется возможным. А вот карту памяти, при определенной сноровке можно — крышка отсека открывается не до конца, но на достаточный угол, чтобы карточку вытащить. Но есть риск ее повредить.
На задней панели мы видим поворотный трехдюймовый экран, видоискатель с регулировкой диоптрий и датчиком глаза, функциональную кнопку переключения между видоискателем и экраном, навигационный селектор, кнопку активации быстрого меню, вторую функциональную клавишу блокировки автофокуса-экспозиции, навигационный пятипозиционный джойстик, окруженный еще тремя клавишами: воспроизведения, смены типа отображения информации на дисплее и третьей функциональной кнопкой удаления сделанных снимков.
Качество сборки традиционно для Panasonic очень высокое. Корпус сделан из достаточно простого пластика, но все элементы отлично подогнаны друг к другу, есть ощущение надежности и ладности конструкции.
Выступ для хвата облицован материалом "под кожу", при этом еще и увеличился в сравнении с G3, что пошло удобству пользования камерой на пользу (и во вред габаритам, что далеко не так важно). Изменилось оформление селектора, навигационной клавиши кнопка спуска переехала ближе к торцу, запись видео – на верхний торец, появилась еще одна функциональная кнопка и отдельная – для быстрого меню. Напомним, в G3 она была совмещена с кнопкой удаления.
К тому же, появился совершенно новый элемент — рычажок управления электронным зумом одной рукой. Он совместим на данный момент с двумя объективами серии G Vario X, идеально подходящими помимо своих основных обязанностей для съемки видео: 14-42mm и 45-175mm, второй у нас как раз побывал на тесте. Помимо управления зумом при установке этих объективов, рычажок может выполнять функции второго навигационного селектора, весьма уместного для работы с меню. При установке поддерживающего электронный зум объектива камера спрашивает, использовать ли этот элемент для управления трансфокатором: и хочется, привыкнув к действиям этим рычажком в меню, ответить "нет".
Замечу: в G5 вернулся датчик глаза на видоискателе, который его автоматически активирует. Радует, что компания прислушиваются к пользователям, недовольным отсутствием этого датчика в G3. Конечно, можно возвращать обратно экран в режим видоискателя и клавишей, а также и отключить этот датчик, который кого-то может раздражать своими самовольными включениями при перехвате камеры в районе видоискателя.
Осталась на месте и система сенсорного управления, местами улучшенная: мне показалось, что экран стал более чувствительным (хотя это может быть чистый субъективизм), в автоматическом и полуавтоматическом режимах изменяемые параметры прячутся в убираемой на край экрана вкладке. В остальном, интерфейс почти не изменился по сравнению с тем, что был на предшественнице.
При этом сильно изменилось управление сценическими и художественными режимами, обзаведшееся крупными характеризующими разные режимы картинками, а также пояснениями; добавился и помощник, позволяющий подобрать наиболее подходящий режим для какого-то определенного момента съемки.
В целом, к меню и аналоговому управлению мало претензий, у Panasonic с этим традиционно все хорошо. Мне не хватило только внешнего селектора регулировки режимами фокусировки (приходится для переключения на ручной или одноточечный фокус лезть в быстрое меню к определенной вкладке, хотя возможность выбрать точку фокусировки прикосновением пальца к экрану местами спасает) и, как обычно, более качественной русификации.
В основе Panasonic Lumix G5 лежит обновленный сенсор, идентичный по цифровым показателям предыдущему, установленному на G3 (Micro Four Thirds, эффективное разрешение 16,1 мегапикселей), но с усовершенствованными алгоритмами обработки сигнала, что сказалось и на диапазоне светочувствительности, расширенном до ISO 12800, и на улучшившейся, по ощущениям, цветопередаче. В обработке сигнала сенсору помогает новый процессор Venus Engine 7 FHD, позволяющий добиться достаточно высокой скорости работы камеры. Включается G5 примерно за секунду, достаточно быстро работает с картами памяти, не заставляя замирать камеру в ожидании следующего снимка. RAW записывается не мгновенно, но во время записи с камерой вполне можно работать. Единственная встреченная проблема — долгая инициализация информации с частично заполненной карты памяти, которая может занимать нескольких минут. В это время нельзя редактировать информацию на карте памяти, но можно делать снимки, опять же.
