DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Поезд «Вавилон-Архангельск» в огне (ФОТО, ВИДЕО)
| text | html

web-архив: по темам » ретро » ретро - музыка » ретро-музыка (рок) » это письмо

2012-04-17 17:26:59

Не утихают споры вокруг нового альбома группы "Аквариум" - "Архангельск"

Пластинка увидела свет еще осенью. Дату релиза – 24 сентября – журналисты поспешили объявить символической. Дело в том, что в этот день Дмитрий Медведев объявил о том, что уступает место на предстоящих президентских выборах Владимиру Путину.

Политически активные представители прессы немедленно принялись ассоциировать гребенщиковский образ "архангельской глуши" с беспросветным будущим России, а в связи со свежей песней "Аквариума" "Огонь Вавилона" вспомнили о сакраментальном "Поезде в огне".

Борис Гребенщиков 

Борис Гребенщиков – не из тех, кто выпускает концептуальные альбомы и навязывает слушателям свою точку зрения. По поводу "Архангельска" он раздал некоторое количество интервью, где, в зависимости от подготовленности и настроя собеседника, позволял себе разную степень конкретики и откровенности. Неизменными оставались два тезиса. Первый: Архангельск – это не географическое место, а город ангелов. Второе – "Огонь Вавилона" (равно как и "Поезд в огне", а также баллада "Тайный узбек") не имеет ни малейшего отношения к политике. "Песня требует писать то, что она требует. И на время написания я устраняюсь от вынесения каких-либо суждений", - категорически заявил Борис Гребенщиков по этому поводу в интервью корреспонденту OpenSpace.ru.

Альбомы, посвященные ангелам, – для нас не новость. В последние годы в этом поднаторел Дмитрий Ревякин. Сначала он выпустил под эгидой своей группы "Калинов Мост" альбом "Ледяной поход" (2007), где разместил в буклете изображения небесных Хранителей, к которым порою обращался в песнях на равных: "Бью челом вам, братья-ангелы" и т. п. Одновременно появился сольный альбом Ревякина "Жатва", в оформлении которого ангелы действуют наравне с историческими персонажами.

"Аквариум"

У БГ все более завуалировано, неоднозначно, многомерно. С одной стороны – Архангельск в первом треке ("Назад в Архангельск") действительно ассоциируется в альбоме с неискренним, лубочным христианством, выполняющим, скорее, охранительную функцию. Тяжелая "индустриальная аранжировка", брутальный хрип БГ и острые строчки "куда ни глянь - везде образа, - то ли лезь под кровать, то ли жми на тормоза" действуют наподобие контрастного душа, а образ "калики перехожего", потребляющего шампанское в прихожей с кухаркой Дуней, отсылает к странникам-мракобесам из "Грозы" Островского.

С другой стороны, Гребенщиков апеллирует в альбоме к подлинному, исконному, Православию, не замутненному сиюминутными политическими спекуляциями и чрезмерным обрядоверием. Постичь до конца образ Архангельска помогает диаметрально противоположный ему образ-символ Вавилона, традиционно ассоциирующийся с развратом, сребролюбием и неконтролируемым потребительством. Неслучайно в песне "Огонь Вавилона" появляется образ вавилонских печей. Из первых трех глав ветхозаветной "Книги пророка Даниила" мы узнаем, что автор и трое его товарищей были брошены по приказу царя Навуходоносора в раскаленное жерло, откуда их вывел невредимыми Архангел Михаил.

Обложка альбома Архангельск

В современном богословии этот эпизод прочно ассоциируется с действием святых Христовых Таин во время Причастия (очищение через огонь, который, не попаляя человека, выжигает его грехи). Так что, по сути, мы имеем дело с самым христианским альбомом "Аквариума". Известно, что в прошлом БГ предпочитал выдумывать собственных святых. В его персональном пантеоне, например, есть Никита Рязанский и Паисий Пчельник, которых не найти ни в одних церковных святцах. В альбоме "Архангельск" мы тоже сталкиваемся с чем-то подобным (скажем, "пальцы октябрьских святых" из песни "Небо цвета дождя" - явно сугубо поэтический изыск, в котором вряд ли есть смысл искать чего-то большего). Зато предложение "уподобимся блаженному Василью" ("Марш священных коров") намекает на вполне конкретного человека, который не боялся перечить самому Иоанну Грозному. "Опричные" реалии незримо проецируются и на нынешнюю ситуацию, и это действует на слушателя посильнее лобовых манифестов и пресловутых призывов к сопротивлению…

"Аквариум"

Гребенщикова часто упрекают в "чрезмерном увлечении" восточными религиями и склонности к экуменизму. Показателен недавний прецедент: в январе этого года в стенах Троице-Сергиевой лавры состоялась встреча лидера "Аквариума" со студентами Московской Академии, которая в какой-то момент превратилась в форменный допрос ("так все-таки с кем Вы, Борис Борисович, – с Богом или…"). Между тем, те, кто внимательно читал стенограмму этой беседы, заметили, что БГ – крайне деликатен в отношении своих коллег по цеху и, как мало кто, воплощает в жизнь евангельскую заповедь неосуждения.

"Аквариум" - Назад в Архангельск

Столь же бережно он действует и в "Архангельске". Вот, к примеру, что сказал Борис Борисович интервьюеру "Ленты.ру" по поводу "Марша священных коров": "В первой редакции не обошлось без ненормативной лексики. У меня было одно замечательное двустишие, и оно встало в песню как влитое, – ну как тут удержаться. Мы даже спели этот вариант на одном концерте в Москве. Реакция была, конечно, радостной. Но повторять этого не хотелось. За так называемой "ненормативной лексикой" стоит такой чудовищный груз, что брать его на себя и обрушивать на головы людей не хочется. Вот этого многие не понимают. Матерными выражениями можно добиться мгновенного эффекта, но в итоге мат разрушителен. Поэтому бывает печально, когда люди этим пренебрегают. Дело здесь не в приличиях, дело в негативной энергии. То же самое – с шутками: один раз пошутил – отлично, но если шутить каждый вечер, можно превратиться в профессионального юмориста и попасть в ад, где находятся профессиональные юмористы".

"Аквариум"

Дай Бог всем нам вместе с Борисом Гребенщиковым осилить тернистый путь из Вавилона в Архангельск!

Фото: aquarium.ru, spblife.info, kontext-paper.ru

Источник



web-архив: по темам » ретро » ретро - музыка » ретро-музыка (рок) » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru