Кадр из фильма "Комната 237" Источник: moscowfilmfestival.ru
В Москве открылся крупнейший в России кинофестиваль. Большая часть показов пройдет в «Октябре» на Новом Арбате, который всю неделю (с 22 по 29 июня) будет исполнять обязанности главной площадки ММКФ. Фестивальные показы состоятся также в «Летнем Пионере» - кинотеатре под открытым небом в Парке им. Горького, в «Доме кино», где демонстрируют программу новых российских фильмов и в клубе ArtPlay, приютившем параллельную программу «Медиа Форум».
Если не брать в расчет «параллельщиков» из "Медиа Форума" и "Синефантома", то за неделю в «Октябре» покажут более 180 полнометражных картин. «Неделя» предлагает свой гид по программам 34-го Московского кинофестиваля.
Конкурсные программы
Конкурс ММКФ – традиционно самое слабое звено форума. Однако и здесь можно найти картины, которые не сотрет из памяти новенький «Человек-паук».
«Орда»
реж. Андрей Прошкин, Россия
В ролях: Максим Суханов, Александр Яценко, Роза Хайруллина, Андрей Панин
Студия «Православная энциклопедия» задумала экранизацию жития Святителя Алексия. Снимать неожиданно позвали Андрея Прошкина, ранее не замеченного в любви к религиозной тематике. Сценарий заказали одному из лучших драматургов страны, Юрию Арабову. В результате получилось редкое по цельности и актуальности высказывание на тему современного общества.
Неканоническое (мягко говоря) прочтение жития Святителя не смутило православную церковь, зато еще в процессе съемок вокруг картины возник скандал, инициированный частью татарской общественности - кинематографистов обвинили в сознательном искажении исторических фактов.
Снимая эпизоды в «Орде» Прошкин, что называется, оторвался, наконец-то доказав, что его не случайно называют одним из наиболее ярких режиссеров своего поколения. Татаро-монгольский колорит, взращенный на православных дрожжах, произвел большое впечатление на иностранных прокатчиков: делами картины занялся крупный международный дистрибьютор, а права на фильм уже продали в половину стран Европы, Японию и Австралию.
«Последняя сказка Риты»
реж. Рената Литвинова, Россия
В ролях: Татьяна Друбич, Ольга Кузина, Рената Литвинова, Николай Хомерики
Рената Литвинова – всегда событие, яркое и вполне самодостаточное. В последнее время роман Литвиновой с кино не складывался – сама она на экране появлялась редко, а последнюю режиссерскую работу - фильм-концерт «Зеленый театр в Земфире» - с трудом вспомнят даже самые ярые поклонники Ренаты.
О «Последней сказке Риты» известно чрезвычайно мало. Что снимался фильм на собственные деньги, что главные роли исполнили Рената Литвинова, Татьяна Друбич и Николай Хомерики, а музыку специально для фильма написала Земфира. Что, в общем, вполне достаточно для того, чтобы стать событием.
«Присутствие великолепия»
реж. Ферзан Озпетек, Италия
В ролях: Элио Джермано, Маргерита Буй, Виттория Пуччини, Джузеппе Фиорелло
Без итальянского кино конкурс ММКФ не обходится уже несколько лет подряд. Более того, именно итальянцы привозят в Москву самые хитовые картины – «Незнакомка» Джузеппе Торнаторе, «Как велит Бог» Габриэле Сальватореса, «Дни и облака» Сильвио Сольдини. В этом году в конкурсе сразу два итальянских фильма.
Но если про фильм «Все копы ублюдки» сложно сказать что-то определенное, кроме того что это дебютная картина, рассказывающая о жизни итальянских «космонавтов», то со второй картиной все более понятно. «Присутствие великолепия» - виртуозная комедия от большого мастера, Ферзана Озпетека.
Этнический турок Озпетек прославился в середине 1990-х благодаря таким известным картинам, как «Турецкая баня» и «Окно напротив». Его предыдущая работа – комедия на близкую для режиссера гомосексуальную тему «Холостые выстрелы» - также выходила в российском прокате. «Присутствие великолепия» вряд ли может рассчитывать на главный приз ММКФ, но наверняка произведет впечатление на зрителей.
Среди конкурсных картин, на которые также стоит обратить внимание, -
«80 миллионов», рассказывающий о рождении движения «Солидарность»,
«Дверь» - новый англоязычный фильм венгерского классика Иштвана Сабо, поставленный по одноименному роману Магды Сабо с Хелен Миррен в главной роли. И, возможно, анимационный
«Апостол» - первый испанский кукольный фильм, снятый в технологии 3D.
В конкурсе “Перспективы”, задуманном как альтерантива главному, по традиции сплошной туман. Перспективным выглядит разве
“Бибоп” голландского режиссера Тайса Глогера, чей предыдущий фильм “Голландия” несколько лет назад показывался в программе “8 Ѕ фильмов”. Бибоп – это джазовый стиль, вдохновивший Глогера на создание фильма-импровизации.
