Боевик, косящий под артхаус?
Ор-р-р-р-ригинально. Рекомендация кота Бублика
Гонщик (Райан Гослинг) - гонщик
от Бога. Так, по крайней мере, говорит
его старый подельник Шэннон (Брайан
Крэнстон). Гонять Гонщику толком не на
чем, разве что только для исполнения
каскадерских сцен для каких-то фильмов.
В остальное время Гонщик работает
автомехаником в гараже Шэннона, а по
ночам, насмотревшись фильма Перевозчик,
Гонщик подрабатывает доставкой
криминального элемента из пункта "Б"
(банк или какой-нибудь склад) в какой-нибудь
пункт как можно дальше.
Живет Гонщик в дешевой
мебеляшке в плохом районе Лос-Анджелеса.
Рядом с Гонщиком соседствует некая
Айрин (Кэри Маллиган) со своим сыном
Бенисио. Гонщик поначалу просто
здоровается с Айрин, а потом получается
так, что они разговорились и потихоньку
стали общаться.
Впрочем, Айрин не одинока. У
нее есть муж Стандарт (Оскар Айзек),
который в настоящий момент сидит в
тюрьме. Гонщику на Стандарта
совершенно плевать - ему нравится Айрин
своей неброской прозрачной красотой.
Да и все равно у Гонщика нет никаких
друзей и подруг: звать его Никто,
приехал он в этот город из Ниоткуда.
Шэннон все-таки лелеет мысль
сделать из Гонщика настоящего гонщика.
Для этого он обращается к своему
старому знакомому - мафиози Берни (Альберт
Брукс). Берни дает денег, Шэннон на них
приобретает подержанную гоночную
машину и в своей мастерской ее готовит
к соревнованиям - за рулем, разумеется,
будет сидеть Гонщик.
Однако в какой-то момент
ситуация резко накаляется. Из тюрьмы
выходит Стандарт, и тут выясняется, что
он некоему Повару (Джеймс Байбери)
должен много денег за то, чтобы
Стандарта не трогали в тюряге. Если
Стандарт не отдаст деньги, то Повар
угрожает убить не только Стандарта, но
и Айрин с Бенисио.
Гонщик этого допустить не
может, поэтому впрягается в решение
проблем Стандарта: по приказу Повара
Стандарт вместе с некоей Бланш (Кристина
Хендрикс) должны ограбить определенный
ломбард, в котором почему-то лежит
миллион баксов. А Гонщик вызвался
доставить их из пункта "Л" (ломбард)
в какой-нибудь пункт как можно дальше.
В процессе ограбления все
пошло как-то совершенно не так,
Стандарт был застрелен, а Гонщик
оказался втянутым в разборки с
местными криминальными авторитетами.
Так что не видать ему теперь гонок. А
какой Гонщик без гонок? Смех один!
***
Давненько я не видел такого
странного боевичка. Да-да,
позиционируется это все как боевичок. И
частично им является - где-то со второй
половины картины.
Но первую половину смотришь
как будто какой-то не особенно внятный
артхаус ("А где ты видел внятный
артхаус?"- въедливо спросил кот
Бублик, который ни черта не понимает в
высоком искусстве): Гонщик долго-долго
ждет бандитов, потом долго-долго куда-то
едет, затем долго-долго едет в лифте,
после этого долго-долго знакомится с
Айрин и ее сыном, далее долго-долго
сидит у них дома или катается с ними на
машине... Причем еще и диалоги
проникнуты всепоглощающим артхаусом
из серии:
"Хочешь кофе?" -
спрашивает Айрин, после чего Гонщик в
ответ смотрит на нее своим
отстраненным взглядом и молчит.
Полминуты молчит. Минуту молчит. Две
минуты молчит. "Нет, мне надо идти",
- говорит Гонщик и опять начинает
молчать. И Айрин молчит. Полминуты
молчит, смотрит на Гонщика своими
выпуклыми глазами. Минуту молчит. Две
минуты молчит. "Ну, пока", - говорит
она.
И примерно так - первая
половина фильма. Правда, слегка
оживляешься, когда вдруг начинается
история с деньгами Берни и покупкой
гоночной машины. Ну, думаешь, а вдруг он
и правда куда-нибудь сгоняет? Но
расслабьтесь, гоночную машину покажут
один раз, а потом о ней все забудут
навсегда - у сценариста Хуссейна Амини
появились новые идеи. Кстати, сценарий
писался по книге Джеймса Сэйллиса, но
мне книжка не попадалась, так что я и не
в курсе, насколько это все снято близко
к тексту.
С середины фильма вдруг
начинается довольно резкая движуха:
неудачное ограбление, в бой идут крутые
мафиози, ну и тут выясняется, что Гонщик
- он почти целый Терминатор, который
голыми руками справляется с
вооруженными профессиональными
убийцами.
После этого понятно, что
Гонщик сейчас теми же голыми руками
перебьет всех крупных мафиози Лос-Анджелеса,
а потом возьмет Айрин с Бенисио и уедет
с ними в голубую даль. Впрочем, нет,
режиссер же - датчанин! Он не опустится
до совсем голливудского хэппи-энда -
ведь и боевик он слепил в более чем
странной артхаусной манере. Поэтому
никакой голубой дали! Пускай Гонщик
погибнет вместе с последним мафиози
Лос-Анджелеса! Нет, пускай он лучше
смертельно раненый уедет туда, откуда
приехал - то есть фиг знает куда! Нет,
пусть он лучше...
На самом деле совершенно без
разницы, чем там все будет закончено -
хэппи-эндом, бэд-эндом или фиг-чем-поймешь-эндом.
Это один из самых странных
боевиков из всего, что я видел, и он мне не
слишком понравился. При этом
заметьте - я вовсе не фанат
прямолинейных туповатых боевичков и
наоборот - люблю боевики необычные,
стильные, вроде "Времени
бешеных псов", "Ты
- труп" или "Липучка".
Здесь, в общем, стиль-то есть,
врать не буду, но такое ощущение, что
режиссер попытался совместить
несовместимое: что-то очень и очень
медленное и созерцательное,
причудливым образом соединенное со
вполне кровавым боевичком, снабженным
очень даже натуралистичными
подробностями. Плюс - со сценарной
точки зрения, несмотря на неспешность и
тягучесть повествования, есть немало
провисов и явных ляпов. Гоночная машина
- провисла, история с ограблением
ломбарда - просто один большой сплошной
ляп (не буду это подробно обсуждать,
чтобы не спойлерить), мотивация
персонажа Перлмана - чудовищная,
красивое убийство в океанском прибое -
идиотское (на черта он маску-то надевал,
спрашивается), последнее свидание
Гонщика с Берни - просто дурдом, ну и как
особый случай - кровавейшее убийство в
лифте на глазах у Айрин.
Милый этот Гонщик, просто
милый! И улыбка у него такая
застенчивая-презастенчивая! Гослинг,
кстати, его сыграл замечательно, сумев
сделать из того что было - просто
минишедевр. Но на одном Гослинге без
продуманного сценария и с постановкой
из серии "Пускай он сначала на него
до-о-о-о-о-ого смотрит, а потом раз - и
вилкой в глаз" - далеко не уехать.
В общем, не врубился я в этот
кровавый артхаус. Сначала скучно, потом
слегка противно. Все эти нарочитые длинноты и
долгие немигающие взгляды - раздражают.
Я понимаю, что Николас Виндинг Рефн
насмотрелся Серджо Леоне - мы все его
насмотрелись и еще будем
пересматривать. Но там, где у Леоне
длинные планы и паузы служат
определенной цели, здесь - просто
натягивание некоей
многозначительности, за которой не
стоит ни одна внятная мысль. Режиссер
снимал эдакий артхаусный боевик - ну да,
скрестил ужа с ежом. Получился, на мой
взгляд, дурдом. И даже некоторые
хорошие сцены (например, убийство
Шэннона сделано очень здорово)
обстановку общего дурдома, на мой
взгляд, не искупают.
Поэтому мне не
особенно понравилось. Я
признаю за этим фильмом определенные
достоинства - все-таки он явно вырывается из
череды тупых боевичков, - но, на мой
взгляд, сценарий очень сильно
недоработан, а манера режиссера более
относится к самолюбованию, нежели к
желанию что-то реально сказать и
показать.
По моей системе оценок - между
тройкой с плюсом и четверкой с минусом.
По системе IMDB я поставил ровно 6.
Однако зрителям картина
понравилась. Отличные для такой
картины сборы и рейтинг на IMDB просто
зашкаливающий - 8,2. Фильм на 160 месте в
списке "Лучших 250 картин всех времен
и народов". Чудны дела твои, Господи.
Но я ни на чем не настаиваю,
однако от своего мнения - не отступлюсь.
P.S. Впрочем, нужно оговориться,
что посмотреть удалось только в
дубляже. Может, из-за этого. Но там
вообще разговоров очень мало...
***
***
Оценки по
пятибалльной шкале
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть