Джон - опытный мультипликатор, но на анимационный сериал замахнуться не готов.
Джон Лассетер: «Храбрая сердцем» - посвящение доброму волшебнику Стиву Джобсу»
Cтудия Pixar, подарившая нам «Историю игрушек», «ВАЛЛ-И», «Тачки», «Вверх!» и другие шедевры, выпустила свой первый исторический мультфильм «Храбрая сердцем»
Cтудия Pixar, подарившая нам "Историю игрушек", "ВАЛЛ-И", "Тачки", "Вверх!" и другие шедевры, выпустила свой первый исторический мультфильм "Храбрая сердцем", идущий сейчас в российском прокате. Продюсер фильма, а также креативный директор Disney/Pixar, режиссер "Тачек" и "Истории игрушек" Джон Лассетер в эксклюзивном интервью "Телепрограмме" рассказал о секретах создания голливудских мультиков.
- Да, это абсолютно новая по языку и стилю работа для нас. Вообще очень сложно делать историческое кино в анимации. Чтобы оно получилось, исполнение должно быть безупречным. Иначе глаз зрителя сразу зацепится за неточности. Мы не хотели делать эту работу в стиле классического Disney. Мы создали ее в эстетике Pixar: вложили туда важные эмоциональные темы. Одно из ключевых достоинств этого проекта - не компьютерная анимация, а душа, в него вложенная.
- Почему вдруг решили делать новый фильм в мрачноватых шотландских тонах?
- У Шотландии очень богатая история. Кроме того, там сохранены многочисленные слои культуры и обширные традиции - все это мы постарались воссоздать в "Храброй сердцем". И, между прочим, перенести съемку туда чисто технически было очень непросто.
- То есть вы специально ездили в Шотландию?
- Таких путешествий было целых три. Перед нами стояла задача изучить культуру местных жителей, пейзажи и ландшафт. После этого мы с художниками прорабатывали самые мелкие детали. Скажем, в нашем фильме есть маленькие голубые феи. Они взялись неспроста - это героини старинной шотландской легенды, которую мы и раскопали во время одной из экспедиций.
- Можно ли считать эту работу посвящением вашему другу и основателю студии Pixar Стиву Джобсу, имя которого зрители увидят в титрах?
- Конечно. Мы очень скучаем по Стиву. И этот фильм действительно посвящен ему, на это есть несколько причин. Он был мозгом нашей компании, всегда принимал активное участие в ее работе и всех обсуждениях проектов. Стив никогда не старался навязать нам свое мнение, он признавал нас как кинематографистов. В фильм "Храбрая сердцем" мы вложили очень много души, а Джобс был очень душевным и добрым волшебником.
- Многих поклонников ваших работ волнует, будет ли продолжение у "ВАЛЛ-И"?
- Мы стараемся делать сиквелы тогда, когда уверены, что они будут лучше оригинала. Так будет с "Корпорацией монстров". Новый фильм будет предысторией: мы расскажем про университет монстров, где и познакомились герои. По поводу "ВАЛЛ-И" пока таких планов нет.
В отличие от "Тачек" (кадр снизу) и других работ Лассетера, "Храбрая сердцем" - полноценный исторический фильм. Только нарисованный.
- В сентябре должна выйти сказка "В поисках Немо" в формате 3D. Почему вам так нравится этот формат? Ведь вы начали прорабатывать его еще в конце 80-х годов.
- Потому что это дает художнику возможность выйти за привычные рамки - творческую свободу. Мы хотим, чтобы граница, которая разделяет зрителя и экран, была пересечена. Чтобы каждый смог заглянуть в наш мир. Все персонажи буквально живут на экране. Вы не представляете, какой это трудоемкий процесс! Для того чтобы создать подводный мир, мы брали кусочки разных материалов и форм, снимали их и только потом прорисовывали, придавали движение. Перед этим мы проводили подводные экспедиции. Наша креативная группа ныряла с аквалангами, изучая океанические глубины.
- Почти как в документальном кино в стиле Жака Ива Кусто...
- Нет. Наша задача - показать зрителю то, чего он еще не видел. В мире фантазий должна быть история, которая захватит человека. Волшебство, но подчиненное логике.
- Наша анимация похожа на пиксаровскую именно добротой и объемами волшебства...
- В начале карьеры я часто посещал различные фестивали анимационных фильмов. Там мне удавалось посмотреть русские мультфильмы. Могу сказать, что очень запомнилась работа под названием "Корова" Александра Петрова (аниматор в 2000 году получил "Оскар" за мультфильм "Старик и море". - Ред.). У вашей анимации долгая и богатая история, а фильмы чрезвычайно театральны и разнообразны.
- Каков рецепт успешного мультика от Pixar?
- Во-первых, надо сделать непредсказуемую историю. Во-вторых, должны быть запоминающиеся персонажи, которые интегрированы в реальный мир. Они должны быть уникальны. И, в-третьих, надо уметь создать мир, в который захочется вернуться. И еще: ключевые моменты раскрываются визуально, а не словами. Это действует сильнее. Зритель должен видеть, как происходит самое главное.
- Вам не приходила в голову мысль запустить анимационный сериал?
- Это очень непросто. На каждый наш проект необходимо как минимум четыре года. Представьте, сколько мы будем работать над большим количеством серий. Я не перестаю поражаться "Симпсонам", сколько лет они с нами! Очень сложно столько времени писать качественные сценарии. Боюсь, мы не потянем долгоиграющий проект.
- Каждый год вы выдаете по очередной работе. Что готовите сейчас?
- Помимо новой "Корпорации монстров", в следующем году мы готовим к выпуску работу "Хороший динозавр". Ее делает Боб Питерсон, который был номинирован на "Оскар" за мультик "В поисках капитана Немо". Это история о том, что бы случилось, если бы динозавры не вымерли. Их сообщество, наверное, было бы похоже на общество фермеров. Очень эмоциональная работа с острым юмором. Еще один фильм выйдет в 2014 году и будет затрагивать потаенные уголки разума человека. Для этого мы в Стэнфордском университете общались с лучшими профессорами психологии.
- Знаю, вы с детства рисуете и первую награду получили в пять лет...
- В супермаркете рядом с нашим домом проводили конкурс - кто лучше нарисует всадника без головы. Мы с братом и сестрой решили в нем поучаствовать. Сделали рисунок и сдали его судье. Затем отправились посмотреть результаты. И были очень удивлены, увидев наш рисунок с пометкой "Первое место". Приз - целых пятнадцать долларов! Мне дали две бумажки - десять и пять долларов, - и я чуть не расплакался. Тогда я не знал, что в одну бумажку можно вместить больше, чем доллар. И решил, что мне выдали два бакса. Местный мясник понял, в чем дело, расхохотался и обменял мне эти две бумажки на 15 однодолларовых купюр. Моему счастью не было предела!