Программу откроет альманах
“Четвертое измерение” – проект пивоварного брэнда Grolsch, объединивший Хармони Корина, Яна Квесиньски и Алексея Федорченко. Каждому из них выделено полчаса на тему «четвертого измерения». Алексей Федорченко тему понял буквально, сняв получасовой фильм о провинциальном изобретателе машины времени.
Внеконкурсные программы
Первенство тут традиционно принадлежит авторской программе Петра Шепотинника “8 Ѕ фильмов". В программе ни одного случайного фильма - только хиты из программы последнего Канна и Берлина. Большинство фильмов выйдет в российский прокат – их можно будет досмотреть потом. Большинство, но не все:
“Снежный город” Джастина Курцеля и
“Замочную скважину” завсегдатая программы Шепотинника Гая Маддина в России увидеть будет проблематично.
“Президента Линкольна” Бекмамбетова, выходящего в прокат сразу после показа на ММКФ, и нового творения Резо Гигинеишвили
«Любовь с акцентом» с участием Басилашвили, Чуриковой, Филиппа Янковского) должен стать высокобюджетный трэш про нацистов
“Железное небо”. Сюжет впечатляет: накануне падения Третьего рейха нацисты успели построить ракету и отправить на Луну передовой отряд. За 70 лет упорных тренировок беглецы построили Четвертый Рейх и подготовить инопланетное нашествие на Землю.
Аппетитно выглядит Anima Latina, программа новых латиноамериканских фильмов. Здесь стоит обратить внимание на альманах
«Семь дней в Гаване», где семеро именитых режиссеров – от Хулио Медема до Лорана Конте и Гаспара Ноэ - сняли по новелле, посвященной кубинской столице.
В Anima Latina собраны самые яркие латиамериканские картины последних двух лет. Это
«Виолетта отправляется на небеса», победившая на кинофестивале Санденс. Победитель каннской Недели критики
«Здесь и там»,
«Фого» и призер Сан-Себастьяна бразильская лента
"Обретенная память". В остальных программах такой концентрации занимательных работ не наблюдается.
В программе с загадочным заголовком “Хорошие, плохие, злые” можно обнаружить победителя Роттердамского кинофестиваля
“Клип” Майи Милош – о “маленькой Вере” из сербского захолустья и
“Четыре солнца” – новую картину потрясающего чешского режиссера Богдана Сламы.
В еще более странной программе, “49 мест”, - привлекают внимание сразу 3 по-своему любопытные работы. Это, во-первых,
“День” – полнометражный дебют слепого (!) режиссера Александра Монтова. Во-вторых, международная премьера северокорейской картины
“Желание”, настоящий подарок любителю экзотики, готовому понастальгировать о советской эпохи малокартинья. В фильме рассказывается история о том, как жена помогает мужу исполнить главную мечту жизни – сфотографироваться с Верховным Главнокомандующим.
Третий фильм – южноафриканский
“Цезарь своими руками” – примечателен тем, что почти за год до берлинского триумфа фильма Тавиани “Цезарь должден умереть” режиссер Пол Скулман использовал тот же самый сюжет: заключенные репетируют шекспировского “Юлия Цезаря”.
В программе “Русский след”, где картины собраны исключительно по принципу наличия “русской тематики”, среди откровенного треша и китайских порномелодрам
(“От любви хлебнешь по полной”) можно увидеть, например, новую работу именитого казаха Дарежана Омирбаева
“Студент”, в которой сюжет “Преступления и наказания” перенесен в современный Казахстан.
Рьяным киноманам крайне любопытно будет заглянуть в программу “Ателье”, где собраны документальные фильмы на тему: кто и как делает кино. Самое любопытное здесь – лента под названием
“Комната 237”, рассказывающая о самых изобретательных теориях вокруг смыслов, скрытых и зашифрованных в “Сиянии” Стэнли Кубрика.
Отборщики ММКФ не забыли и любителей треша. Помимо упомянутого выше “Железного неба” любители “кино не для всех” имеют уникальную возможность насладиться классикой жанра: в программе “Третьи измерения” среди экспериментальных образцов советского стереокино из закромов “Госфильмофонда” имеются хиты советского видеопроката -
“Челюсти 3” и
“Псы ада”.
Фильмы, для которых программы не нашлось, попали в секцию “Вокруг света”. Здесь картина из Республики Саха
(“Мотылек”) счастливо соседствует с новыми фильмами Люка Бессона
(“Леди”) и Шлендорфа
(“Штиль”), а нечто под названием
"Коллекция «Бешеные Чихуа-хуа» от неких “поклонников тарантиновских “Псов” - с картинами из конкурса Берлина, Канн и Венеции.
Расписание фестивальных показов можно найти на официальном сайте Московского кинофестиваля www.moscowfilmfestival.ru