DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Будущее как предчувствие
| text | html

web-архив: по темам » знаменитости » телеиндустрия » это письмо

2011-09-20 01:46:08

№34(733) от 19.09.2011

Андрей Райкин

БУДУЩЕЕ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ

23 сентября стартует IV Московская биеннале современного искусства.

   Среди промозглой осени Биеннале современного искусства, скорее, напоминает весну. Сначала бегут ручейки - открываются выставки специальной и параллельной программы, а 23 сентября распустятся листочки основного проекта, который справедливо можно назвать инновационным. Петер ВАЙБЕЛЬ, директор Центра искусства и медиатехнологий в Карлсруэ и куратор основного проекта Московской биеннале, поделился с журналом "Профиль" своими взглядами на арт-рынок и авторской концепцией основных мероприятий биеннале, замешанной на русской философии и высоких технологиях.

   - Петер, в чем вы видите особенность Московской биеннале современного искусства по сравнению с другими? Или современное искусство настолько глобализированно, что разница будет только в антураже?

   - Московская биеннале не только пойдет в ногу со временем: она станет, если можно так выразиться, более современной, более инновационной. Что касается содержания, то оно будет более осмысленным и дерзким. Уникальность этого события проявится в повышенном внимании к медиаарту: впервые в таком количестве проявятся российские медиахудожники. Искусство борется с глобализмом. Его одновременные проявления по всему миру обостряют различия местных контекстов и национальных идей. Современное искусство призвано выделять и артикулировать эти самые идеи и контексты, переоценивать их локальность, тем самым уберегая от глобального усреднения и возвращая утраченный элемент непредсказуемости на арену мировой географии и истории.

   - Какую идею вы заложили в громкое название основного проекта биеннале - "Переписывая миры"?

   - Чтобы объяснить все изменения и трансформации в нашем мире, обычно используют два общих термина: революция и эволюция. