DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
До свидания, ларек!
| text | html

web-архив: по темам » привычки и пристрастия » курение » это письмо

2012-05-26 00:26:40

Чтобы выжить, российским ларькам надо срочно принимать цивилизованный вид

Павел Маркелов / ИДР

Скоро у мелкорозничных уличных торговцев отберут два главных источника доходов — пиво и сигареты. Что же они будут продавать?

  С 1 июля 2012 года в России вводится запрет на торговлю в нестационарных торговых объектах (в просторечии — ларьках) пивом крепче 5 градусов. А с 1 января 2013 запрет распространится и на легкое пиво. Кроме того, в рамках антитабачной кампании в правительстве и Госдуме обсуждается запрет на торговлю в киосках табачными изделиями, он тоже может быть введен уже со следующего года. Между тем, по данным компании Nielsen, в структуре продаж стандартного киоска на долю табачных изделий и пива приходится до 80%.

  По мнению координатора по розничной торговле Всероссийского движения за честный рынок Романа Жигульевского, вводимые ограничения серьезно осложнят жизнь и негативно скажутся на доходах ларечников. Им самое время подумать о смене ассортимента.

Киоски как объект мелкорозничной торговли получили массовое распространение во времена российского "дикого капитализма" 90-х годов прошлого века. Типичная картина того времени — десяток ларьков рядом с остановкой общественного транспорта или входом в метро. "Многочисленные ларьки давали работу и надежду на выживание людям, выброшенным на улицу разорившимися заводами, КБ и НИИ, — вспоминает руководитель группы компаний STI Евгений Хорошилов. — И одновременно открывали широкое поле для получения капитала предприимчивыми коммерсантами".

  Многие нынешние миллионеры вышли именно из ларечного бизнеса. Самый яркий пример — бывший хозяин "Евросети", предприниматель Евгений Чичваркин.

  Рост благосостояния граждан, а также постепенное окультуривание отечественного бизнеса, его переориентация на современные торговые форматы привели к тому, что в 2000-е годы начался закат эпохи ларьков. Да и властям крупных городов перестали нравиться портящие пейзаж неопрятные постройки. Новый мэр Москвы Сергей Собянин начал свою работу как раз с очередной расчистки улиц столицы от "мелких форм". Столичные власти считают, что сегодня нестационарная торговля приобрела "гипертрофированные размеры". По экспертным оценкам, за последние несколько лет в Москве количество киосков и ларьков сократилось на 5 тыс. (в Санкт-Петербурге — примерно на 2 тыс.). И, согласно подпрограмме "Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг города Москвы на 2012—2016 годы", количество объектов нестационарной торговли будет сокращаться и дальше —с нынешних 13,8 тыс. до 9,5 тыс.

  По оценкам эксперта департамента оценки "2К Аудит — Деловые Консультации/Морисон Интернешнл" Петра Клюева, сейчас в крупных городах на долю мелкорозничной торговли приходится в среднем около 20—25% оборота всей розницы, и этот сегмент продолжает сокращаться. Аналитик ИК "Грандис Капитал" Ксения Аношина подчеркивает, что этот процесс соответствует рыночным тенденциям, а именно распространению современных форм торговли.

  Означает ли все это приговор мелкой рознице и неизбежное разорение тысяч индивидуальных предпринимателей? Запрет на торговлю табаком и пивом, по оценкам "ОПОРЫ России" (представляет интересы малого и среднего бизнеса), может привести к закрытию в России более 250 тыс. киосков, при этом порядка 200 тыс. человек останутся без работы. Эксперты полагают, что хоронить уличную розницу рано. Но, чтобы выжить, ей надо переходить на цивилизованный западный формат торговли, менять ассортимент, благо рыночных ниш для киосков еще достаточно. Да и власти не собираются окончательно добивать ларьки. В той же Москве мэрия предполагает вместе с их сокращением создание современных сетей нестационарной торговли, которые будут более органично вписываться в городской ландшафт.

 Аналитики констатируют: пока без киосков в России не обойтись. "Этот формат торговли нужен. В нашей стране сегодня количество торговых площадей в расчете на душу населения в несколько раз ниже, чем должно быть по европейским нормам, — отмечает директор консалтинговой компании "Реал Ворк Менеджмент" Петр Офицеров. — В некоторых районах киоски являются чуть ли не единственными торговыми точками". В российских регионах, причем не только в малых городах, но и в областных центрах, роль мелкорозничной торговли гораздо более значима — на ее долю может приходиться до 50% и даже 70% торгового оборота.

  Начальник отдела стрит-ритейла компании Jones Lang LaSalle Светлана Ярова также уверена в нужности нестационарных мелкорозничных торговых точек, причем не только в провинции, но и в столице. Москва развивается очень быстро, промышленные территории трансформируются в жилые и бизнес-зоны, открываются новые станции метрополитена, увеличивается численность жителей столицы и их гостей. "В некоторых местах либо нет торговых помещений, либо они расположены на первых этажах жилых домов далеко от основных пешеходных потоков, которые очень важны для ритейлеров", — сетует Светлана Ярова.

  Зачастую там, где нет качественных помещений, киоск — единственная возможность что-то купить. В современных киосках в зависимости от их качества, площади и локации можно размещать небольшие продуктовые магазины (кулинарные лавки, брендированные магазины производителей мясо-молочной продукции, булочные-минипекарни), а также продавать цветы, книги, диски, батарейки, фототовары, парфюмерию и косметику, прессу, снеки, мелкую кожгалантерею и пр. В общем, все "импульсные" товары, которые покупаются обычно на ходу, а также фастфуд. К тому же, пользуясь киосками, человек теряет гораздо меньше времени по сравнению с походом в супермаркет, добавляет председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр Оськин.

"Товары, продающиеся в киоске, должны создавать синергию с существующими форматами торговли, а не конкуренцию им, — комментирует Светлана Ярова. — Тогда мы действительно сможем повысить качество городской среды и не будем шокировать приезжающих к нам в город гостей хаотичностью и отсутствием хорошего вкуса в архитектуре, скрытой от глаз проезжающих на автомобиле палатками". При грамотном планировании городской среды киоск может дать возможность развиваться предприятиям малого бизнеса, помочь управлять пешеходными и транспортными потоками, полагает она.

Директор по маркетингу и развитию бизнеса трейд-маркетинговой компании NMT Владимир Тихоненков считает, что запрет на продажу пива и возможный запрет на реализацию табачных изделий означает дальнейшую модернизацию и цивилизацию российской розницы.

  "Невозможно себе представить какие-либо киоски с алкоголем в Европе и США — все это давно продается исключительно в магазинах, причем для продажи алкоголя, например, в США, требуется специальный формат торговой точки с соответствующей лицензией", — отмечает он.

"В Европе и Штатах мелкорозничная торговля представлена небольшими, часто сетевыми киосками или маленькими магазинчиками, в которых также продаются мелкие, но необходимые в дороге товары — пресса, снеки, напитки, небольшие сувениры, — рассказывает Ксения Аношина. — Учитывая, что Россия развивается преимущественно по европейскому пути, у нас тоже когда-нибудь возникнет подобный формат сетевых мини-магазинчиков, которые уже кое-где присутствуют, но пока не консолидированы и не везде распространены".

  Другими словами, разрозненная торговля в России постепенно приобретет более цивилизованный вид. Владимир Тихоненков соглашается, что российской мелкооптовой торговле предстоит пройти через тяжелый этап неизбежной адаптации, а доходы придется искать в других сегментах.

Источник



web-архив: по темам » привычки и пристрастия » курение » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru