DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Печальная развязка сюжета о настоящем
| text | html

web-архив: по темам » знаменитости » киноиндустрия » это письмо

2012-09-09 10:51:45

Уйдя из жизни, актер Александр Белявский оставил на память о себе более сотни ярких и неординарных ролей

Не успели поклонники кино и театра оправится от известия о смерти Игоря Кваши, как СМИ сообщили о новой трагедии — на 81-ом году жизни погиб актер Александр Белявский. По одной из версий, он случайно выпал из окна в своем доме на Большом Тишинском переулке в Москве, по другой — покончил жизнь самоубийством из-за того, что в последние годы тяжело болел. Впрочем, не будем сейчас об этом. Просто вспомним замечательного актера, одного из представителей золотой эпохи отечественного кинематографа, которых мы, увы, теряем одного за другим.

Сказать, что Александр Белявский с юных лет мечтал о театральных подмостках или съемках в кино, значит, погрешить против истины. После школы, учеба в которой пришлась на военные годы (Белявский родился в 1932 году), он, поддавшись романтике профессии геолога, поступил на геологоразведочный факультет Московского института цветных металлов и золота. Закончив вуз он несколько лет проработал по выбранной специальности в Иркутске.

Именно там он впервые и попробовал себя в качестве актера местного драматического театра. Постепенно актер победил в нем геолога и Белявский, вернувшись в Москву, поступил в Щукинское театральное училище (мастерская Владимира Этуша). Окончив училище с отличием, он работал в Театре Сатиры, Театре имени Станиславского, Театре-студии киноактера.

Высокий рост, стройная фигура и мужественная фактура Белявского не могли не заинтересовать кинорежиссеров. Помните, как описывал Шарапов в фильме "Место встречи изменить нельзя" бандита Фокса, которого сыграл Белявский: "Лицо такое... Ну, одним словом, бабам нравится".

Но дело было не только во внешности. Благодаря своему таланту воплощать на экране и театральной сцене неординарные, многоплановые роли, он сумел сыграть отъявленного злодея так, что его Фокс был среди женщин не менее популярен, чем положительные герои фильма — Жеглов и Шарапов.

Знаменитая сцена, где он такой статный и красивый (по-настоящему мужской красотой, даже малой толики которой нет сегодня у нынешних гламурных звезд экрана), в сидящей как влитой военной форме, останавливался у входа в зал ресторана "Астория" и холодным и в то же время влекущим взглядом обводил публику, не одно женское сердце заставляла учащенно биться.

Белявский вспоминал, что самым трудным для него было сыграть то самое "звериное чутье", благодаря которому, Фоксу в последний момент удается ускользнул из расставленной ловушки. Однако с этой задачей он справился настолько великолепно, что одно время даже существовала легенда будто у самого актера уголовное прошлое. На самом деле это не так. Но он столь мастерски вжился в роль, так убедительно изобразил матерого волка уголовного мира, не знающего, что такое жалость, что не поверить ему было невозможно.

Несомненно, Фокс стал самой большой киноудачей Белявского, которая впрочем, сопутствовала ему еще со студенческой скамьи. Но одновременно, как не раз сокрушался сам актер, чуть не сломала всю карьеру. Ведь до этого, благодаря открытому лицу и обаятельной улыбке, ему по большей части предлагали играть положительных персонажей: Сергей Крылов ("Иду на грозу"), Кулагин ("Их знали только в лицо"), Володя ("Июльский дождь"). Ему нравилось работать над этими ролями, хотя уже хотелось чего-то нового... А после "Места встречи..." режиссеры ударились в другую крайность, наперебой приглашая играть исключительно злодеев.

А он терпеть не мог однообразия и скуки. И в искусстве, и в жизни. Белявский сыграл в кино свыше ста ролей и в каждой старался избегать штампов, порой даже пугая режиссеров своим умением слиться с персонажем. Причем, он работал так над каждой ролью, независимо от того количества времени, которое ему отводилось в кадре. Порой Белявскому вполне хватало пары реплик или даже взглядов, чтобы созданный им образ надолго отложился в памяти зрителя.

Вспомните хотя бы ту же "Иронию судьбы...". В оригинальном фильме Эльдара Рязанова актер играет немногословную второстепенную роль, но по сути именно его герой, а также персонаж Георгия Буркова и дают старт всем последующим головокружительным событиям. В сиквеле режиссера Тимура Бекмамбетова участие Белявского и вовсе сведено к минимуму (из-за недуга), у него практически нет реплик, но даже этого было достаточно, чтобы вызвать у зрителя ностальгическую улыбку.

Он долго мечтал о большой комедийной роли, не желая зацикливаться на сильных и серьезных персонажах. Но режиссеры не звали его в комедии, и тогда Белявский стал вставлять комические моменты всюду, где это было возможно. Роль ведущего в "Кабачке 13 стульев" и участие в "Белом попугае" наиболее полно позволили раскрыть актеру эту грань своего таланта.

По отзывам коллег, Белявский любил и ценил тонкую игру. В 2002 году его пригласили на съемки голливудского блокбастера "Цена страха" в одну обойму с Морганом Фрименом и Беном Аффлеком. Вряд ли кто-то из сегодняшних актеров (и опытных, и тем блее, начинающих) упустил бы такой шанс. Но Белявский отказался, с огорчением заметив, что в этом фильме нет актерской игры.

Однако нельзя однозначно сказать, что он не любил западный кинематограф. Отнюдь. Иначе не смог бы с таким блеском продублировать более 200 фильмов. И при этом он не просто говорил за того или иного героя, он со свойственной ему самоотдачей проигрывал их роли. И здесь он умел быть невероятно разным. Может быть поэтому отечественному зрителю столь полюбились и мужественный "Профессионал" Жосслен Бомон (Жан-Поль Бельмондо), и чудаковатый Грегуар Леконт из "Укола зонтиком" (Пьер Ришар), и плачущий, но тем не менее несгибаемый, комиссар Каттаньи из сериала "Спрут" (Микеле Плачидо), и Король Артур из "Первого рыцаря" (Шон Коннери). Любую из этих ролей наверняка мог бы сыграть сам Белявский и быть, как всегда неординарным, органичным и запоминающимся буквально с первого кадра.

Артистов такого масштаба с каждым годом становится все меньше. Они уходят один за другим и что самое обидное — достойной смены им не видно. Звезд у нас хватает, а вот Актеров с большей буквы – нет. Не стало еще одного. Но он будет жить в памяти зрителей своими ролями.

Прощание с Александром Белявским состоится 12 сентября в Доме кино. Похоронен он будет на Кузьминском кладбище.

Источник



web-архив: по темам » знаменитости » киноиндустрия » это письмо








© 2004-2021 DaoMail.ru