DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Обзор игры «Штрафбат». Подвиги штрафников
| text | html

web-архив: по темам » отдых и развлечения » компьютерные игры » RTS games » это письмо

2012-05-09 00:07:49

09.05.2012 Антон Белый, info@ferra.ru

Штрафбат

О героизме и воинской доблести солдат штрафных батальонов РККА в годы Великой Отечественной войны знает не так много людей, как хотелось бы компании «1С-СофтКлаб». Взяв незаезженную тему о вкладе «изгоев» в общий подвиг, российские разработчики создали убедительную стратегию для тех, кому прочие игры кажутся слишком простыми.

Название игры: Штрафбат / Men of War: Condemned Heroes

Жанр: Стратегия в реальном времени

Разработчик: 1С-СофтКлаб

Издатель в России: 1С-СофтКлаб

Похожие игры: В тылу врага 2, Черные бушлаты, 9 рота (Lesta Studio)

Платформы: PC

Дата выхода: 30 марта 2012 года

Официальный сайт: http://games.1c.ru/shtrafbat/

Если присмотреться, то в оккупированном городке найдется целых два кафе «Ultima Sansa»

Если присмотреться, то в оккупированном городке найдется целых два кафе "Ultima Sansa"

Постановочная схватка наглядно показывает, какие укрепления приходится штурмовать советским людям

Постановочная схватка наглядно показывает, какие укрепления приходится штурмовать советским людям

В семействе исторических стратегий, рассказывающих о Великой Отечественной войне, появился новичок — "Штрафбат". Многое об игре было понятно еще до релиза, ведь она разработана на базе отечественной стратегии "В тылу врага 2" со всеми ее достоинствами и недостатками — слегка устаревшей графикой, неудобным интерфейсом и прочими шероховатостями, с которыми придется смириться.

По сути, игра продолжает традиции бестселлеров "В тылу врага 2" и "Черные бушлаты", используя общий с ними "движок". Рассказ о суровых буднях солдат-"штрафников", воевавших на самых тяжелых участках фронта и первыми гонимых на смертельные амбразуры, является темой новой и необычной. Фактически "Штрафбат" поднимает целый пласт истории, к которому раньше как-то не принято было обращаться.

Заботу об экипаже артиллерийских зениток Вермахта лучше всего доверить снайперам

Заботу об экипаже артиллерийских зениток Вермахта лучше всего доверить снайперам

Хорошо в деревне ночью… Только в мирное время

Хорошо в деревне ночью… Только в мирное время

Штрафники искупили свои проступки кровью. Они тоже умирали за Родину. Только подумайте, этими бедолагами затыкали бреши в обороне, а в войска попадали даже офицеры за плевые провинности! Возможно, теперь их истории услышит большее количество людей, и уж точно среди них будет немало терпеливых игроманов.

Игра основана на мемуарах фронтовиков и рассказывает об отдельном штрафном батальоне Центрального, а впоследствии Белорусского фронта. Для погружения в тематику к игре прилагается встроенная энциклопедия — универсальная многостраничная справка о том, как создавались, действовали и какую роль играли штрафные батальоны в истории СССР. Вся информация разбита и каталогизирована по разделам, к мемуарам солдат прилагаются фотокарточки и аудио-дневники.

Рассказ от первого лица позволяет пережить события вместе с ее участником

Рассказ от первого лица позволяет пережить события вместе с ее участником

У советских людей была своя «Нормандия», и уж поверьте не одна

У советских людей была своя "Нормандия", и уж поверьте не одна

Сказать по правде, энциклопедия даже интереснее, чем кажется на первый взгляд — ее изучение сопоставимо с чтением авторских книг по военной истории. При условии, конечно, что вы любите такого рода книги. Ничего удивительного в высоком качестве текстов нету: главным составителем энциклопедии является автор книжного цикла "Я дрался…" Артём Драбкин, который был приглашен в проект с целью опровергнуть расхожие мифы о штрафных батальонах.

Желание узнать подробности о штрафбатах и историческом приказе И.В. Сталина "Ни шагу назад" появляется уже после того, как проведешь некоторое время за одиночной игрой. Она включает в себя четыре кампании, разделенные по датам и месту действия — всего же насчитывается четырнадцать боевых операций, которые происходят в период с 1943 по 1945 годы. Как и морпехов из "Черных бушлатов", солдат-изгоев хорошенько побросает по всем участкам фронта: воевать придется в Белоруссии, Польше и Германии, а также на Украине и Курской дуге. Для тех, кому этого мало, предусмотрены дополнительные задания повышенной сложности.

Любой юнит разрешается взять под прямой контроль, управляя с клавиатуры и наводясь мышкой

Любой юнит разрешается взять под прямой контроль, управляя с клавиатуры и наводясь мышкой

Как в Commandos, поначалу оборона города кажется несокрушимой, но у каждого клубка есть своя ниточка…

Как в Commandos, поначалу оборона города кажется несокрушимой, но у каждого клубка есть своя ниточка…

Игровой процесс слабо изменился по сравнению с первоисточником шестилетней давности — в наше подчинение все так же выдаются группы бойцов, командование ставит сложную задачу и озвучивает сакраментальное требование "ни шагу назад!". Ресурсы ограничены, и, хотя иногда по ходу миссии мы получаем поддержку союзников или какие-то подкрепления, игра почти всегда ставит в невыносимые, подчеркнуто нечестные условия. Поэтому приходится активно пользоваться комбинацией "сохранение/загрузка" и партизанской тактикой, попирая историческую достоверность удобным приемом.

На практике это означает, что игрок отбирает из бойцов снайперов или тех, кто хорошо себя проявил, после чего ищет способы обойти врагов с фланга, забросать окопы гранатами и собрать трофеи с трупов. Как правило, у мертвецов мы забираем трофейные патроны и медпакеты, но при желании можно поживиться и экипировкой, и оружием — заменить надоевшие "мосинки" на "маузеры", а ППШ-41 на культовые "шмайссеры" (MP-40).

Некоторые скриншоты беззастенчиво копируют «В тылу врага 2», поэтому, что называется, «найдите 5 отличий»

Некоторые скриншоты беззастенчиво копируют "В тылу врага 2", поэтому, что называется, "найдите 5 отличий"

Немецкий конвой с орудиями войны. Надо бы перехватить и уничтожить!

Немецкий конвой с орудиями войны. Надо бы перехватить и уничтожить!

Сами уровни сконструированы таким образом, чтобы у игрока было как минимум два способа проявить свои тактические способности и победить смекалкой. Например, прокрасться в тыл и захватить зенитку, с помощью которой можно расстрелять "в спину" вражескую технику, значительно ослабив оборону врага. Ландшафт вообще позволяет фантазировать — практически везде найдутся камни и деревья, за которыми можно спрятаться, а фортифицированные траншеи всегда можно зачистить минометным огнем. Жаль, патроны не бесконечные, а у техники расходуется даже запас топлива.

Знакомая со "В тылу врага 2" концепция войны с годами практически не изменилась, как не менялась сама игра — мы по-прежнему воюем с фашистами в разных уголках Европы, на собственной шкуре познавая горечь невыносимой жизни штрафника. Что интересно, в каждой миссии есть набор задач, как правило, связанный с захватом или обороной контрольных точек, после выполнения которого открывается новая часть карты. А оттуда уже спешат подкрепления, танки и свежие силы Третьего Рейха, противостоящие немногим уцелевшим солдатам. Придется или привыкнуть к этому безумию, или в последний раз нажать кнопку "выход".

Траншеи разносит в щепки после прямого попадания танковым снарядом, а на высоте: противотанковая пушка PaK 40, главный враг техники

Траншеи разносит в щепки после прямого попадания танковым снарядом, а на высоте: противотанковая пушка PaK 40, главный враг техники

Несмотря на возраст «движка», детализация персонажей потрясает своей скрупулезностью

Несмотря на возраст "движка", детализация персонажей потрясает своей скрупулезностью

К счастью, наши подопечные вооружены не хуже, чем регулярные бойцы РККА, поэтому особого дефицита с патронами или винтовками игрок не ощутит. Черенками от лопат воевать не придется. Сценарий каждой миссии дает игроку возможность совершить подвиг, победить собственную неусидчивость, торопливость и недальновидность. Обычно нам достаточно захватить какой-либо танк и, своевременно его ремонтируя, попробовать уничтожить им вражеские ресурсы. Пехотой-то особенно не разгуляешься…

Тем самым каждая миссия превращена в раскручивание клубка из миниатюрных задачек. Наглядная иллюстрация тактики "шаг-за-шагом" — кавалерийским натиском ничего не решить, быстрых способов победить нету. "Штрафбат" играется неторопливо и требует аккуратности во всех действиях игрока. Приходится взвешивать свои решения и часто перезагружаться. По перебору способов зачистить местность от фашистов игра иногда напоминает тактическую линейку Commandos с возросшим масштабом действия.

Некоторые выстрелы оставляют в земле ямы и рытвины, а куски земли достоверно разлетаются по сторонам

Некоторые выстрелы оставляют в земле ямы и рытвины, а куски земли достоверно разлетаются по сторонам

В «Штрафбате» есть дневные, ночные, летние и зимние операции. Красная армия воюет в любое время!

В "Штрафбате" есть дневные, ночные, летние и зимние операции. Красная армия воюет в любое время!

Любая из пройденных кампаний дает повод рассказать истории о собственном героизме, не уступающие в достоверности воспоминаниям очевидцев из энциклопедии. А все благодаря высокой сложности игры и драматизме местных схваток — смерть здесь стремительна и обыденна, пехота действительно гибнет, как пушечное мясо.

По справедливости надо сказать, что "Штрафбат" — повторение прошлого. Здесь нет ничего такого, с чем бы мы не познакомились ранее в плеяде игр серии ВТВ 2, расплодившихся практически до десятки наименований.

Кадр, серьезно напоминающий о недавних перестрелках линейной пехоты в «Закате самураев»

Кадр, серьезно напоминающий о недавних перестрелках линейной пехоты в "Закате самураев"

Ракетная артиллерия «Катюша», чтобы понимали, по разрушительности служит аналогом «Мамонта» из серии Red Alert

Ракетная артиллерия "Катюша", чтобы понимали, по разрушительности служит аналогом "Мамонта" из серии Red Alert

К сожалению, на правах "дани традициям" сохранились фирменные болячки серии, которые давно пора исправить. Мы по-прежнему не можем раздавать приказы во время паузы, а искусственный интеллект солдат частенько проявляет не героизм, а слабоумие. Иногда солдаты не реагируют не выстрелы врага, в других случаях они встают и бегут в полный рост к укрепленному доту, чтобы бросить гранату или выстрелить в пулеметчика — за ними нужен пристальный контроль, который, впрочем, не гарантирует нормального выполнения приказа. Наконец, управление группой сильно проигрывает по эффективности индивидуальной возне с солдатами: воевать толпой еще более неудобно, чем в остальных стратегиях!

Приходится забыть о традиционной для стратегий "рамке" и вытирать нос каждому потенциальному герою, постоянно нажимая и отпуская паузу, раздавая точечные команды. В противном случае не пройти даже вводную миссию. В отличие от военного командования СССР, использовавшего штрафбаты, что называется, "на убой", игра не позволяет размениваться солдатами, как заблагорассудится. Остались с тремя калеками? Извольте переигрывать миссию заново или загружать одно из автосохранений, автоматически "спасающих" игру после выполнения промежуточных заданий.

Использовать телефонную будку в качестве укрытия? Запросто

Использовать телефонную будку в качестве укрытия? Запросто

Без стратегического таланта игрока столь защищенную базу в Арнцвальде штрафники не захватят никогда

Без стратегического таланта игрока столь защищенную базу в Арнцвальде штрафники не захватят никогда

В посвященных ВОВ играх уже давно наметился кризис идей — избыток игр на одну тему может быть компенсирован только их качеством и бережным отношением к предмету разговора. У "Штрафбата" почти все в порядке с историческим бэкграундом, с аутентичностью и качеством исполнения игры. Похоже, "1С-СК" год за годом дорабатывают успешную формулу, делая лучшую русскую игру о главной войне в истории. Она разнообразна и порой многолика: то похожа на Commandos, то на "Блицкриг", то на первую часть ВТВ с ее малочисленными диверсантами.

А значит, данная попытка прыгнуть выше головы удалась лучше предыдущих. С одной оговоркой — игра все-таки рассчитана на определенный круг лиц: ценителей советской истории, патриотов прошлого, любителей гипертрофированной сложности. Не будь ее, все 14 миссий можно было бы пройти за пару-тройку дней. Однако для индустрии в целом, "Штрафбат" — топтание на месте. Суть осталась прежней, принципиальных нововведений нет, онлайн-режим так и остался в списке желаний фанатов. Кажется, разработчикам пора садиться за третью часть, ведь дальше "набивать руку" на вариациях ВТВ 2 уже некуда.

Источник



web-архив: по темам » отдых и развлечения » компьютерные игры » RTS games » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru