DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Вся надежда – на Золотую Рыбку, колдунов и чудо
| text | html

web-архив: по темам » знаменитости » телеиндустрия » это письмо

2012-06-15 18:55:17

Институт социологии РАН на днях представил на суд общественности доклад "О чем мечтают россияне"

Как ни потешался в свое время сатирик Михаил Задорнов над любовью народа к халяве, а приоритеты с тех пор, кажется, не сильно изменились. По-прежнему много тех, кто надеется разбогатеть неким чудесным образом. Деньги – вообще отдельная тема. Почти половина россиян мечтают именно о них, а не о любви, пришли к выводу социологи РАН, представившие доклад на тему "О чем мечтают россияне", сообщают "Новые известия".

В опросе участвовали 1750 человек в возрасте от 16 до 55 лет, представляющие все основные социальные и профессиональные группы во всех регионах и типах населенных пунктов. Для 40% из них главной мечтой является "жить в достатке, иметь возможность тратить деньги, не считая копейки".

Достаток при этом не тождественен богатству. Какое там богатство – от бедности бы уйти, считают граждане. "Ни богатство с такими элементами, как шикарные автомобили или яхты, ни карьера, ни слава, ни красота в предмет мечтаний подавляющего большинства россиян не входят", – отмечается в докладе.

Иными словами, опрошенным чуждо стремление сделать карьеру и они согласны на участь рядовых работников; им безразлична и собственная привлекательность, а шикарные вещи не вызывают у них вожделения.

На втором месте в списке приоритетов стоят мечты о хорошем здоровье и жизни "в более справедливом и разумном обществе" – по 33%. 23% опрошенных мечтают иметь хороших детей, а 21% – "свою отдельную квартиру, дом". Продолжают список мечты о самореализации (18%), хорошей семье (17%), собственном деле (15%), хорошем образовании (12%), возможности "быть полезным обществу, внести "свою лепту" в развитие России" (11%) и хорошей работе (7%).

Любовь почему-то далеко отстала от детей, хотя эти понятия взаимосвязаны. "Встретить настоящую любовь" мечтают лишь 6% россиян, а "стать уважаемым и известным человеком" – 4%. Самым непопулярным же можно назвать ответ "стать очень красивым, привлекательным": об этом мечтают лишь 1% опрошенных. Возможно, остальные туго усвоили поговорки "С лица не воду пить", "Не родись красивой, а родись счастливой" и другие на ту же тему. Хотя все же считается, что красивым людям жить легче, чем не являющимся таковыми.

Тем не менее большинство опрошенных согласны быть невзрачными, но не бедными, хотя и бесполезными обществу. Впрочем, каждый работающий и так приносит ему какую-то пользу самим фактом своей деятельности. Стоит ли требовать от него большего?

Далее исследователи действовали почти в духе Задорнова: предложили самостоятельно сформулировать мечту для Золотой Рыбки. Четверть опрошенных (23%) отказались просить что-либо у волшебного персонажа. "Это те люди, которые считают, что судьба находится в руках человека", – объяснил академик РАН Михаил Горшков. Данное обстоятельство внушает некоторый оптимизм, хотя и хотелось бы, чтобы их было побольше.

Большинство же тех, кто ответил на этот вопрос (43%), попросили о здоровье себе и близким, что вполне понятно: здоровье – универсальная ценность всегда и везде. Кто-то из знаменитостей прошлого однажды заметил, что лучше быть здоровым нищим, чем больным монархом.

Самым же замечательным является то, что почти треть россиян (29%) надеются на исполнение своих мечтаний благодаря чуду или удаче. И вряд ли здесь понимается удача как результат упорного труда. Скорее она рассматривается как простое везение. Не зря же каждый пятый (20%) просит помощи у Бога, а 6% респондентов признались, что ради осуществления своих желаний обращаются к экстрасенсам, гадалкам и магам. Ясно, что пока есть эти 6%, означенные "кудесники" без работы и куска хлеба не останутся.

Кульминацией же стала просьба социологов назвать сказочного героя, который является воплощением "русской мечты". Мужчины признали таковым Емелю. 28% респондентов не отказались бы поменяться с ним местами. В свете этого становится понятной шуточная поговорка, что каждый мужчина за свою жизнь должен построить жену, посадить печень и вырастить живот.

А среди женщин в этой "номинации" победила Золушка: ее судьбу хотели бы повторить 60% из них. "Респонденты посчитали, что трудолюбие и добродетель волею фортуны будут рано или поздно вознаграждены", – предположил Михаил Горшков.

Возможно, этим обстоятельством объясняется феноменальный успех женских романов Татьяны Устиновой, в каждом из которых действует своя Золушка – на первый взгляд страшненькая, растрепанная и слегка убогая. Но если ее умыть, приодеть и внушить немного уверенности в себе, она вполне способна найти богатого принца, что в конце концов и происходит. Каждая из читательниц наверняка думает: "Это и я бы так могла!"

Социологи утверждают, что в России активно идет процесс формирования общества потребления: граждане стали жить лучше. В частности, мобильными телефонами владеют уже 85% опрошенных (в 2003 году – 25%); компьютерами – 72% (в 2003 году – 22%). Улучшаются и собственные оценки материального положения: в 2003 году как "хорошее" его охарактеризовали 9% граждан, а в 2012 году – уже 21%. Питание назвали "хорошим" 27% опрошенных в 2003 году и 46% – в 2012 году, одежду – 15 и 33% соответственно. Сейчас на одного опрошенного приходятся 21,1 кв. м общей площади, что на 3,6 кв. м больше, чем в 2003 году. При этом половина опрошенных проживают в отдельных квартирах с двумя и более комнатами, а 23% занимают отдельные дома и даже коттеджи, перечисляет "Коммерсантъ".

Но только у 11% имеются сбережения, достаточные, чтобы семья могла прожить на них не менее года. Интересно также, что рост благосостояния не приводит к появлению новых жизненных перспектив. Социологи объясняют это неравномерностью роста уровня жизни. В то время как обеспеченные россияне больше мечтают и при этом осуществляют свои мечты, положение неблагополучных слоев консервируется или даже ухудшается.

Как ни странно, к такому социальному разрыву граждане РФ в целом относятся толерантно. Единственное, с чем они не могут смириться, так это с медицинским обслуживанием: менее обеспеченные считают несправедливым, что богатый человек может, по сути, купить себе здоровье. Впрочем, это вполне укладывается в канву восприятия здоровья как базовой и универсальной ценности, которой пренебрегать нельзя.

Источник



web-архив: по темам » знаменитости » телеиндустрия » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru