DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Как «вбивали» «Гвоздь сезона»
| text | html

web-архив: по темам » культура, искусство » другие культурные события » театр » это письмо

2012-03-06 18:16:58

0

Главная театральная премия Москвы вручена ведущим столичным театрам за лучшие премьеры

Разговоры о закате отечественного театра не новы, но в собравшаяся 5 марта в театральном центре "На Страстном" театральная публика (сплошь люди театра) стала свидетелями того, как на театре поставили крест. И безжалостно вбили гвозди в крышку гроба. Такое позволяется раз в год и только на церемонии вручения премии "Гвоздь сезона".

"Гвоздь сезона" - всегда событие. За десять лет премия, учрежденная Союзом театральных деятелей РФ, стала одной из главных театральных премий Москвы. По-своему, уникальной, ведь в ней отсутствуют номинации. Спектакли-претенденты рассматриваются как единое целое, а не препарируются на "лучших актеров", "лучших сценографов" и проч. Спектакль (даже моно) – плод трудов целой команды, о которой зачастую не подозревает публика. Результаты "командной игры" рассматривают в два этапа: столичные критики составляют шорт-лист номинантов по итогам сезона, Высокое Жюри премии выбирает один спектакль, который и объявляется "Гвоздем сезона". Тут бы следовало написать о торжественности обстановки, но в предлагаемых обстоятельствах церемонии награждения и царит главный подвох.

"Гвоздь сезона" - единственная, по-моему, премия посетить церемонию, которой  уже награда. Неформальная, "капустная" обстановка с колкими, едкими не только внутрицеховыми шутками – "Гвоздь сезона" возрождает лучшие традиции советского подпольного юмора. Острят здесь действительно "заостряя", и даже "Большой хрустальный гвоздь" без подколок не вручают. При этом важно, что премия не теряет лица… Вернее, лиц двух своих бессменных ведущих Константина Богомолова (автора церемонии) и Сергея Епишева. "Говорят, как пишут" о злободневном, о театральном. Но, поскольку "мир" и "театр" понятия порой взаимозаменяемые, то диапазон тем для зубоскальства здесь не ограничен.

Церемонию провели на следующий день после красного дня календаря. После выборов. Разумеется, конферансье не преминули поздравить нового (а все новое – это, как известно, хорошо забытое старое) президента. Ведущие планировали наградить Владимира Путина за спектакль под названием "Выборы 2012", но после не заставившего себя ждать "покушения" (прямо во время церемонии), - передумали. Не позабыли и нынешнего, вышедшего на финишную прямую президента Дмитрия Медведева, ему пропели "Вальс на прощание" на мотив песни Юрия Визбора с текстом "Где, в каких краях встретишься со мною?".

Ведущие театрального капустника поведали о своей экскурсии по Дантовым местам. Сегодня многие рефлексируют от того, что "земля уходит из-под ног", вот и ведущие вечера на собственном опыте познали жизнь по ту ее сторону. Ради церемонии, конечно, восстали, продолжили шутить с огоньком (видимо "прикурили" от адского пламени), как гамлетовские могильщики. Хрустальные гвозди (символ церемонии), кстати, также выкапывали из-под земли. Надо отметить, что юбилейная десятая церемония отличилась от предыдущих роскошным сценическим оформлением. Прах, земля, искусственные цветы и исходящие кровью (эффектный эффект) ведущие шокировали отнюдь не слабонервную театральную братию. Многие лауреаты признавались, что атмосфера последнего пристанища оказалась не в меру реалистичной, граничащей между Хэллоуином и Днем театра, между "во здравие" и "за упокой".

Аудитория и лауреаты не требовали пересмотра результатов и пересчета голосов. Финалистами конкурса стали два спектакля "Современника" "Враги. История любви"  и "Время женщин" (ведущие не преминули вскрыть дополнительные подтексты названий обоих спектаклей в поствыборный и предвесенний (8 марта) период); "Вечер с Достоевским" - моноспектакль Константина Райкина, театр "Сатирикон"; "Буря" Роберта Стуруа театра "Et Cetera" и "Пер Гюнт" театра Ленком. Последний спектакль получил Гран-при – "Большой хрустальный гвоздь", что, однако, не избавило его режиссера Марка Захарова от шуток по поводу постоянно откладывающейся заявленной премьеры "День опричника" по скандальной повести Владимира Сорокина. Режиссер так и не решился на эту постановку, в смысле не нашел пока верного сценического решения.

Режиссер Евгений Арье, получавший премию за спектакль "Враги. История любви", назвал церемонию "опасным балаганом", не возмущенно, скорее сочувственно. Атмосфера митинга  за стенами театрального центра "На Страстном", оцепленного полицией и ОМОНом (нет, не по случаю церемонии), заставила режиссера пожелать всем, чтобы со временем у нас нашлись другие поводы для шуток и иронии. И, правда, пусть наконец, актуальное, окажется не тождественным политическому. На смену вех и выбор тем для следующей церемонии есть год. Главное, чтобы после юбилейной десятой (Х) церемонии вручения премии "Гвоздь сезона"  никто не вознамерился поставить на ней крестик.

Источник



web-архив: по темам » культура, искусство » другие культурные события » театр » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru