DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Дело - табак
| text | html

web-архив: по темам » привычки и пристрастия » курение » это письмо

2011-10-04 00:21:41

№36(735) от 03.10.2011

Елена Зелинская Вице-президент "медиасоюза"

ДЕЛО - ТАБАК

Законодатели твердо решили сделать нас лучше

   Образ нового человека - строителя коммунизма с веслом и железным подбородком реял над нехитрым бытом, взирал с плакатов и звал к зияющим высотам. Моральный кодекс и торжественные клятвы предписывали пионерам переводить через дорогу старушек, комсомольцам - сажать кусты, а пенсионерам - выпиливать лобзиком.

   Борьба за идеального героя закончилась появлением вороватого, ленивого, но ушлого субъекта. Однако идея улучшить человеческую природу по приказу привлекательности не потеряла. Сделать из нас здоровых, спортивных, подтянутых, добиться идеала, подсмотренного в голливудских фильмах. Не знаешь - научим, не хочешь - заставим.

   Законопроект "О защите здоровья населения от последствий потребления табака", который, как объясняют его создатели, соответствует лучшим западным образцам, преследует благие цели. Если бы у меня была волшебная палочка, я взмахнула бы ею и попросила, чтобы все курильщики почувствовали отвращение к своей пагубной привычке. Добавлю факультативно, что у нас в стране махать и махать. Однако от волшебных способов перейдем к реальным.

   Нормы законопроекта разумны и вполне могут быть осуществлены - на Манхэттене, где ходят люди с правовым сознанием, или в Италии, где необходимость курить под крышей возникает не чаще двух месяцев в году. Но эти нормы придется осуществлять в стране, в которой нет этического неприятия контрафактной продукции, а курильщиков будут выгонять из иркутских ресторанов на улицу в 40-градусный мороз.

   Как будут выглядеть на практике ограничения в торговле и запрет выкладки сигарет? Энергичной трусцой бежит неисправимый курильщик до крупного сетевого магазина, обводит взглядом полки - сигарет нет. Обращается к продавцу, получает прейскурант, выбирает, берет номерок и двигается к кассе (на расстояние не менее трех метров), оплачивает, с чеком возвращается к прилавку, берет сигареты и продолжает наносить ущерб собственному здоровью. Соответствует эта картинка положениям Закона о защите прав потребителя? Надо ли добавлять, что в непосредственной близости к домам, офисам, вузам и школам образуются старушки с лотками, где все, имеющееся в магазинах, будет продаваться за двойную цену? Детям сигареты будут выдавать поштучно.

   Полный и одновременный запрет рекламы и спонсорства. Известно, что реклама не стимулирует потребление, она помогает выбрать марку. Потребитель, который увидел рекламу йогурта, не кинется с криками за покупкой, и не образуется у него йогуртная зависимость. Однако название наблюдательный горожанин заметит. Когда он будет покупать йогурт, возможно, выберет ту марку, которую ему рекомендовали на биллбордах.

   У читателя может сложиться ложное впечатление, что я сторонник курения. Напротив - я противник. Именно поэтому предполагаю, что законопроект требует тщательной подготовки. В истории цивилизации есть примеры введения сухого закона. В Америке 30-х годов полный запрет продажи алкоголя привел к расцвету бутлегерства и мафии. На наших глазах правительство Финляндии экспериментировало с сухим законом. Жители Петербурга хорошо помнят знаменитые "водка-туры". Автобусы с финскими туристами подъезжали к ближайшим к границе мотелям, ревнителей трезвости выносили и выкладывали в холле. Сегодня в Финляндии отменен сухой закон, но существует очень разумная практика. После шести часов вечера алкоголь невозможно купить нигде, кроме ресторанов, и легче застрелиться, чем продать алкогольный напиток несовершеннолетнему.

   Множество норм защищают права тех, кто не курит. Надо выполнять имеющиеся правила, но при этом следует обеспечить и право граждан с вредными привычками жить своей жизнью. Это огромная и последовательная работа. Запреты вводить легче. Толку от них меньше. Закон не должен стать дубинкой, жестким каркасом, насунутым на частную жизнь огромного числа людей, ведь у нас курильщики составляют 40% мужского работоспособного (от 19 до 44 лет) населения. Советская привычка бороться за мир так, чтобы от него не осталось камня на камне, улучшать сложную человеческую природу пробежками до прилавка и обратно - в этом читается привычное неуважение к человеку, такому, какой он есть, с его привычками, слабостями и образом жизни. "Если я тебя придумала, - пела Пьеха, - стань таким, как я хочу!" Не стану.

Источник



web-архив: по темам » привычки и пристрастия » курение » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru