Я уверен, что стандартизация как глобальный тренд нашей жизни уже сегодня проникает во все сферы деятельности современного человека. И этот процесс будет идти все быстрее.
Однако о причинах появления такой тенденции и ее противостоянии персонализации товара я уже рассуждал впрошлой публикации, сегодня же мне бы хотелось поговорить об изменении облика потребителя завтрашнего дня – ведь кто же, как не клиент, на которого ориентируется вся экономическая система, задаст направление будущему движению рынка.
Я полагаю, нового потребителя также коснется тренд стандартизации. Вместо привычного разделения на "мальчик-подросток" или "женщина бальзаковского возраста" или "разведённый одинокий мужчина от 25 до 45", портреты которых пытаются рисовать многие современные маркетологи, основным покупателем будущего станет домохозяйство.Нужно уже сегодня перестроиться и понять, что все товары будущего, вся экономика будут ориентирована именно на него.
Уже сейчас домохозяйство является в маркетинге основной единицей потребления для более 50% потребительских товаров, скорее всего, исходя из логики современных рыночных процессов, этот показатель легко может достигнуть и 100%.
Классическим примером продукта, который идеально подойдет именно для домохозяйств можно назвать планшетный компьютер: его одинаково легко может использовать и подросток, и его родители, и даже его бабушки-дедушки. По сути, представители всех трех поколений семьи могут решать с помощью планшетника каждый свои задачи: тинейджер – играть в интернет-игры, родители – смотреть фильмы, люди старших поколений - читать крупные тексты с сайтов-книгохранилищ. В этом смысле, потребительская аудитория товара «компьютер» включает в себя от двух до бесконечного числа людей. И здесь мы подходим к еще одному, не менее значительному, тренду.
Дело в том, что, как мне кажется, в будущем домохозяйства все больше будут заменять владение чем-то арендой этого «чего-то». Так что следующий тренд состоит в том, что все и везде будет продаваться не как готовый продукт, а как услуга.
Чтобы было понятнее, проведу параллель с концепцией некоторых современных IT-разработок. Сейчас в компьютерном пространстве все актуальнее становится термин «software as a service», который подразумевает, что вместо того, чтобы покупать дорогостоящий программный продукт, клиенту предлагается купить некий сервис, в рамках которого он получит доступ к тому же продукту, который он мог бы приобрести, но в режиме ограниченной функциональности, на какое-то ограниченное время. При этом, по факту физически программный продукт не находится на компьютере пользователя, а «лежит» где-то на сервере или на «облаке». Покупатель получает не товар, а ДОСТУП к товару.
Думаю, подобные механизмы продаж проникнут впоследствии во все отрасли рынка. Точно так же, как сейчас мы считаем нормой арендовать квартиру на долгий срок или брать машину в лизинг, на более короткий срок, в будущем необходимые нам рыночные продукты мы будем покупать по принципу аренды или приобретения сервиса.
Соответственно, для продавца такая смена парадигмы означает замену модели с оптимизации одноразовых продаж на модель «вечного покупателя». Если мы, например, посмотрим на бизнес-модель компании Gillette, то я полагаю, фирме уже давно необходимо бесплатно раздавать производимые бритвенные станки, - потому что бизнес она делает на продаже картриджей. Похожий пример - производители принтеров: стоимость самого принтера всегда ниже совокупной стоимости картриджей с чернилами, которые будут нужны для дальнейшей работы печатающего устройства.
Эта идея возможности постоянного заработка, «привязки» к себе клиента навсегда уже используется маркетологами различными компаниями, но в будущем, я уверен, она достигнет апогея своего развития. Скажем, пришедшим в магазин бытовой техники будут бесплатно давать холодильник - за оплату в будущем права наполнить его своими продуктами.
Так ведь уже сейчас происходит с холодильниками Coca-Cola, которые предоставляются продавцам продовольственных розничных магазинов бесплатно – лишь бы все они наполнены были бутылками именно The Coca-Cola Company. И почему эта модель не может быть перенесена из гастрономов к нам домой? Я думаю, это вполне реальный сценарий развития событий.
Почему бы производителям не задуматься о том, что уже завтра они смогут поставить в квартиру покупателя стиральную машину и предложить ему оплачивать услуги по приобретению у производителя и доставке необходимых стиральных средств?