Автофокус также очень быстр — Panasonic традиционно использует контрастный метод, от которого компания добилась молниеносной реакции (по скорости с ним могут соперничать разве что фазовые зеркалки, подобным способом фокусирующаяся Olympus OM-D E-M5 и гибридные Nikon 1), но не наилучшей точности, пусть в пресс-релизах утверждается обратное. Грехи контрастного автофокуса с тенденцией настойчиво брать задний план в зону резкости присущи и LightSpeed AF. И списать это на различную оптику не выйдет, наблюдаются эти особенности с разными объективами и в разных условиях. Спасает ручная фокусировка и принудительная точечная фокусировка — но, как я уже выше отмечал, при отсутствии вынесенного селектора делать это не слишком удобно, несколько кадров из-за этого я упустил.
Скорость серийной съемки увеличилась до 6 кадров в секунду при съемке в самом высоком разрешении и в формате RAW, это очень сильный показатель не только для своего класса, но и в сравнении с зеркальными камерами начального и среднего уровня. Следящий автофокус достаточно цепок, но вынуждает камеру стрелять не так часто — 3,7 кадров в секунду. Размер буфера не очень велик — до 9 кадров в формате RAW.
Отмечаю и появившуюся возможность делать кадры бесшумно — не только за счет отключение сигнализации о наведении на фокус, но и за счет электронного затвора, появившегося тут в дополнение к механическому. Совсем не лишняя функция для относительно компактной камеры.
Встроенная вспышка (как и внешняя) при активации электронного видоискателя не работает. В остальном это самая обыкновенная вспышка, без каких-либо выдающихся способностей, но местами очень полезная — таскать с собой дополнительные аксессуары не всегда возможно.
G5 обзавелась солидным ассортиментом излюбленных сейчас "творческих" режимов. Ранее Panasonic держалась в этой области скромно, предпочитая выделять "чистые" возможности камеры при съемке, здесь же мы видим и миниатюру, и кросс-процесс, и симуляцию "игрушечной камеры", и выделение цвета — в общей сложности 14 режимов. Не хватает, пожалуй, только панорамной съемки и шарма, присущего, например, "творческим режимам" камер Olympus, Sony и Pentax.
Зато выгодно выделяются в сравнении с конкурентами сценические режимы, не закованные в привычные рамки "пейзаж-портрет-ночная съемка", а располагающие богатым выбором сценариев. Для одной только ночной съемки их тут шесть. Вкупе со встроенным помощником, предлагающим подходящий режим для того или иного сюжета и объясняющего, в чем особенность каждого из режимов, они могут стать не только хорошим подспорьем для новичка, но и некоторым подобием учителя.
Экран, наконец-то, получил достойное нашего времени разрешение — 920 000 точек против 460 000 точек у G3 и ранних моделей. При этом остался сенсорным и поворотным, причем с шарниром, позволяющим его свободно поворачивать практически как угодно.
Видоискатель — встроенный, электронный, со 100% покрытием кадра и разрешением в 1 440 000 точек. Что, конечно, много, но сравнивать с оптическим видоискателем я его все же не стал бы. При этом сам факт его наличия может стать хорошим подспорьем при съемке в солнечную погоду.
Видео. Panasonic Lumix DMC-G5 снимает видео в FullHD-качестве с частотой в 50/60 кадров в секунду с использованием прогрессивной развертки, AVCHD или Motion JPEG в качестве контейнеров. Видео записывается со следящим автофокусом, доступна регулировка по цвету и контрастности, со всеми выставленными "фотографическими" настройками, доступно применение большей части сценических режимов и эффектов. Отметим обеспечивающий плавность зуммирования язычок электронной трансфокации. Качество съемки отличное, но фокус все-таки имеет тенденцию к "плаванию", наводясь на объект не всегда идеально четко.
С G5 удалось попробовать несколько объективов. Основная масса фотографий сделана на стандартный, комплектный G VARIO 14-42 мм F3.5-5.6. Но также удалось попробовать два новых объектива из G X серии: 45-175 мм F4.0-5.6 с функцией Power Zoom и 12-35 мм F2.8 со стабилизатором. Последний — первый светосильный зум-объектив в линейке Micro Four Thirds.
Оба объектива очень порадовали и качеством сборки, и резкостью, и художественным размытием. Примеры фотографий, сделанных на эту оптику, как и на комплектный объектив, можно увидеть ниже, в галерее. К 45-175 мм не предъявишь и стандартной для Panasonic претензии в высокой цене. За телеобъектив с возможностью электронного зуммирования и подобной картинкой, пусть и не обладающим сверхъестественной светосилой, 17 тысяч рублей — вполне адекватная цена.
12-35 мм F2.8, конечно же, "рисует" чудесно и обладает нетипичными для беззеркального рынка характеристиками "топ-класса", но и стоит соответственно — на данный момент в среднем около 58 тысяч рублей. Это дороже любой камеры Panasonic, в том числе и грядущей GH3.
Режим iA Plus остается почти идеалом в своем роде, этот вариант автоматики от Panasonic подводит очень редко. Большинство любителей может пользоваться только им одним, не залезая в мануальные и полуавтоматические режимы. Камера уверенно замеряет экспозицию для большинства ситуаций, неплохо (хотя и не всегда безошибочно, тут G5 неидеальна) определяет баланс белого. В сумерках и темноте лучше, конечно, брать управление в свои руки — камера не всегда может понять, что именно вы хотите получить в той или иной ситуации, допуская пересветы или передержки, сопряженные со смазыванием кадра.
Динамический диапазон и детализация снимков очень неплохи для своего класса. Чудес g5 не показывает, но бороться с начальными зеркалками и беззеркалками с сенсорами больших физических размеров в этом показателе может. Цветопередача естественная, без перегибов, хотя некоторые фирменные проблемы, вроде цветных пятен на сером фоне, остаются. Кому-то может в плане цветов не хватить "изюминки" — но ее отчасти можно добавить регулировкой. Отмечу и достаточно высокое качество сжатия JPEG.
Panasonic Lumix G5 действительно обладает менее шумной матрицей, нежели предшественница. Вполне рабочим можно считать диапазон вплоть до ISO 1600, но на ISO 3200 или 6400 шумы не так бросаются в глаза, как раньше. При удачном экспонировании и отсутствии необходимости в распечатывании фотографий в крупном формате можно снимать и на такой светочувствительности.
На G5 обновлена батарейка — и это очень хорошо, G3 садился уж слишком быстро. Новая камера держит заряд на протяжении примерно 320-340 кадров. Это не бог весть какие показатели, но их уже можно отнести к средним для своего класса.
Мнение Mail.Ru
Мейнстимная серия в линейке Lumix G получила достойное обновление, на бумаге выглядящее не очень серьезным, а на деле здорово продвигающее серию вперед: тут и обновленный сенсор, лучше работающий с цветом и шумами, и более удобное управление (с большим выступом для хвата, вставками под кожу и увеличенным набором органов управления), и "творческие режимы", и лучшая приспособленность для съемки видео, и увеличенная скорость серийной съемки.
При этом, безусловно, менять свою G3 на G5 можно только от страсти к перемене техники — преимущества не столь радикальны, а цена, наоборот, на старте высока. 30-35 тысяч — это выше, чем стоила G3 год назад, и выше, чем стоят зеркальные камеры начального уровня на данный момент. Да, тягаться с ними G5 может не только с помощью габаритов: у камеры есть неоспоримые достоинства, она предельно универсальна, а парк оптики Panasonic позволяет рассматривать эту камеру в том числе и через призму будущего углубления системы. Это одна из лучших беззеркалок на сегодняшнем рынке, сбалансированная в плане габаритов, с не слишком крупной оптикой (в отличие от беззеркалок формата APS-C) и близким к идеалу управлением. Но по-настоящему привлекательна она станет чуть позже, цена уже начинает опускаться.
Комментарий интернет-магазина "Связной"
Владимир Кондратов, специалист по управлению ассортиментом
Panasonic Lumix DMC-G5 – это новинка в серии G, которая очень интересна с точки зрения размера. Здесь виден отказ от погони за миниатюрными габаритами, это настоящий представитель "среднего класса": камера меньше стандартной зеркалки, но больше большинства беззеркалок других производителей. Слишком большой размер зачастую портит эргономику фотоаппаратов, а для зеркалки этот вопрос остается актуальным всегда – когда мы берем в руки такую камеру, это чаще всего означает, что нам нужно много и долго снимать, к примеру, экскурсию, праздник и т.д. При данных условиях удобная рукоятка, как на этом фотоаппарате, просто незаменима, плюсом будет и вес, который значительно меньше обычного веса зеркалок.
Ближайший конкурент новинки – Sony Alpha NEX-7 Kit. В целом, новый Panasonic Lumix DMC-G5 – это фотоаппарат для тех, кто нуждается в качестве зеркалки при компактных размерах. Благодаря своему небольшому весу камера отлично подойдет девушкам. Сейчас в интернет-магазине "Связной" на Panasonic Lumix DMC-G5 можно оформить предзаказ.