Рената Литвинова — о потустороннем мире, саундтреке Земфиры, корсетах и полете на воздушном шаре
Фотография предоставлена пресс-службой актрисы
Актрисе, режиссеру, телеведущей и желанной гостье светских раутов Ренате Литвиновой исполнилось 45 лет. Корреспондент «Недели» расспросил Ренату о новом фильме и юбилейных планах.
— В интернете появилась информация, что премьера вашего нового фильма «Последняя сказка Риты» состоится в конце января.
— Мы дали опровержение на свой официальный сайт фильма. У нас сегодня уже практически последняя смена сведения, я думаю, что раньше весны премьеры не может быть. Но всё, у нас сейчас такая стадия, что мы доделываем титры, и всё, дальше идет просто техническая работа. А картина в целом уже готова после долгих почти двух лет съемок, монтажа. Мы делали этот проект осознанно независимым и на свои деньги. Вдвоем. Как сопродюсеры, Земфира и я, как два продюсера.
— В чем заключается роль Земфиры, кроме того что она написала музыку?
— Она отвечает за весь саундтрек и за весь звук в картине. Я отвечаю за изображение, сценарий и артистов..
— А еще?
— Ну, когда есть два соратника, естественно, мы обсуждаем и концепцию, и монтаж, и какие-то купюры. И оба отвечаем за всё. Другое дело, что я не пишу музыку и пока не пою, слава богу… не претендую на это, если точнее выражаться. А в остальном всё поровну, все трудности. Я вообще считаю, что краткость — сестра таланта. И картина недавно достигла метража час сорок. Я считаю, что если есть возможность картину делать короче, то нужно делать это, но ни в коем случае не длиннее.
— У Земфиры выходит в этом году новый альбом. Вероятно, роль клипмейкера вам уже отведена по умолчанию?
— Я снимала видеоряд к ее концертам. Потому что Земфира считает, что клипы — они совершенно уже неактуальны, всё ушло в интернет, веб-дизайн. В общем, так оно и есть. Когда-то давно, лет семь назад, говорил об этом Гринуэй, когда я у него снималась. Что телевидения в конце концов как носителя новостного не будет. Он даже предсказывал, что телевизионные фильмы как-то сублимируются в ту же сеть на экранчики. И действительно, переход в интернет стремителен. И именно клипы как жанр совершенно потеряли актуальность.
— Как интернет затронет другие области искусства?
— Автору ничего не может повредить. Воплощаться можно везде. Есть потребность людей в театре — и они ходят в театр Я вижу полные залы во МХАТе, где играю. Существует кино — я сама бегаю в кино на вечерние сеансы. Но вот существует и такой маразм: я иногда вижу, как люди смотрят кино на маленьких телефончиках. Я этого не могу понять, ведь я же не вижу всего визуального ряда, и мне непонятно, зачем тогда все это снимать.
— Но раньше же были маленькие телевизоры, люди смотрели кино на них. В этом же тоже какой-то шарм, наверное, был.
— Ну, домысливали себе… Я не знаю. Что бы я не думала, всё равно будет как будет.
— Я слышал, что вам в «Последней сказке Риты» помог один автомобильный бренд и
вы за это для них сняли короткометражку — «Внимательно смотрите сны».
— Это была моя благодарность за их помощь, потому что они поддерживали картину и мы пользовались их автомобилями.
— Эта короткометражка по стилю немного напоминает Кокто.
— Мы ориентировались, что это будет в каком-то комедийном плане фильм-нуар. 1950-е годы, когда был такой а-ля детективный жанр, Хичкок, Орсон Уэллс, который потом ушел в детективные малобюджетные картины… Потом она вообще там местами похожа на советское кино а-ля «Берегись автомобиля».
— Когда я ее смотрел, мне почему-то вспомнилась цитатf из «Орфея» Кокто в «Богине», в сцене с зеркалом.
— Это не цитата именно из «Орфея», хотя я влюблена в этот фильм и его сюжет, это цитата из многих литературных и художественных произведений. То, что потусторонний мир может выходить из воды или каких-то отражающих поверхностей — это было еще до Жана Кокто много-много раз. Но у него, конечно, такая яркая кинематографическая картинка была. Хотя из зеркала даже выходила рабочая-стахановка в исполнении Любови Петровны Орловой в фильме «Светлый путь». Когда ей давали приз в Кремле, она кружилась по какому-то залу и видела всю свою жизнь в зеркале. Потом она отрывала зеркало и, кстати, садилась в автомобиль, в котором летала по небу, в прекрасном автомобиле над Москвою сталинской, а потом пропадал водитель и она сама садилась за руль. В принципе действительно зеркало — это такое существо, которое подражает тебе, но немножко отстает, на полсекунды.
— В недавнем телепроекте «Красота скрытого» вы рассказываете об одежде прошлого, а в одном из выпусков на вас даже примеряют костюм
XVIII
века. Вы хотели бы сняться в костюмном фильме или снять такой фильм как режиссер?
— Когда-то я уже снималась у Питера Гринуэя в кринолинах и париках. Надо заметить, что именно парик, а не корсет — самое мучительное, так как его прикрепляют железными заколками на туго закрученные волосы. К концу смены, а это 12 часов, голова просто гудит и единственное желание — сорвать его с себя. А недавно я снималась у известного голландского режиссера Йоса Стеллинга в фильме «Девушка и смерть». Сюжет разворачивался в начале прошлого века в Германии в отеле, и там история с корсетами и тяжеленными париками повторилась. Я играла куртизанку со шрамом на лице, то есть очень бывалую женщину с биографией, не верящую в любовь. Вот в этой роли я была в «вечном корсете», который, наконец, меня выпрямил, так как постоянно сутулюсь.
—
Недавно у вас был день рождения. Вам подарили что-нибудь необычное?
— Самый красивый и сказочный подарок мне сделали на этот день рождения — полет на воздушном шаре! Представляете, вдруг подняться выше облаков за несколько минут! Помню, я села на дно этой плетеной «кибитки» и посмотрела в дырку в полу и увидела, как под нами пролетел самолетик, как высоко мы поднялись! А когда мы уже выпили всё шампанское, я спросила, а когда же мы приземлимся? На что управляющий шаром мне тревожно сообщил: «Не знаю». Оказывается, этот процесс несколько неуправляемый и зависит от потоков ветра. Так что я улеталась в небесах в этот день на всю жизнь!