DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Сергей Соловьев: Анна Каренина была наркоманкой?
| text | html

web-архив: по темам » знаменитости » телеиндустрия » это письмо

2009-06-04 01:39:39

Сергей Соловьев: Анна Каренина была наркоманкой?

Сергей Соловьев наконец доделал «Анну Каренину» - фильм, разговоры о котором шли с начала 90-х [видео]

Денис КОРСАКОВ — 04.06.2009

В этой экранизации много хорошего и много плохого. Хорошее - отличные актерские работы: Татьяна Друбич (Анна), Олег Янковский (Каренин), Александр Абдулов (Стива) и Сергей Гармаш (Левин) прямо чудеса творят на экране. Плохое - скомканность и невнятность: Соловьев в очередной раз доказал, что двухтомный роман нельзя засунуть в двухчасовой фильм.

Премьера состоялась 31 мая в Санкт-Петербурге, в прокат лента выйдет осенью. А через год на Первом канале покажут полную пятичасовую телеверсию, где скомканности, видимо, уже не будет.

Любопытно, что Соловьев в «Анне Карениной» уделяет очень много места Алексею Каренину. Он не старый сухарь, как в большинстве предыдущих экранизаций, а очень живой, хороший, трогательный человек. Это прежде всего его история - история мужчины, который любил женщину Друбич и с которой его развела судьба.

Анна в исполнении Татьяны Друбич - само олицетворение любви. Анна в исполнении Татьяны Друбич - само олицетворение любви.

Как американцы чуть не спасли Анну

- Давайте вспоминать этапы - как вы все это снимали.

- «Анна Каренина» стартовала шестнадцать лет назад. Тогда мы подписали контракт с ВГТРК - это начиналось очень серьезно, по-советскому, на государственные деньги, при участии Госкино. Потом возникли американские продюсеры. Они говорили: «Мы вам дадим любые деньги, просто любые, но вы сами понимаете - американский народ такого финала не примет, придумайте что-то оптимистическое». Продюсеры вообще «пошловаты». Очень любят изъясняться с тобой от имени народа, хотя на самом деле голова их занята только разницей между вложенными и полученными деньгами. Тем не менее был у меня и такой искус... Такой огромный американский бюджет... У меня прямо началось даже некое безумие, которое длилось дня, наверное, три, - я все думал, каким бы способом «Каренину» завернуть в оптимистическую американскую обертку. Потом сумасшествие прошло, американские продюсеры это поняли и тоже куда-то исчезли.

Потом мы снова уже готовы были запускаться, но случилось «секвестирование госбюджета», по-русски - обрезание, и «Анна Каренина» под него попала, как под паровоз. «Каренина» тогда была бюджетной картиной. Помню, Армен Медведев, тогдашний глава Госкино, мне сказал: ну хорошо, мы тебе наскребем денег на производство, но тогда вся остальная киноиндустрия в стране остановится, на нее средств у нас уже не хватит. На такое убийство родной киноиндустрии я не готов был пойти.

Потом еще был кризис 1998, по-моему, года... В общем, все это ужасно долго тянулось. А в конце концов тоже как бы из воздуха возникли Первый канал и Константин Эрнст. По природе своей Константин Львович - художник, а вовсе не сдвинутый на бабле продюсер. Он тонко чувствует искусство. Именно на этой, а не на продюсерской почве мы и заспорили. И спор этот был длинным, бескомпромиссным. Но кончился миром и, я надеюсь, дружбой.

- Когда вы сократили полную пятичасовую телеверсию «Карениной» для кинопроката в рамки двухчасового фильма, получилось нечто рваное и искромсанное - словно живого человека засунули в пресс и начали сжимать, сжимать, сжимать...

- Да нет там ничего подобного. Может, если относиться к этому экранному варианту «Карениной» как к экранизации романа Льва Толстого, то, наверное, вы правы. Но это же совсем не самостоятельный фильм, а часть дилогии, состоящей из «Карениной» и второй «Ассы». Сначала надо смотреть вторую «Ассу». В ней персонажи все время снимают какую-то там «Каренину» - ну и вот что у них там вышло, это и есть фильм «Каренина». Я даже хотел к «Карениной» титр написать: сценарий и постановка Петра Горевого. Это во второй «Ассе» есть кинорежиссер, который снимает «Анну Каренину» с Аликой Алдановой в главной роли. А не с Друбич.

- Толстовский роман же по-всякому в два часа не влазит.

- Не влазит, конечно. Да и не должен влазить. Поэтому и существует пятисерийная картина для телевидения. Можно даже рассматривать кинофильм как длинный рекламный ролик телеверсии. Воля ваша.

Сергей Соловьев наконец доделал «Анну Каренину» Сергей Соловьев наконец доделал «Анну Каренину»

Как Гармаш мял свою шляпу

- Что вы делали с актерами на площадке, чтобы они так у вас фантастически заиграли?

- Я просто постарался поставить их в те художественные обстоятельства, где играть они могли только так, а не иначе. Если по-честному, то я с ними вообще, наверное, никак не работал. К тому же я их всех очень люблю по-человечески. Они приходят на площадку и сами начинают сочинять какие-то сверхточные подробности.

Сережа Гармаш - он сыграл Левина - в первый съемочный день явился в какой-то немыслимой шляпе, поля которой были помяты так, как будто она упала на пол в метрополитене в часы пик. Я машинально говорю: «Сереж, пойди к костюмеру, он тебе поля отгладит». «Ты что, я столько ее мял!» И тут я соображаю, что это потрясающе точно найденная и измятая Сережей Гармашом художественная шляпа. Она же показатель того, насколько замечательно Сережа понимает, что он будет играть.

Или Олег Иванович Янковский. Он, конечно, просто великий артист. Мы с ним ничего вообще специально не обговаривали, но он сам приносил на площадку удивительной точности подробности. Когда Анна просит Алексея Каренина в сцене родов подать Вронскому руку и он после раздумья и нехотя ему ее подает, то тут же достает платок и свою руку вытирает. Янковский об этом платке ничего мне не говорил и платка на репетициях не вынимал - а в кадре платок вытащил и руку вытер. И жест был невероятным. Причем понятно, насколько фальшиво бы все смотрелось, если бы я заранее все с платком придумал и, применяя режиссерскую волю, заставил Янковского идеологически вытирать ладонь...

Иногда на периферии актерских интересов лежат вещи гораздо более важные, чем в ежику понятном центре. В том центре любой человек сразу сообразит, о чем речь, и говорить дальше будет нудно и незачем.

- А Друбич?

Алексей Каренин в исполнении Олега Янковского стал совсем другим... Алексей Каренин в исполнении Олега Янковского стал совсем другим...

- Всю картину Таня требовала особого свидания со мной. У нее было желание сесть и обсудить, что же мы, собственно, лепим. Она очень ответственный человек. Даже тетрадку завела и половину романа конспектно в нее записала: кому сколько лет, кто какой университет окончил и когда. И все настаивала, чтобы я поразмыслил вместе с ней над тем, кто такая Анна. Довольно долгое время я болтал ей что-то умное и невразумительное. В конце концов не выдержал и сказал: «Тань, слушай, без тебя столько забот. Ты играй, знаешь, как в «Спасателе», и все у тебя должно получиться». А потом уже вспомнил, что в «Спасателе» у Тани был такой эпизод: она через щелку двери слушает, как учитель, в которого она влюблена, объясняет школьникам, кто такая Анна Каренина и что там с ней произошло. Слушала она, я помню, хорошо. С пониманием.

Я вообще в последнее время с некоторой настороженностью отношусь к «хорошо играющим артистам». Они и впрямь в большинстве своем прекрасные, отлично выученные. Они демонстрируют иногда фантастическую актерскую технику. Конечно, они очень профессиональны, но, как бы вам сказать, они иногда не имеют возможности полностью отдать себя герою. Раствориться в нем, что ли, иногда даже во вред своим профессиональным артистическим амбициям. И тогда возникает некий род имитации. А это всегда видно. А есть вещи, при которых любая имитация невозможна.

Как Безруков упустил роль Вронского

- Вронского должен был играть Сергей Безруков. Чем он вам не понравился?

- Очень он мне понравился, у нас просто графики не съехались. Мы уже начали снимать - и Сережа превосходно снимался. Но тут запустили «Есенина», от которого по ряду причин он не мог отказаться. Вот и все. Вместо него снялся Слава Бойко.

- Кто у вас еще претендовал на роль Вронского?

- Когда-то мы начинали обсуждать эту роль с Руденским. Потом был Домогаров, которого мало тогда еще кто знал. И на роль Каренина у меня, например, замечательно пробовался Леня Филатов, и была еще фантастически интересная проба у Петра Мамонова. Но мы так долго и мучительно запускались, что Петя успел уехать в деревню и объявить, что прекращает необязательные контакты с миром, а Леня вообще заболел.

И все эти годы рядом со мной был Олег Иванович Янковский, в конце концов оказавшийся нравственным мотором всей этой истории. Он постоянно все эти годы говорил мне: «Зачем ты снимаешь всякую ерунду, давай возвращайся к «Карениной»!»

- Ну а на Анну претенденток у вас было только две: Ирина Метлицкая и Друбич.

- Когда мы начинали, Таня выглядела, на мой взгляд, для этой роли слишком молодо. Просто старшеклассница какая-то. Это была тогда ее главная проблема. Ира выглядела старше, убедительнее, «дамистее». Впрочем, когда мы сто лет назад начинали, Янковский казался почти юношей - очень молодой, глаза горят... Впрочем, Олег всегда обладал способностью смотреть с большой живостью на окружающий его белый свет...

- Анна у вас морфин жует всухомятку в невероятных количествах: в фильме она под конец становится настоящей наркоманкой.

- И это не я сочинил, это было у Толстого! Посмотрите в романе - Анне после родов все время носят «лекарство». Впервые морфин ей дали во время родов как обезболивающее, и именно этот обезболивающий эффект морфина страшно важен. Хотя давно ее боль уже не физическая, а душевная, но она так сильна, что ее невозможно вынести без ложного обезболивающего эффекта наркотика.

- Как вы для себя расшифровываете эпиграф к «Карениной» «Мне отмщение и Аз воздам»?

- Скорее как магическую запись. Если бы Толстому хотелось написать что-то конкретное, он и написал бы что-то конкретное. И, разумеется, он чувствовал, как за этими словами стоит какое-то высокое и ясное понимание самих основ жизни.

Вообще, по-моему, «Анна Каренина» - первый роман русского Серебряного века, написанный, когда и Серебряный век-то еще не начался. И это магический роман. Не мистический, а именно магический.

Как Толстой впился взглядом в завитки волос

- Флобер писал: «Мадам Бовари - это я». У вас не возникало мысли: «Анна Каренина - это я»?

- Бунин однажды написал, что в прошлой жизни Толстой, вероятно, был женщиной. Потому что только женщина способна сочинить фразу «Анна лежала в постели в темной комнате и видела, как в темноте светятся ее глаза».

Но у меня было и другое ощущение. Когда Федора Достоевского спросили: «Над чем вы работаете?» - а он писал «Идиота», - он ответил: «Я хочу изобразить абсолютно прекрасного человека». Вот и у меня было аналогичное желание: хотелось увидеть образ абсолютно прекрасной женщины.

- Толстой говорил, что она жалкая женщина.

- Лев Николаевич во время написания романа все время хотел найти для себя какую-то концептуальную опору. Он же вообще мучился и не понимал, зачем он пишет эту книгу. Она трагически не влезала ни в одну из его концепций жизни. Поэтому он все время пытался сочинить для себя какую-то успокаивающую легенду - что Анна, мол, плохая, жалкая, нехорошая. А на самом деле ничего, кроме влюбленности в нее, у него не было.

«Анна Каренина» знаете, как появилась? Из того же самого чувства магической влюбленности. Однажды Толстой встретил у себя в доме Гартунг, внучку Пушкина. И почему-то весь вечер взгляда не мог отвести от черных завитков волос у нее на шее. Он потом, пораздумав, сказал, что разглядел в облике Гартунг живого Пушкина. Вдруг увидел, каким он был в жизни.

А еще Лев Николаевич листал пушкинское собрание сочинений и наткнулся на набросок, какой-то литературный обрывок чего-то без начала и конца. Отрывок начинался так: «Гости съезжались на дачу». Это всего несколько страничек. Пересмотрите сами - там вообще ничего нет: ни сюжета, ни характеров. Но сама магическая вязь пушкинских слов произвела на Толстого огромное впечатление. Он как бы зациклился: отрывок отрывком, но должны же быть у него какие-то начало и конец. И тут еще встреча с Гартунг - и в результате он начал писать «Анну».

- Вы наверняка в курсе - есть такая теория, что Толстой был гениален, но не умен.

- Дураковатый Лев Толстой - это смешно. Это, по-нашему, прикольно. Хотя вообще-то я иногда думаю, что все по-настоящему умные люди работают в науке. А вот там, где кончается наука и так называемый разум упирается в какую-то непреодолимую плотность - это даже нельзя назвать стеной, это именно какая-то инфернальная почти плотность, за которую разум не может проникнуть, - вот там-то и начинается искусство. Там начинается музыка: Малер, Прокофьев, Шостакович... И там начинается и живет «Анна Каренина».

ЗВОНОК АКТРИСЕ

Татьяна Друбич: «Если бы не Янковский, мы бы не поняли до конца эту Каренину!»

Татьяне мы позвонили, чтобы поздравить с предстоящей круглой датой. И тут выяснилось, все справочники нагло врут (а мы в трех источниках проверили):

- Рановато поздравляете! - смеется Анна Каренина. - Я знаю, что кое-где указана неверная информация. Но я бы не хотела сильно заострять внимание на этом. Честно сказать, не люблю праздновать дни рождения. Премьера фильма важнее! А друзей собираю без повода. Вообще так повелось, что каждый год на день рождения, 7 июня, я уезжаю из Москвы. И в этом году обязательно уеду.

- Татьяна, сейчас многие признанные мастера ругают современное кино. Любопытно, что вы скажете на этот счет?

- Каждый раз иду в кинотеатр с надеждой, что мне фильм понравится. Но чаще всего ухожу в разочаровании. Из последнего, например, понравилась «Анна Каренина» (говорит улыбаясь). Я ее на днях посмотрела. Рада за Сергея Александровича, что он прошел эту дистанцию, выдержал ее. Безумно жаль, что нет с нами рядом Олега Ивановича Янковского и Александра Гавриловича Абдулова. Они не видели картину. Но нет сомнений, что были бы о ней хорошего мнения... А если продолжить... Последнее время мне кажется документальное кино гораздо интереснее, чем игровое.

- Тогда вернемся к вашей Карениной. Героиня она непростая...

- Сыграв Каренину, могу сказать, что ее стоило сыграть! Фильм получился о любви и расплате за это чувство. Да что говорить, когда моим партнером был Олег Иванович Янковский! Мне кажется, самое главное, что есть в этой картине, - это дуэт именно такого Каренина с Карениной. Безусловно, замечательный Вронский, и все. Но семья Карениных в корне отличается от других экранизаций. Я очень люблю Татьяну Самойлову, считаю ее лучшей актрисой. Но там получилась мелодрама, а у Соловьева - настоящая драма. Пожалуй, самая точная экранизация. Я работала в своей жизни с двумя великими артистами. Один из них - Олег Янковский. Он меня поразил отсутствием звездности. Двести процентов партнерства на площадке. И вообще, если бы не Олег Иванович, мне кажется, мы бы эту Каренину до конца бы не поняли. Он находил очень правильные слова.

- Татьяна, вы по-прежнему считаете, что кино - это случайность, которой лучше бы с вами и не было?

- Моя жизнь была бы другой, если бы я не встретила Соловьева. Не знаю, хуже или лучше. Но менять бы ничего не стала.

- Как воспитываете дочь?

- Аня настолько самодостаточна, что ее не надо воспитывать. Ей нравится играть, она пианистка. Написала музыку для «Анны Карениной». Я ей желаю быть здоровой и богатой. Это лучше, чем бедной и больной.

- Татьяна, знаю, что вы просто не терпите этот вопрос. Но читательницы не простят. Как удается вам держать такую великолепную форму?

- Да в последнее время все просто обезумели с этой внешностью. Раньше, когда был дефицит, обсуждали кто как одет. Теперь - кто как выглядит (смеется). Мне кажется, женщина и должна так выглядеть, как я. Спасибо маме с папой, природе и правильному питанию. Не ем что попало, в гармонии живу. Не суечусь, не схожу с ума. С близкими и друзьями. Это дает правильную энергию.

Раиса МУРАШКИНА.

Источник



web-архив: по темам » знаменитости » телеиндустрия » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru