Статья эта была написана в середине июля, когда летний сезон в разгаре, пиковое тепло, много солнца… И много жара от тестового компьютера, в котором тестировались топовые ускорители. Это понятно, привычно, и уже много лет так. И казалось бы, будет незыблемым явлением. Однако компютерный рынок в целом развивается по своим законам, и нынешние тенденции таковы, что акценты смещены на устройства типа планшетов, смартфонов, нетбуков и т. п. Другими словами, где всё-в-одном, не надо подбирать одну часть к другой и голову ломать над тем, сбалансированный получился компьютер или нет: все уже решено производителем, и пользователь получает комплект из определенного количества памяти, определенной мощи процессора и какого-то ускорителя графики. Нравится или нет, а именно так и есть.
Однако всегда останется ниша игроков, которым нужен ПК, именно ПК, а не приставка или планшет. И этот рынок еще очень большой, и спрос на те же видеокарты есть, причем высокий (как бы пессимистично ни была настроена в этом плане компания AMD, когда как NVIDIA, наоборот, излучает оптимизм). Поэтому оставим продолжение разговора о рынке видеокарт на следующий раз и займемся очередной тройкой ускорителей. Сегодня мы изучим продукты на базе NVIDIA GeForce GTX 680. Все три модели — собственные разработки ASUS, Gainward и Zotac (ни одной просто копии референс), поэтому будет весьма занятно ознакомиться с ними.
Платы
ASUS GeForce GTX 680 DirectCu II TOP 2048 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E
GPU: GeForce GTX 680 (GK104)
Интерфейс: PCI Express x16
Частота работы GPU (ROPs): 1130—1230 МГц (номинал — 1000—1100 МГц)
Частота работы памяти (физическая (эффективная)): 1500 (6000) МГц (номинал — 1500 (6000) МГц)
Ширина шины обмена с памятью: 256 бит
Число вычислительных блоков в GPU/частота работы блоков: 8/1130—1230 МГц (номинал — 8/1000—1100 МГц)
Число операций (ALU) в блоке: 192
Суммарное число операций (ALU): 1536
Число блоков текстурирования: 128 (BLF/TLF/ANIS)
Число блоков растеризации (ROP): 32
Размеры: 300x125x55 мм (последняя величина — максимальная толщина видеокарты)
Цвет текстолита: темно-коричневый
Энергопотребление (пиковое в 3D/в режиме 2D/в режиме "сна"): 205—222/85/65 Вт
Все три карты — продукты собственного производства, хотя один из них - копия референс (если говорить о печатной плате).
Мы начнем с продукта ASUS. Общего с эталонным дизайном у этой карты осталось лишь размещение микросхем памяти вокруг ядра. Все остальное переработано, и перед нами плод творчества инженеров компании. 4-фазное для микросхем памяти и 6-фазное для ядра питание, что позволяет очень гибко менять вольтажи, которые, кстати, традиционно у серии DirectCu поддаются регулировке со стороны пользователя через фирменную утилиту. Мы уже писали об этом, и неоднократно. Управляет питанием цифровой контроллер Digi+. Гнезда дополнительного питания размещены традиционно (не двухэтажным монстром, а последовательно), заметим, что в отличие от эталонного дизайна, предусматривающего два шестипиновых гнезда, тут имеем 8- и 6-контактный разъемы питания, что позволяет получить более высокую стабильность работы при повышенных частотах, ведь эта серия во многом расчитана на оверклокеров. Продукт имеет стандартный набор гнезд вывода: два DVI (одно с возможностью передачи на VGA через специальный адаптер, второе — на HDMI, также с помощью адаптера) и по одному HDMI и DP.
А вот продукт Gainward мало чем отличается от эталонной карты. По сути внесены изменения лишь в силовой блок, обеспечившие 6-фазное питание для ядра и 2-фазное для микросхем памяти. Кроме того, несмотря на такое же неудобное "двухэтажное" расположение гнезд питания, на карте распаяны 8- и 6-контактный разъемы, а не два 6-контактных, как предусмотрено эталонным дизайном, что также дает больше возможностей оверклокерам. Набор гнезд вывода точно такой же, что и у предыдущего ускорителя.
Ускоритель Zotac — полная копия референс-карты, хоть и произведенная своими силами (на мощностях PC Partner). Поэтому по сути не о чем говорить (карта имеет два 6-контактных гнезда дополнительного питания). Напомню лишь, что все продукты GTX 680 имеют 256-битную шину обмена с памятью и по 8 микросхем памяти на лицевой стороне.
Стоит еще раз сказать, что мониторы старых выпусков с подключением через d-Sub (VGA-гнездо трапециевидной формы) можно использовать через специальные адаптеры-переходники DVI-to-d-Sub.
Также видим, что все карты имеют по одному гнезду HDMI (ускорители такого рода поддерживают полноценную передачу видео и звука на HDMI-приемник, поскольку обладают собственным звуковым кодеком). Помимо этого, имеются и гнезда вывода DP. Заметим, что, начиная с новой серии 6хх, продукты NVIDIA получили возможность вывода картинки на четыре монитора одновременно. Особенно это интересно в сочетании с 3D Vision (впрочем, мощностей даже таких суперкарт уже может не хватать для такого режима работы).
Максимальные разрешения и частоты:
240 Гц — максимальная частота обновления;
2048x1536@85 Гц — по аналоговому интерфейсу;
2560x1600@60 Гц — по цифровому интерфейсу (для DVI-гнезд с Dual-Link/HDMI).
Что касается возможностей ускорения обработки видеопотоков Full HD и т. п. — в 2007 году мы проводили такое исследование, с ним можно ознакомиться здесь.
О системах охлаждения. Gainward GeForce GTX 680 Phantom 2048 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E
Фирменная СО Phantom, по которой свое название получила и видеокарта, представляет собой массивный сложный радиатор из медного сплава, покрытый напыленным никелем, внутри (!) которого расположены два вентилятора. Именно внутри! Однако… Это выглядит внешне красиво и даже полуфантастично (как будто у топового ускорителя только радиатор без вентиляторов), но размещение вентиляторов внутри сделало кулер весьма шумным, частоты вращения достигали 2700 и выше оборотов в минуту. Возможно это жертва для обеспечения великолепного охлаждения? — Не думаю, так как при этом нагрев карты достигал почти 90 градусов по ядру.
Микросхемы памяти и силовые транзисторы имеют свой отдельный радиатор. В целом карта с такой СО занимает три слота в корпусе.
ASUS GeForce GTX 680 DirectCu II TOP 2048 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E
Фирменная и очень популярная среди оверклокеров СО ASUS, представляющая собой двойной радиатор, части которого соединены между собой медными тепловыми трубками, впрессованными прямо в подошву, которой радиатор прижимается к ядру. Силовые элементы блока питания охлаждаются собственным небольшим радиатором, а микросхемы памяти — без охлаждения.
Сверху над этим массивным радиатором возвышается кожух с двумя вентиляторами. Суммарно карта с такой СО занимает три слота в корпусе, и не надо забывать про сильно увеличенную длину карты из-за большого кулера. Вентиляторы работают на приличных оборотах, однако шума практически нет (вентиляторы особой конструкции).
СО компании Zotac (скорее всего, сделанная по заказу фирмой Zalman) очень схожа с предыдущим устройством по принципу действия. Вот только радиатор цельный, однако также имеет тепловые трубки для распределения тепла равномерно по ребрам радиатора. Кроме того, в отличие от предыдущего устройства, микросхемы памяти имеют охлаждающий радиатор. Силовые транзисторы тоже охлаждаются.
Вентиляторы вращаются на приличных оборотах (около 2000 оборотов в минуту), однако СО почти бесшумна (тоже очень качественные вентиляторы с особым покрытием).
Мы провели исследование температурного режима с помощью утилиты EVGA PrecisionX (автор А. Николайчук AKA Unwinder) и получили следующие результаты:
ASUS GeForce GTX 680 DirectCu II TOP 2048 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E
После 6-часового тестирования под нагрузкой наилучший результат — у продукта Zotac. Затем ASUS, и замыкает тройку Gainward. В целом максимальный нагрев не превышает критичных значений для топовых продуктов. Однако эффективнее всего СО компании Zotac.
Теперь о комплектации.
Базовый комплект поставки должен включать в себя: руководство пользователя, диск с драйверами и утилитами. ASUS GeForce GTX 680 DirectCu II TOP 2048 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E
Базовый комплект плюс мост SLI и разветвитель питания на 8-контактный коннектор.
Карта расположена в пластиковом отсеке внутри коробки и также жестко закреплена. Коробка весьма большая, имеет ручку для переноски, а также окно, через которое видно карту.
Ускоритель не менее надежно размещен в отсеке из пенополиуретана. Традиционный желто-черный дизайн Zotac. Вот только дизайнеры, похоже, исчерпали фантазию: картинок больше нет, только тексты и названия.
Установка и драйверы
Конфигурация тестового стенда:
Компьютер на базе Intel Core i7-975 (Socket 1366)
процессор Intel Core i7-975 (3340 МГц);
системная плата ASUS P6T Deluxe на чипсете Intel X58;
оперативная память 6 ГБ DDR3 SDRAM Corsair 1600 МГц;
жесткий диск WD Caviar SE WD1600JD 160 ГБ SATA;
блок питания Enermax Platimax 1200 Вт.
операционная система Windows 7 64-битная; DirectX 11;
монитор Dell UltraSharp U3011 (30");
драйверы AMD версии Catalyst 12.6; NVIDIA версии 301.24/301.33
VSync отключен.
Результаты тестов: сравнение производительности
В качестве инструментария мы использовали:
Far Cry 2 (Ubisoft) — DirectX 10.0, shaders 4.0 (HDR), для тестирования использовалась утилита из комплекта игры (уровень Middle). Все настройки выставлены на максимальное качество.
Благодарим компанию NVIDIA за предоставление лицензионного продукта.
Хотим отдельно поблагодарить коллектив компании Unigine и лично Александра Запрягаева и Дениса Шергина за предоставление бенчмарка и помощь в настройках работы.
Colin McRae: DiRT2 (Codemasters) — DirectX 11.0, настройки тестирования — Ultra High (запуск бенчмарка: dirt2.exe -benchmark example_benchmark.xml).
Благодарим компанию AMD за предоставление лицензионного продукта.
Metro 2033 (4A Games/THQ) — DirectX 11.0, настройки тестирования — Super High, PhysX отключен (запуск бенчмарка в самой игре в виде отдельного файла).
Just Cause 2 (Avalanche Studios/Eidos Interactive) — DirectX 10.0, настройки тестирования — Super High (запуск бенчмарка в самой игре в настройках).
Благодарим компанию NVIDIA за предоставление лицензионного продукта.
Все наши пояснения направлены, как правило, на новичков или неопытных пользователей, желающих, однако, произвести апгрейд своего компьютера или просто собрать новый.
Тем, кто вообще не понимает, что такое ядро, почему в нем столько процессоров, что такое потоки и прочее, имеет смысл ознакомиться с нашими краткими справочниками по семействам современных видеокарт и процессоров, на основе которых они выпускаются. Следует отметить частоты работы, поддержку современных технологий (шейдеры), а также конвейерную архитектуру.
Все три карты работают на частотах, очень близких к тем, которые установлены на GTX 680 в режиме оверклокинга, представленного на диаграммах ниже. Разница в производительности не более 2%, что меньше погрешности измерений.
Начнем с анализа Рейтинга ускорителей iXBT.com, который демонстрирует нам функциональность видеокарт друг относительно друга и нормирован по самому слабому ускорителю — GeForce GT 630 (то есть сочетание скорости и функций GT 630 приняты за 100%). Приведем выборку из этого рейтинга.
В этом рейтинге все понятно и на своих местах: лидером в группе является разогнанный GTX 680 (на этом же уровне находится и производительность трех сегодня рассмотренных ускорителей). Прошу также обратить внимание на результаты разогнанного Radeon HD 7970: недавно вышел в свет Radeon HD 7970 GHz Edition, работающий на частотах чуть ниже тех, которые мы использовали для разгона, но в целом представить можно. В августовском выпуске i3D Speed у нас уже будут данные по новинке, поэтому можно будет дать четкое сравнение, а сейчас мы видим, что 7970 GHz Edition догнал по сути обычный стандартный GTX 680, однако рассмотренные сегодня три ускорителя работают на повышенных частотах, так что они оставили далеко позади новинку AMD.
А теперь посмотрим Рейтинг полезности тех же карт (показатели предыдущего рейтинга делятся на цены соответствующих ускорителей):
Полезность у топовых ускорителей — явление относительное и, скажем, неочевидное, потому что цены в этом сегменте устанавливаются не исходя из возможностей и уровня производительности ускорителя, а исходя из спроса, конъюнктуры рынка и присутствия или отсутствия дефицита. Иногда производители в этом сегменте делают искусственный дефицит, чтобы держать цены высокими. Но все равно отметим, что несмотря на то, что GTX 680 дороже, чем HD 7970, его перевес в производительности и функциональности столь велик, что индекс у GTX 680 выше. Разогнанный вариант HD 7970 (который у нас примерно дает представление о Radeon HD 7970 GHz Edition) вышел вперед лишь потому, что мы предположили его цену, равной обычному HD 7970. Напомню, что в августе 2012 выйдет выпуск i3D-Speed, где будут уже точные данные и расклады сил.
Теперь пройдемся по картам.
ASUS GeForce GTX 680 DirectCu II TOP 2048 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E — великолепный вариант одного из самых быстрых на сегодня ускорителей 3D-графики игрового уровня. Видеокарта изначально работает на очень высоких частотах относительно номинала, с помощью специальной утилиты, поставляемой с картой, можно и дальше регулировать частоты, а также напряжения на ядре и памяти, то есть это прекрасный выбор для оверклокеров. Несмотря на свои гигантские размеры, СО работает отлично и бесшумно.
Zotac GeForce GTX 680 AMP! Edition 2048 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E — также отменный вариант топового ускорителя современного уровня и последнего поколения. Продукт тоже работает на повышенных частотах, снабжен отличной системой охлаждения, демонстрирующей рекорды эффективности. В общем, один из лучших вариантов GTX 680. Единственный минус (условный) — карта предназначена для гибкой настройки по вольтажам, поэтому оверклокерам она, скорее всего, не подойдет.
Gainward GeForce GTX 680 Phantom 2048 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E — неплохой продукт, всем хорош и пригож, но вот система охлаждения подкачала, шумновата (несмотря на всю ее оригинальность). В остальном — стандартный GTX 680, работающий на повышенных частотах. Собственно, все будет решать цена: если она будет ниже, чем у других, то не стоит переплачивать за остальные более тихие варианты, шум не столь велик.
Окончательное решение традиционно остается за нашими читателями. Мы лишь даем информацию о рассмотренных продуктах, но не делаем прямых указаний по выбору того или иного изделия. И еще раз напомню, что надо следить за нашими выпусками i3D-Speed, поскольку появятся данные по Radeon HD 7970 GHz Edition, которые могут внести коррективы.
В номинации "Оригинальный дизайн" (за июль 2012 года) получили награды следующие карты:
ASUS GeForce GTX 680 DirectCu II TOP 2048 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E