DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Сызрань православная
| text | html

web-архив: по темам » культура, искусство » другие культурные события » живопись и фото » это письмо

2012-08-30 09:51:31

Патриархальная купеческая Сызрань украшена не только городскими усадьбами и памятниками деревянного зодчества, но и храмами удивительной красоты. Участникам инфотура повезло, что экскурсию «Сызрань православная» для них провел настоятель Свято-Вознесенского мужского монастыря игумен Марк.

Батюшка начал рассказ от площади Сызранского Кремля с истории Христорождественского собора, основанного 1717 году. С середины XVIII века он становится главный соборным храмом города, но уже во второй половине XIX-го главенство переходит к новому Казанскому кафедральному собору. А утративший первенство собор оказался на территории городской тюрьмы, для нужд которой использовали и Кремль, и площадь. Храм был лишен внешних украшений, но сейчас его восстанавливают, идет отделка внутреннего пространства. На фото хорошо просматриваются все три церкви исторического центра Сызрани – Спасская башня, храм Рождества Христова и Казанский собор.

Именно в Казанском соборе хранится главная святыня сызранской земли – икона Феодоровской Божией матери. На будущий год исполнится ровно 300 лет с момента явления этого чудотворного образа на горе Кашпир летом 1713 года.

Первое время после явления чудотворная икона находилась в специально выстроенном для нее храме в Свято-Вознесенском мужском монастыре. С ее появлением связан период расцвета обители.

Почитаемая икона Феодоровской Божией матери написана в манере Сызранской школы иконописи, история «обретения» которой носит буквально детективный характер. В 90-х годах прошлого века в антикварных салонах Москвы и Санкт-Петербурга стали появляться таинственные иконы, неопределенной до того времени иконописной школы. И еще совсем недавно их приписывали кисти признанных умельцев Палеха, Мстеры, Поволжья.

Иконы, написанные в очень характерной, древней манере, отличались удлиненными пропорциями фигур и одухотворенными ликами святых, широкой лузгой – каймой по краям, отделяющей ковчег от поля иконы, расположенной в углублении. Лузга была расписана орнаментом из цветков ромашки и завитков в форме трилистника. По краю доски идет двойная опушь – то есть двойная отделка. Особенностью этих икон также был яркий насыщенный цвет большинства деталей, при этом общий сумрачный колорит «выдавал» руку древних мастеров. В таком стиле работали еще Андрей Рублев и Дионисий.

Но довольно быстро эксперты выяснили, что иконы были созданы в конце XIX века. Их отличали устойчивые признаки, по которым можно определить иконы, как произведения, выходящие из одного центра. Но какого?

Все иконы были найдены в городах и селах Средней Волги, преимущественно в Пензе, Самаре, Хвалынске, еще больше – в Ульяновске, Алатыри, Карсуне. Затем стало ясно, что подавляющее число икон пришло из Сызрани.

Поскольку город был относительно новый, 1683 года основания, специалисты пришли к выводу, что для создания местной школы иконописи здесь просто не хватило бы времени, ведь такие школы создавались веками, как это происходило в древних Киеве, Москве, Великом Новгороде, Ярославле.

К тому же, лики на этих иконах были изображены в старой греческой традиции, которую на Русь принесли византийские иконописцы, обучавшие древнерусских мастеров. После тщательной работы в сызранских архивах, ученым и краеведам удалось постепенно, шаг за шагом прояснить историю появления икон в этих местах, тесно связанную с историей старообрядцев.

После расколовшей Русь в середине XVII века церковной реформы патриарха Никона, многие староверы бежали на окраины империи, значительная часть их уехала за границу. Но после манифеста 1762 года Екатерины II, призвавшей на родину беглецов-староверов, они стали возвращаться. Правительство предоставило им несколько мест для поселения, в том числе и крепость Сызрань. Старообрядцы активно осваивали Поволжье, налаживали хозяйство, строили храмы, и всего за несколько десятилетий Сызрань превратилась в один из самых богатых городов на Волге.

Когда-то, уезжая из России, староверы увозили с собой все самое дорогое и, прежде всего, старые иконы. Они же, спустя век после трагического раскола, и вернули редкие образцы древнерусской иконописи на родину. Да и не запрещали им писать иконы так, как учили предки.

Все эти иконы, как было принято на Руси, написаны темперой – натуральными природными минеральными красками, замешанными на водно-яичной эмульсии. Такое письмо требует от мастера высокой точности, так как темпера не прощает ошибок, ее нельзя подправить, как масляную живопись. Зато и краски получаются воздушные, прозрачные, что так подходят для изображения одухотворенных ликов святых.

Сегодня в Сызрани проживает несколько старообрядческих общин, и в их молельных домах висят точно такие же иконы. Именно крепкая вера старообрядцев, их обособленная жизнь сохранила до наших дней не только церковные каноны древнерусского государства, но и его иконописные традиции.

Староверы собирали, хранили памятники старины, а когда власти стали изымать иконы из церквей, прятали их по домам. Видимо, так же чудом сохранился и рукописный Месячный иконописный подлинник XIX века, в котором подробно объяснялось, как правильно пользоваться древним греческим письмом. По запискам, вложенным в рукопись, удалось определить, что принадлежал он Давиду Попову, местному иконописцу. Также внутри обнаружили несколько прорисей на кальке с ликами святых. Наложив прориси на иконы, исследователи убедились в их полном совпадении.

Картина начала проясняться. Дед Попова, как гласит архивная запись, также был иконописцем, впрочем, как и его внуки. Один из них, Александр Бочкарев, стал самым известным иконописцем Сызрани, выполнившим сотни заказов на написание икон. Обычно их заказывали очень состоятельные люди, ведь такая высококлассная икона, да еще украшенная золотом, писалась несколько месяцев и стоила от 5 до 40 рублей серебром. А рубль серебром тогда был равен тысяче нынешних долларов. Но Сызрань была как раз таким городом, в котором проживало много обеспеченных и набожных купцов, они-то и были постоянными заказчиками, в том числе иконописцев династии Поповых-Бочкаревых.

В мастерской у Давида Попова в течение десятилетий постоянно перенимали опыт четыре-пять иконописцев. А всего в Сызранском уезде в конце позапрошлого столетия работало не менее 70 иконописных и иконостасных заведений, а также мастеров-одиночек. Значит, их иконы были востребованы и, судя по всему, покупались тысячами.

Удивительный факт: к середине XIX века в Сызрани за несколько десятилетий была создана крупная иконописная школа, не уступающая древнейшим школам Москвы, Великого Новгорода, Владимира. Причем, все это время школа оставалась живой, развивалась, нисколько не отступая от канонов. Но после 1917 все изменилось, через несколько лет после революции последний талантливый иконописец Александр Бочкарев был арестован, храмы закрыли, иконы вывезли. Говорили, что в конюшни – полы застилать...

Сегодня Сызранская иконопись возрождается, есть мастера, продолжающие традиции этой школы, среди них и местная уроженка Наталья Пяткова.

Иконописцы прошлого пользовались техникой письма, наработанной веками, а сегодняшним мастерам, к которым принадлежит и Наталья Пяткова, приходится изучать ее по старинным образцам и самим доходить до секретов мастерства. Но, как и раньше, иконы пишут на кипарисовой ковчежной доске.

Все так же сызранскую икону отличает филигранное, так называемое мелочное письмо, разделка всех складочек на лице, на глазах – обязательно реснички, все тонко прописано. В такой манере писали очень высокие мастера. В местных иконах присутствуют светлые радостные, часто белые и золотые тона. По краю иконы обычно изображают патрональных святых, покровителей заказчиков.

Подписаны иконы в стиле старообрядческих книг – вытянутым полууставом. Использовалась и меднолитая пластика, то есть роспись по деревянной доске сочеталась с вмонтированным по центру медным литым крестом, что также характерно для старообрядческой традиции.

Кроме икон, в сызранской манере письма также изготавливают иконки-обереги, расписывают шкатулки, брошки, крышки ларцов.

Продолжение следует.

 

Наталья Панферова, RATA-news

 Фото автора и Анатолия Горлова

Источник



web-архив: по темам » культура, искусство » другие культурные события » живопись и фото » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru