DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Челябинскому театру драмы - 90
| text | html

web-архив: по темам » культура, искусство » другие культурные события » театр » это письмо

2011-12-21 10:53:50

21.12.2011   10:06

ГТРК «Южный Урал»

Автор: Ольга Гапеева, Лев Битков, Виктория Олиферчук, Андрей Анисимов, Владислав Отрыванов

Путь длиной в 90 лет. Челябинский академический театр драмы празднует юбилей. От любительских постановок для солдат – до зарубежных гастролей. Какой первый спектакль шел на сцене Челябинской драмы, и почему на таком важном рубеже театр переживает кризис – в специальном репортаже.

Юбилей театра – это, пожалуй, тот самый случай, когда меняются местами те, кто привык быть на сцене, и те, кто обычно остается в зрительном зале. Вице-губернатор, министр культуры Челябинской области и заместитель главы администрации Челябинска по социальному развитию – этих людей за исполнением рэпа увидишь нечасто.

По-домашнему, без лишней помпезности прошел юбилейный вечер Челябинского академического театра. В этом году профессиональной южноуральской драме исполнилось 90 лет. Хотя любительские труппы в областном центре выступали с 1909 года.

Первой пьесой, которая прошла на сцене театра, была "Цена жизни" Немировича-Данченко. В 1921 году эту постановку осуществила профессиональная труппа Павла Васильева. Постоянных актеров при театре Народного дома не было. Декорации и костюмы покупали за счет продажи билетов – театр тогда был на полной самоокупаемости.

Сегодняшний репертуар театра насчитывает около двух десятков спектаклей. На постоянной основе в нем играют четыре народных артиста России и три заслуженных.

Скрипач Исаак Гитлин старше драматического театра на 3 года. Сюда он пришел в 1937 году студентом музыкального техникума. Через 2 года, в 1939, – уехал на фронт. По возвращении возглавил штатный оркестр театра, состоявший тогда из 16 музыкантов. "В 1938 году приехала Лескова и Кулешов. Я сам лично видел, как Кулешова привезли на лошадке театральной с вокзала во двор старого театра", – вспоминает Исаак Гитлин, старейший работник театра.

Золотой век челябинской драмы пришелся на 50-е годы. Именно в это время театр получил самую серьезную для того времени Сталинскую премию за постановку пьесы Лавренёва "Любовь Яровая". Тогда же спектакль "Клоп" показывают на всю страну по центральному телевидению. "Клоп" стал настоящей легендой челябинской сцены, он не исчезал с афиши 15 лет, в общей сложности прошел 230 раз. "Эти спектакли отличались исключительной добротностью, качеством постановки, качеством декораций, которые воссоздавались с музейной достоверностью, – рассказывает Татьяна Палагина, заведующая театральным музеем. – Или спектакль "Тайфун", это тоже 50-е годы. Когда открывался занавес, зрители видели на сцене настоящий ураган, тайфун. Они полностью ощущали, что присутствуют на таком страшном бедствии".

Первое представление Челябинского драматического театра датируется 1921 годом. Правда, ставили его не здесь, а на сцене Народного дома. Сейчас это молодежный театр. Это необычное по архитектуре здание было пущено в эксплуатацию чуть меньше тридцати лет назад – в 1982 году, когда главным режиссером драмтеатра был Наум Орлов.

С именем Наума Орлова в театре связан самый стабильный период. Он возглавлял драму почти 30 лет. При нем театр стал академическим, отправился на единственные в своей истории зарубежные гастроли и добавил к списку наград еще одну государственную премию – имени Федора Волкова – за спектакль "Чума на оба ваши дома!". "Умение разгадать душу актера, разгадать его самые интересные творческие качества, уметь найти для каждого артиста его сокровенные вещи, вытянуть их из актера и подарить ему. С ним было очень интересно работать", – отмечает Лилия Бокарева, заслуженная артистка России.

К сожалению, последние 4 года критики к театру не благосклонны. Сейчас Челябинская драма стоит на перепутье и не может выбрать дорогу. У театра нет творческого лидера, что не может не сказаться и на постановках. За последний год театр лишился сразу и директора, и главного режиссера. Однако руководство области не оставляет попыток найти человека, который вернет к жизни этот организм. "Театр сейчас выбрал такую тактику, когда приглашаются режиссеры. Они ставят, работают с труппой, меняются, и, возможно, среди этих режиссеров найдется тот, кому можно будет предложить работу главного режиссера. Мы решили не торопиться и сезон подождать, чем потом иметь какие-то проблемы", – комментирует Алексей Бетехтин, министр культуры Челябинской области.

За почти вековую историю Челябинский академический театр драмы показал свою жизнеспособность. Более того, как показывает история, южноуральская драма может составить серьезную конкуренцию столичным постановкам. Жаль, что из-за внутренних разладов пока только "может", а не "уже конкурирует".

Категория на сайте Вести.Ru: Регионы

Источник



web-архив: по темам » культура, искусство » другие культурные события » театр » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru