DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Сны о чем-то польском
| text | html

web-архив: по темам » культура, искусство » другие культурные события » театр » это письмо

2011-12-29 14:52:29

Сны о чем-то польском Мы привыкли к дыму отечества. А поляки - к снам о родине. Польский плакат поет и вопиет о Польше больше, чем поэзия, театр и музыка вместе взятые. В ГМИИ до 30 января - выставка польского плаката.

Если проглотить первую волну цветастой зрелищности, то польский плакат непременно покажется странным. Саркастичный цирк Лотрека и меланхоличные изыски Мухи, папоротники модерна и силуэты ар-нуво  - вроде бы, все это так, да не так, точнее, совсем не так.

Смотришь на гневного, античного быка или лики богов с греческих ваз, а это вас зазывают на водевили и куплеты. Шекспировский шут, нависающий роком над толпой человекоподобных козявок, оказывается национальной польской совестью, а одинокая, мистическая ель у священной горы Гевонт зовет на благотворительный бал.  Волшебный рог служит трубой местной социал-демократии, а в трех грациях угадывается упование на прусский протекторат. Но опять же, если бы не народные мотивы, карнавал красок,  наивная вольность графики и пронзительная искренность, было бы даже смешно.  А так кажется, что вы заехали в беспокойную страну, и тамошний прохожий, отведя вас в сторону, жарко и доверчиво пустился объяснять, отчего "еще Польска не згинела".

Станислав Дебицкий. Выставка произведений Арнольда Беклина в Обществе друзей изобразительного искусства. 1903.

Станислав Дебицкий. Выставка произведений Арнольда Беклина в Обществе друзей изобразительного искусства. 1903.

Польский плакат выразителен, горд и музыкален, как имена художников: Казимир Бжозовский, Ян Булас, Теодор. Аксентович, Хенрик Узембло, Кароль Фрыч... Другого документа, столь ярко несущего импульс национальной идентичности кочующего по метрополиям лоскутка земли, трудно найти - утверждает куратор выставки  начальник отдела искусства Европы и Америки Х1Х и ХХ вв. ГМИИ им А.С. Пушкина. Ирина Никифорова.

Ян Булас. Симфонический концерт оркестра Гармонии. 1910

Ян Булас. Симфонический концерт оркестра Гармонии. 1910. Изображение чертополоха, одного из самых популярных растений в искусстве европейской сецессии, присутствует в творчестве многих польских художников. Он символизирует жизнеспособность, непокорность и силу духа.

Экспозиция, в которую вошла сотня работ периода расцвета рекламного плаката Польши, а именно 80-х годов XIX- второй половины ХХ века,  завершение долгого труда по восстановлению и атрибуции  польской части коллекции ГМИИ.  Это третья по счету выставка подобного рода. До нее, напомним, были французская афиша и британский плакат. Разброс тем широк - благотворительные балы и народные выставки, либеральное, социалистическое и консервативное движение, театр и цирк, кондитерские и варьете, война и литературные лекции. Промышленной рекламы почти нет...

Кароль Фрыч. Гильзы для папирос М. Пасхальского

Кароль Фрыч. Гильзы для папирос М. Пасхальского. 1907

Зигмунд Гедличка. Краковская фабрика щеток и кистей. Ок. 1012

Зигмунд Гедличка. Краковская фабрика щеток и кистей. Ок. 1012

Центры польской плакатной литографии - Краков (здешняя художественная школа и Академия искусства ввели ее в учебную программу), Варшава, Львов. Здесь же располагались и издательства всевозможных журналов - главных проводников национальной идеи.

Беседуем с куратором

Даже человеку, далекому от "польского вопроса" вековой давности, сразу бросается в глаза, что польский плакат продвигает один продукт -  Польшу...

Безусловно. Главный лейтмотив польского плаката - любовь к Родине, какую тему не затрагивали бы художники, он не только рекламировал товары и анонсировал события, а всегда существовал как наглядное пособие для воспитания патриотических чувств, демонстрация национального самосознания. Это радение о национальной культуре, самоопределению в тех условиях, каких существовали поляки, было своего рода великой миссией плакатистов. Польша не имела государственности, за несколько столетий ее территория не раз перекраивалась и заплатами - Варшавское герцогство, Познань и Галиция входили в состав разных государств. Плакаты стали тем эмоциональным художественным свидетельством, повествующем об исторических реалиях и чаяниях народа иллюстративней и ярче, чем бесстрастные архивные документы.

Как разворачивается "польскость" в плакатных сюжетах?

Существовал язык образов и символов, понятных с детства любому поляку, а  нам немного раскрывшихся на выставке польского искусства "Символ и форма". Этот авторский проект известного историка искусства Дороты Фольги-Янушевской, воплощенный два года назад в залах ГМИИ им. А.С. Пушкина, был посвящен художественным образам и символическим деталям, происходящим из народных легенд и мифов, формирующих язык иносказаний. Польский плакат в этом смысле всегда был как бы с двойным дном,  был насыщен интеллектуальными отсылками и многозначностью.

Не случайно популярным становится исторический персонаж - шут Станьчик, мудрец в дурацкой шапке, переживший власть трех польских королей,  способный говорить правду в глаза любому. Он понимается как символ народной совести и бесстрашия. Названия оппозиционных иноземной власти журналов звучали многозначительно - Liberum Veto напоминал об уникальном праве, свободно выражать свое несогласие с волей властителя, существовавшем в средневековой Польше,  или Z oty Rуg, напоминающий легенду о волшебном голосе золотого рога, утерянного только временно, но способного разбудить спящих в Татрах рыцарей Болеслава Смелого, богатырей способных освободить и объединить /Польшу.

Экспозиция буквально пронизана национальным духом - от театральных и благотворительных афиш до революционных журналов, от рекламных объявлений до плакатных карикатур....

В наш век информации трудно себе представить, сколь важно было открытие литографских мастерских в Кракове, Львове, Варшаве. Ведь именно там печаталась на родном языке публичная пропаганда, была выпушена иллюстрированная азбука для детей ABECADLO - поэтический шедевр Люциана Рыдля. В Варшаве было сложнее был строгий контроль со стороны цензуры, русский был единственным официальным государственным языком, потому так важно было настаивать на дублировании информации на польском языке.

Плакаты отражают одну из самых ярких страниц в истории освободительного движения польского народа - "хлопоманию". Художественная интеллигенция верила в свою миссию сближения с народом и понимали это буквально. На крестьянках женились краковские художники Тетмайер, Выспяньский, Рыдль. Рожали детей, воспитывали их в национальном духе, водили в гуральских костюмчиках... А в 1910-20х- годах века случился кризис: годы идут, подросли сыновья, а освобождение не приходит! Польская интеллигенция заражается скептицизмом, чувствует упадок и равнодушие к собственной судьбе...Декаданс, безусловно, явление общеевропейской культуры, но, вместе с тем, это так по-польски! Поляк всегда остается поляком, и в советской Польше (в последнем зале работы второй половины ХХ века) национального духа не убавляется.

Что такое польскость в плакатной символике? И как отличить его в толпе национальных символов Европы?

Отсылки к великой Польше встречаются на каждом шагу - образ рыцаря, наивно-прекрасной фемины (прототипом служили нередко польские крестьянки - жены аристократов - художников, поэтов, философов), множество буквальных цитат из произведений Миколая Рэя, почитавшихся как источник многовековой мудрости польского народа, а также народная тема в ее прямом наследовании: орнаменты, "вычинанки" (художественное вырезывание из бумаги), яркие краски гуральских килимов и вышивок.

Владислав Яроцкий.

Владислав Яроцкий. "Liberum Veto", 1905. "Liberum Veto" - галицийский сатирический журнал, издававшийся с 1903 года в Кракове, затем, после перерыва в 1904 году, с четырнадцатого номера выходил во Львове до конца 1905 года. Название журнала происходило от старой формы шляхетской демократии - свободного права каждого члена сейма демонстрировать несогласие и приостанавливать действие любого королевского закона или указа

Плакат Станислава Выспяньского к лекции о мистике в творчестве Метерлинка хрестоматиен для польской культуры. Здесь завязаны три важнейшие для тогдашней Польши фигуры - Станислава Пшибышевского, который стал вожаком движения "Молодая Польша", ее "падшим ангелом", Мориса Метерлинка и самого Станислава Выспяньского, являющимся иным полюсом к бесовскому исчадию - Пшибышевскому. Четвертый персонаж этой истории - сестра Люциана Рыдля - Анна. В своей знаменитой программной пьесе "Свадьба" художник отведет ей одну из главных ролей - светлоокой Ганны.

Станислав Выспяньский. Лекция Станислава Пшибышевского

Станислав Выспяньский. Лекция Станислава Пшибышевского "Мистика и Метерлинк". 1899.

Расскажите о женском образе Польши - он один из самых ключевых в польском плакате. Он пропитан такой наивной античностью, которая серьезнее Карамзинской "Бедной Лизы" и Гоголевской "Панночки", но совсем иная, нежели Орлеанская Дева...

Безусловно. Мне даже кажется, в польском варианте античный мотив облекался в национальные формы и наоборот. Здесь были свои Антигоны местного происхождения. Например, фабула "Свадьбы" была списана с реального события - женитьбы Люциана Рыдля. Это событие послужило для создания эпического произведения, полного символов, надежд и горечи. 

Но польская свадьба трагична: в ней нет места счастью. Один из ключевых образов пьесы - хохол, розовый куст, замотанный в рогожку на время зимы. Цветок любви не расцветает зимой, остается призраком, так поляки без Польши не живут, а существуют - напоминают они. Этот образ был очень популярен в Польше. Здесь и шут Станьчик появляется в очередной раз укором совести, обвиняя поляков в бессилии и пассивности. Третий образ - пастушка, теряющего волшебную шапку с пером, да и не просто шапку, а способность собрать в армию разобщенный народ. Теряет незадачливый юноша и золотой рог, способный пробудить от спячки волшебную силу рыцарей-освободителей.

Так что Прекрасная Дама оказывается не идеалом и не кошмаром, не императивом но прекрасным сном?

Да, примерно так.

 Теодор Аксентович. II выставка объединения польских художников

Теодор Аксентович. II выставка объединения польских художников "Штука". 1898. На плакате изображена краковская красавица - Ата Закшевская. Она послужила художнику моделью для многих композиций.

Станислав Дембицкий.  Вместо прусских журналов надо выписывать

Станислав Дембицкий.  Вместо прусских журналов надо выписывать "Nowe Mody". Около 1900

Интересно, что мистические сюжеты сопровождает даже польскую социал-демократию...

Добавьте туда еще один символ - Татры. Они стали для поляков своего рода Гималаями. Закопане стало гнездом польской прогрессивной интеллегенции. Это селение в предгории Татр стало "духовной столицей" призрачной Польши.

Эдвард Трояновский. Еженедельник

Эдвард Трояновский. Еженедельник "Z oty Rуg". 1911. Характер еженедельной многостраничной газеты "Z oty Rуg", выходившей в Варшаве, с перерывами, в первые десятилетия ХХ века, определялся как рупор молодой творческой интеллигенции Польши. Само название еженедельника символично и связано с сюжетом пьесы Станислава Выспяньского "Свадьба": звук золотого рога поэта Вернигоры призывал людей к освободительной борьбе, объединял их и наделял волшебной силой

А было ли нечто про-славянское,  защищающее польскую идентичность, но противоположное идее российского протектората, которая, как известно, также бытовала, например, в лице М.Н. Каткова?

Например, в 1910 году в моравском городе Пршерове состоялся съезд славянских деятелей культуры, на котором была запланирована всеславянская выставка в Кракове, посвященная юбилейной годовщине Грюневальдской битвы. Инициатором был известный швейцарский меценат Вильям Риттер. Он утверждал, что славянское искусство может выступить как мощная сила, способная конкурировать с австрийским и немецким сецессионами. Польские художники принимали участие в съезде, а вот в Краковской выставке участвовать не стали и более того, устроили альтернативу - всепольскую выставку во Львове, собрав художников, на манер Германии, со всех польских земель.

И как смотрелись поляки на фоне звезд сецессионов?

Польские художники, получившие образование в Академиях художеств Вены, Мюнхена и Парижа, безусловно, испытывали сильное влияние западного искусства. Они жадно впитывали прихотливость франко-бельгийского Ар нуво и Мюнхенского Сецессиона, ценили актуальность эстетики английских дизайнеров Уильяма Морриса и Уолтера Крейна. Хорошо были знакомы краковчанам и последние новинки литографического искусства: альбомы, эстампы и плакаты, которые огромными тиражами выпускал Париж.

Кароль Фрыч.

Кароль Фрыч. "Альбо Альбом посвящен труппе краковского театра. Он включал карикатуры на известных польских актеров в театральных костюмах, а также сцены из спектаклей м Мельпомены". XXXX карикатур на польских драматических артистов. 1904.

Ян Буковский. Выставка работ учениц Школы изобразительных искусств и художественного промысла. Около 1900

Ян Буковский. Выставка работ учениц Школы изобразительных искусств и художественного промысла. Около 1900. Декоративный элемент композиции - изображение традиционных в Польше и Белоруссии "вычинанок", ажурного вырезания из бумаги.

И, конечно, поляков не приминули обвинить в подражательстве. Но кто тогда не подражал? Дело в другом. У польского плаката особая миссия, отмеченная еще Павлом Эттингером: отражение культурно-исторической жизни, важной частью которой всегда было "Еще Польска не сгинела..."

Кроме того, не одна краковская Академия художеств влияла на стилистику плаката. Огромную роль играло народное творчество. Так, например, источником вдохновения для Юзефа Мехоффера, Войцеха Коссака и Казимежа Бжозовского были промыслы польских горцев. Бжозовский возглавил в местечке Закопане кооператив Kilim, наладив производство шерстфных безворсовых ковров и используя фольклор для современных творческих решений.

На выставке довольно мало промышленной рекламы, все больше афиши: это особенности коллекции или культуры?

Скорее, особенности менталитета. Вакханалии промышленной рекламы, характерной для французского рынка, в Польше не существовало. Зато расцветали благотворительные балы, национальный театр, пресса. В отличие от тех же французов, провозгасивших венцом творения и предметом услаждения - Женщину, польские художники боготворили только  Польшу.

Витольд Юргилевич (Гордон). Кабаре Гадес. 1911

Витольд Юргилевич (Гордон). Кабаре Гадес. 1911

Advertology.Ru

29.12.2011

Источник



web-архив: по темам » культура, искусство » другие культурные события » театр » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru