DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
История игровой индустрии: от осциллографа до сервисов облачных вычислений
| text | html

web-архив: по темам » отдых и развлечения » компьютерные игры » RPG/MMORG games » это письмо

2012-07-14 00:10:15

14.07.2012 Антон Белый, info@ferra.ru

История игровой индустрии

Чтобы понять принципы, по которым развивается современная индустрия электронных развлечений, неплохо бы узнать ее историю. Данная статья будет полезна для тех, кто хоть раз задавался вопросом «А с чего вообще начались видеоигры?». Ответов на вопросы прозвучит много: кто именно стоял у истоков, каким испытаниям подвергалась любимая индустрия, чем смазывались ее жернова и что ждет нас дальше — об этом в материале.

Оглавление

Истоки

Spacewar

Одиссея

Atari

Пережить кризис

Крах Atari, второй кризис

Новая звезда на небосводе

Консольные войны

Четвертое поколение

Россия включается в моду на игры

Пятерка

Наше время

Портативки

Непрерывная эволюция

Конкуренция с PC

Текущая ситуация

Консолидация рынка, слияния и поглощения

Прогнозы на будущее

Современное лицо индустрии. Кадр с выставки London Games Festival 2009

Современное лицо индустрии. Кадр с выставки London Games Festival 2009

Истоки

Старейший этап становления игровой индустрии продлился с 47 по 61 годы. Началось все с того, что в 1947 году двое изобретателей, Томас Голдсмит-мл. и Эстл Рей Манн, подали патент на регистрацию развлекательного устройства, снабженного ЭЛТ-трубкой и кнопками, которые позволяли целиться точкой прицела в схематичные фигурки самолетов. Чтобы отображать эти фигурки на экране, в схеме патента использовались аналоговые цепи. И хотя сам патент был зарегистрирован в конце 1948-го, устройство так и не попало в производство, но при этом дало "точку отсчета" для электронных игровых машин.

Единственная модель устройства, созданного двумя изобретателями еще до возникновения игровой индустрии как явления

Единственная модель устройства, созданного двумя изобретателями еще до возникновения игровой индустрии как явления

Дальнейшая история — настоящий винегрет из дат, лиц и событий, которые в равной степени претендуют на "первую компьютерную игру" и первый игровой PC. Среди крупнейших игр отметим университетский компьютер NIMROD с псевдо-игрой Nim, а также прототипы игр OXO, Tennis for Two, Mouse in the Maze, Tic-Tac-Toe и Spacewar. Все они вышли в период с 51 по 61 год.

ЭВМ «NIMROD»

ЭВМ "NIMROD"

Spacewar

Главной из них, пожалуй, следует считать Spacewar — родоначальника всех игр и единственную коммерчески успешную игру, которая вышла до релиза легендарного Pong. Игра использовала аналоговый компьютер и подключенный к нему векторный дисплей осциллографа. В отличие от предыдущих шахматных тренажеров и попыток создать игры в рамках студенческих исследований, Spacewar сосредоточилась на коммерческой составляющей.

До Spacewar авторы не продавали собственные "утилиты" и не пытались напрямую на них заработать, потому что в то время компьютеры не были настолько распространены и востребованы, как сейчас. Spacewar вышла в 61 году и была, по факту, любительской работой группы ученых Массачусетского университета. На тот момент игра служила вспомогательной программой для компьютера DEC PDP-1 и способствовала его продажам, работая как современный "бенчмарк" — т.е. демонстрировала возможности компьютера.

В некоторых версий игры присутствовали фоновые звезды

В некоторых версиях игры присутствовали фоновые звезды

Воссозданная версия компьютера с поддержкой Spacewar!

Воссозданная версия компьютера с поддержкой Spacewar!

Кадр геймплея Spacewar

Кадр геймплея Spacewar

Игровой процесс был до банального прост: играли двое, у каждого по своему кораблику, а в центре экрана сияло Солнце со своим гравитационным полем. Кораблики пытались уничтожить друг друга, а интереса добавляла инерция, прописанная для кораблей, и необычные особенности притяжения к звезде. Игра Spacewar неоднократно переиздавалась и, как можно судить из "будущего", стала для своего времени главным вдохновителем для первого поколения разработчиков и издателей игр. Тогда-то наиболее сообразительные люди поняли, что "на этом можно заработать" — первая ласточка ознаменовала тем самым переход непонятных ПО-приложений в статус перспективного бизнеса.

Одиссея

Следующим этапом стало восхождение к успеху Ральфа Баэра и его приставки Magnavox Odyssey. Это была первая консоль в истории, и она являлась представителем первого поколения игровых приставок. Приставка поступила в продажу в 1972 году, хотя предпосылки для ее появления сформировались аж в 1951-м — именно тогда инженер и бизнесмен Ральф Баэр выдвинул идею "интерактивного телевидения", то есть возможности взаимодействовать с происходящим на телеэкране.

За свои заслуги Баэр получил титул "Отца видеоигр", а работающую концепцию игровой станции он разработал в 66 году. Идея сделать телевещание интерактивным принесла ему миллионы. Производством приставки Odyssey занималась компания Magnavox, не дожившая до наших дней, а сама приставка обладала весьма необычными контроллерами. Для управления использовались коробки с рычажками, которые передвигали квадратики на экране по горизонтали и вертикали. Каждая из игр походила на вкладыш от настольной игры, который приклеивался к экрану телевизора и создавал игровое поле. Игру даже позиционировали как телевизионную "настолку", просто потому, что термина видеоигра тогда еще не появилось.

Полный комплект Odyssey

Полный комплект Odyssey

Старая реклама приставки

Старая реклама приставки

Официальная поддержка консоли прекратилась меньше, чем через три года — в 75-м все почитатели Odyssey остались с кучей вкладышей (для консоли вышло почти 30 игр) и устаревшей к тому моменту забавой. Звука у приставки не было, а фигурки игроков проецировались на экран с помощью допотопного проектора, встроенного в консоль, из-за чего требовалось правильно расположить ее перед телеэкраном.

Компания Magnavox утратила статус лидера из-за собственной жадности — инвесторы пожалели средств на выпуск модификации, которая добавила бы звуковые эффекты, и потому игра в тишине едва ли могла оставаться "венцом интерактивных развлечений". Инициативу перехватила Atari.

Ральф Баэр, отец видеоигр и человек, которому мы многим обязаны

Ральф Баэр, отец видеоигр и человек, которому мы многим обязаны

Atari

Конкуренты обратили внимание на Odyssey и создали на ее основе другую электронную игру, которая по своему тогдашнему успеху приравнивается к пинболу. В 1972 году начинающая, малоизвестная тогда компания Atari запустила аркадный автомат с игрой Pong. Ну а первой консолью Atari на фоне внезапной популярности "Понга" стала Atari Home Pong — компактная версия аркадного автомата.

Между Баэром и Atari вспыхнула закономерная вражда, когда в 74-м "Отец видеоигр" подал в суд на Atari и потребовал утилизировать все автоматы с Pong и выплатить ему компенсацию за использование патентованного изобретения и клона игры "пинг-понг" с консоли компании Magnavox. Руководитель Atari Нолан Бушнелл сумел договориться об использовании лицензии на торговлю игровыми приставками за 0,7$ млн, но прочим конкурентам, которых в середине 70-х появилось немало, пришлось очень несладко.

Atari Home Pong

Atari Home Pong

Игра, которая свела мир с ума

Игра, которая свела мир с ума

Надо сказать, что Pong завоевал мир благодаря простоте. По сути, этот вертикальный теннис не предлагал ничего инновационного, но людям понравилась простота, свойственная таким шедеврам как Arcanoid, Zuma или Tetris. В связи с тем, что зарегистрированный патент на использование торговой марки Pong был сформулирован недостаточно четко, у "Понга" появилась масса подражателей от других компаний-стартапов. В числе самых известных были Bally Midway, Chicago Dynamics и Allied Leisure. Подражатели выпускали уцененные и более доступные версии Home Pong, не отчисляя средств ни Баэру, ни Atari, и в итоге произошло перенасыщение рынка однотипной нелицензированной продукцией.

Клоны "Понга" были повинны в кризисе 1977 года. Этот роковой для индустрии год повлиял на мелкие компании, заставив производителей устаревших приставок и подражателей Pong остановить всяческое инвестирование по этому направлению. Некоторые американские производители типа Fairchild, Magnavox и RCA смогли удержаться на плаву, но остальные закрылись или распродали свои активы за гроши. Особенно неприятно пришлось перспективному стартапу RCA — в начале "неурожайного" года компания основательно вложилась в запуск приставки RCA Studio II, которая хоть и была интересным на тот момент продуктом, но осталась без активной базы игроков.

А самой доступной и народной консолью в этот период была Coleco Telstar. Консоль продавалась по цене порядка 50$, что делало ее самой дешевой на рынке. С 76 по 77 год вышло целых четырнадцать вариантов этой приставки, завоевавшей популярность в т.ч. благодаря спортивным клонам Pong: теннису, хоккею и гандболу.

Многофункциональная приставка Telstar Arcade

Многофункциональная приставка Telstar Arcade

В таких коробках приставка продавалась в магазинах!

В таких коробках приставка продавалась в магазинах!

Пережить кризис

После кризиса 77 года осталось только две конкурентоспособных платформы: улучшенная версия Odyssey2 и Atari 2600, популярная приставка второго поколения. Она была единственной платформой, которая даже после снижения покупательской активности не продавалась в убыток своим создателям, и приносила прибыль.

Культовая Atari 2600

Культовая Atari 2600

Чтобы вернуть прежний интерес игроков, требовалась игра-кумир, то есть своеобразный символ возрождения доверия к видеоиграм. Этой игрой стала хорошо известная, любимая в России Space Invaders. "Космические захватчики" стали главным хитом компании Taito за всю ее историю и способствовали продажам Atari 2600. Первоначальный старт игры состоялся в залах аркадных автоматов в 78-м, но настоящий успех и игре и приставке принесло ее появление в 1980 году на Atari.

Space Invaders

Space Invaders

В историю игро-индустрии Space Invaders вошла как первая игра типа "killer app", призванная одним своим именем продавать ту приставку, на которой она вышла. Вторым рекордсменом стал желтый обжора Pac-Man, установивший 8 разных рекордов для книги рекордов Гиннеса. Успех Atari во многом был обусловлен четким реагированием на потребности рынка: компания первой лицензировала для своих платформ такие хиты, как Pac-Man и Missle Command. Недавно Atari отпраздновала 40-летний юбилей и по случаю корпоративного праздника переиздала все старенькие хиты для iOS бесплатно.

Крах Atari, второй кризис

Даже после смены первого поколения вторым, никаких кардинальных изменений в массовом сознании не произошло. Старые приставки были понемногу вытеснены веяниями нового времени типа Mattel Intellivision и Atari 5200, которые пользовались резонным спросом до 83 года. В этот же период появилась первая в истории карманная консоль MicroVision с поддержкой картриджей, предтеча современных решений от Sony и Nintendo, которой не повезло появиться незадолго до второго, главного в игровой индустрии кризиса.

Прообраз Nintendo GameBoy

Прообраз Nintendo GameBoy

Управлялась игра буквально единственной кнопкой-вертушкой

Управлялась игра буквально единственной кнопкой-вертушкой

Второй удар был куда более фатальным, чем кризис 77 года, и оправиться от него смогли единицы. Крах был вызван целой плеядой факторов, среди которых главными были: 1) переизбыток игр низкого качества и консолей второго поколения; 2) конкуренция со стороны стремительно популяризировавшихся домашних компьютеров Apple II и Commodore 64; 3) утрата контроля издателей за насыщением рынка товаров и 4) появление новых компаний-разработчиков, выпускавших печально известные недоделки типа Skeet Shoot, Lost Luggage и Chase the Chuck Wagon.

Увенчала картину деградации рынка игра Е.Т., вошедшая в историю электронных развлечений как худшая игра всех времен и поколений. Сделали ее буквально на коленке за 6 недель, и потому многие игроки были недовольны непроходимой, подчеркнуто уродливой недо-игрой по фильму Спилберга, и спешили вернуть ее назад в магазины.

Эта игра повинна в кризисе 83 года

Эта игра повинна в кризисе 83 года

Менее известная Chuck Wagon была ненамного лучше Е.Т.

Менее известная Chuck Wagon была ненамного лучше Е.Т.

Разработка концепций приставок третьего поколения была свернута, Atari приблизилась к банкротству, а все копии игры Е.Т. и оставшиеся непроданными приставки и картриджи Atari были массово захоронены в штате Нью-Мексико, в окрестностях городка Аламогордо, получившую из-за этого происшествия дурную славу. Между прочим, еще в 1945 в окрестностях Аламогордо проводились испытания ядерной ракеты Trinity, которая также как игра Е.Т. не принесла миру никакой пользы.

Кризис протянулся и на 84 год — самая успешная в мире игровая компания Atari была распродана по частям своим владельцем Warner Communications. Примечательно, что часть активов была продана главному конкуренту Atari Джеку Тэмриелу, владельцу Commodore, а остальные подразделения ушли с молотка в пользу Mitsubishi и Namco, которая не смогла бы попасть на американский рынок без поддержки Atari.

Игра Е.Т. как самый глобальный провал в истории видеоигр была закопана в землю в буквальном смысле этого слова, и "хоронить" картриджи пришлось долго — на волне ажиотажа вокруг фильма Atari напечатала 12 миллионов копий игры. В эту же свалку попал Pac-Man и все перспективы американского консольного рынка. Впору было ставить на приставках крест, но спасение в лице Nintendo пришло из самого неожиданного места — рынок США спасла Япония.

Помойка в Аламогордо

Помойка в Аламогордо

Несколько миллионов таких картриджей, как этот, упокоились неподалеку от места ядерных испытаний

Несколько миллионов таких картриджей, как этот, упокоились неподалеку от места ядерных испытаний

Новая звезда на небосводе

В 1983 во время "игровой чумы" взошла новая звезда, которую заметили не все, и, разумеется, не сразу. В Японии дебютировала лучшая по версиям множества авторитетных сайтов консоль за всю историю — Famicom. Полное название приставки: Nintendo Family Computer, самая успешная за всю историю 8-битная консоль третьего поколения. Обрести популярность приставке помогли привлекательная цена, удобные джойстики и быстро расширяющаяся библиотека игр, среди которых есть серия Super Mario Bros. В нее хотя бы раз, но играл каждый человек, живущий в доме с телевизором.

Super Mario Bros. 3

Super Mario Bros. 3

Эта приставка помогла в 1985 году оправиться рынку от кризиса и в буквальном смысле подняться с колен. В Штатах она появилась с более чем двухлетней задержкой, причем именно в США Famicom была намного популярнее, чем в родной Азии. Для англоязычного рынка приставку переименовали в Nintendo Entertainment System, имя, под которым ее и знает весь современный мир. Именно эта приставка пришла первой в Россию — спрос российских потребителей на консоли начался с китайских подделок NES под названиями "Денди", "Сюбор", Liko и другими.

Однако в Штатах продавалась лицензионная консоль Nintendo, и для всего рынка американской развлекательной продукции она стала таким же спасителем, как Space Invaders для кризиса 77 года. Более того, Nintendo с тех самых пор сохранила лидирующие позиции на рынках цифровых развлечений США и Японии, и входит в современную тройку "платформодержателей" — компаний, которые реализуют по всему миру не только игры, но и консоли для них.

Лицензионная версия NES

Лицензионная версия NES

Пик продаж приставки пришелся на новогодние праздники и на первые недели 86 года, вскоре после запуска NES на всей территории США. До запуска этой консоли главными достижениями японской компании считались аркадные автоматы с игрой Donkey Kong и линейка карманных микро-консолей Game & Watch. Секрет успеха был не только в простоте и цене NES, но и в тщательной сортировке игр: на платформу Nintendo допускались только сертифицированные и одобренные самой компанией игры. При этом все непричастные к Nintendo компании, выпускавшие игры для NES, по условиям договора могли сделать в год строго ограниченное число игр, и все из них оставались эксклюзивными только для этой консоли.

Карманные консоли семейства Game & Watch известны в России под именем «Электроника»

Карманные консоли семейства Game & Watch известны в России под именем "Электроника"

Грамотная стратегия позволила вывести приставку в абсолютные лидеры, а сфере игр — выползти из болота недоверия покупателей. В глазах американцев индустрия видеоигр была реабилитирована. Во многом сказать "спасибо" стоит и талисману Nintendo, веселому водопроводчику в красной кепке Марио.

Первая игра с участием смелого итальянца вышла в 1981 году, а недавно Марио отпраздновал собственное 30-летие. Главная, мультиплатиновая игра с участием героя Super Mario Bros. вышла в 1985 и с тех пор считается абсолютной классикой. Из числа других великих серий NES следует упомянуть Final Fantasy и The Legend of Zelda, которая попала в зал славы VGA как главная игровая серия за всю историю существования игр. И попала, между прочим, совершенно справедливо. После Famicom/NES почти все приставки японской корпорации продавались многомиллионными тиражами, за исключением провальной консоли Virtual Boy.

«Легенда Зельды» заслуживает всех почестей в свой адрес

"Легенда Зельды" заслуживает всех почестей в свой адрес

Консольные войны

Тогда же началось известное во всем мире противостояние Nintendo и Sega. Компания Sega также была основана в Японии и в то время выпускала не только хитовые сериалы, но и консоли. Ее приставка Master System была популярнее, чем NES в ряде второстепенных по значению регионов: Южной Америке, Океании и Европе — все они были и остаются менее выгодными рынками, чем Азия и США. Секрет успеха Sega был в том, что она первой организовала продвижение и продажу консолей в Южной Америке, Бразилии и Океании.

Восьмибитная «Сега» прошла мимо России

Восьмибитная "Сега" прошла мимо России

Битва за сердца и кошельки продолжалась на протяжении всего третьего поколения, и с разнящимся в зависимости от региона успехом доминировала Nintendo. Впрочем, списывать Sega со счетов было рано — компания реабилитировалась во время четвертого поколения приставок, которое началось с 1989 года.

Источник



web-архив: по темам » отдых и развлечения » компьютерные игры » RPG/MMORG games » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru