DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Минкульт Эстонии заигрывает с "театральным" сепаратизмом сету
| text | html

web-архив: по темам » спорт » теннис » это письмо

2012-08-06 17:53:22

4 августа в южной Эстонии при большом стечении публики и официальных лиц прошел в 19-й раз уникальный для современной Эстонии этнографический праздник "Королевство Сетумаа", посвященный старинным обрядам и традициям народности сету, исторически проживающей в Южной Эстонии и на территории нынешней Псковской области (Россия). Об этом ИА REGNUM сегодня, 6 августа, сообщили в эстонской общественно-правовой телерадиокорпорации ERR.

По данным переписи населения, в Эстонии сетусцами считают себя 12 тысяч человек, из которых большая часть уже не живет на исторической родине, а разбросана по всей Эстонии. Это уникальный народ, вобравший в себя черты соседних русского, эстонского и латвийского народов, что выразилось как во внешнем виде сетусцев (мужчины носят косоворотки и подпоясываются на русский манер, женщины носят разноцветные платки и кофты самых невероятных расцветок), многие слова звучат у сетусцев по-русски, хотя пишутся на латыни: рraazdnik, tsaai, karmoshka. Традиционным вероисповеданием сетусцев считается православие. За свою эмоциональность и похожие на русские народные песнопения сетусцев называют "эстонскими русскими", хотя сами сетусцы утверждают, что не являются ни эстонцами, ни русскими.

Данный праздник привлекает внимание эстонских СМИ, официальных лиц и просто зрителей благодаря особой атмосфере и традиции выборов на таких мероприятиях Короля Сетумаа, которые проходят в форме публичных дебатов сторонников кандидатов в короли, часто похожих на юмористические номера. Затем за понравившегося кандидата голосуют "жители Королевства Сетумаа" - сетумаасцы, приехавшие на праздник, взявшись за веревку. По числу рук на веревке и объявляют нового короля сроком на год. Нынешний "король" был выбран 517 голосами. Мероприятие активно поддерживает и финансирует министерство культуры Эстонии, которое в рамках праздника провело выездное заседание комиссии по вопросам нацменьшинств Эстонии.

Как сообщили ИА REGNUM в ERR, несмотря на шутливую подачу, Королевство Сетумаа действует на территории Южной Эстонии в рамках праздника как независимое государство: городок Вярска объявляется столицей государства, возводятся границы с Эстонией, действует таможня, проверяются документы у приезжающих на автобусах и автомобилях, есть свои войска, которые проходят парадом перед избранным королем (правда, сам парад больше похож на выступления ряженных и скоморохов). Серьезности добавляет, пускай и шутливое, распространение среди зрителей сетумааской валюты и требование контроля за чистотой сетумааского языка (один из кандидатов в короли Сетумаа был "забракован", так как говорил только по-эстонски).

Зачем правительство Эстонии в лице министерства культуры поощряет игры в "бутафорское Королевство Сетумаа"? Здесь существует несколько объяснений, которые таллинский корреспондент ИА REGNUM услышал от представителей организаций национальных меньшинств Эстонии.

Сетуское сообщество далеко не так однородно, как это можно судить по этнографическим праздникам. В общину сетусцев Эстонии входит довольно влиятельное крыло "коренных" южноэстонских сетумаасцев, которые настаивают на том, что Сетумаа - это действительно оригинальное автономное культурно-национальное образование в Южной Эстонии, которое необходимо всячески оберегать. Именно эти представители народа выступают за автономность региона, придание ему особого статуса под защитой ЮНЕСКО, а также активно выступают против пограничного договора с Россией, разделившего исторически народ на две части. Эта часть сетусцев традиционно проводит ежегодные акции протеста против пограничного договора с Россией в годовщину Тартуского мирного договора Эстонии и РСФСР 1920 года, а также утверждают, что на сетусцев оказывается давление со стороны официальных властей. По словам таких оппозиционеров (Союз старейшин народности сето (сету), власти Эстонии убеждены, что сету - это всего лишь разновидность эстонцев, а потому не одобряют "независимые" органы власти Сетумаа, не относящиеся к местным властям. Эта часть сетусцев уверяет, что во время переписи населения сетусцев записывают как эстонцев, гимназии с основным сетуским языком обучения отсутствуют (власти разрешают уроки сетуского языка лишь в качестве дополнения к обычным школьным занятиям на эстонском языке в местах компактного проживания сетумаасцев).

И по-своему официальная Эстония права...Увы, но большая часть сетусцев уже давно покинула свои родные места, живет во втором-третьем поколении среди эстонцев, а потому лишь номинально считает себя "этнографическими сету", давно ассимилировавшись в эстонскую языковую и культурную среду. Эти люди не понимают "сепаратистских" устремлений южно-эстонских соплеменников и воспринимают проблемы сохранения языка и культуры сету исключительно как "эмоциональный фон", чем как реальность.

Официальные власти Эстонии в отношении сетусцев действуют также, как в отношении других нацменьшинств Эстонии - выставляя на первый план исключительно декоративные признаки иноязыка и инокультуры: этнографические забавы для туристов, гармошка и бабушкино платье, творческие коллективы со старинными песнями. За забавным праздником "Королевства Сетумаа" можно удобно скрыть актуальные вопросы сохранения языка и культуры одной из самых древних народностей Эстонии.

Как сообщало ИА REGNUM ранее, сето (в русской транскрипции сету или полуверцы) - реликтовый финно-угорский народ, издревле проживающий на северо-западе Псковской области и на юго-востоке Эстонии. Язык сету напоминает южный диалект эстонского языка с большим количеством важных заимствований из русского и латвийского языков. Наибольшая численность народа - 22 тысячи человек - была зафиксирована в 1902 году. После заключения Эстонией в 1920 году Тартуского мирного договора с большевиками, весь ареал расселения народа сету отошел к Эстонии. После 1920 года сету стали подвергаться ассимиляции со стороны эстонского правительства. Большинство сету вынуждены были принять эстонские фамилии и имена, несмотря на то, что с XVI века сету исповедовали православие (до этого они исповедовали язычество) и носили православные фамилии и имена.

Несмотря на то, что в настоящее время в Печорском районе Псковской области России проживает не более 300 представителей сету, в 2010 году сету получил статус коренного малочисленного народа России. В России действует школа народности сету, православная церковь сету, в которой служба ведется на языке сету, и два музея народной культуры сету - единственные в России. Эстония, в отличие от России, не признает сету в качестве самостоятельного этноса, а его язык числит лишь среди эстонских диалектов. Официальный Таллин также отказывается признать язык сету официальным на территории самоуправлений, расположенных в местах исторического компактного проживания этой народности.

Источник



web-архив: по темам » спорт » теннис » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru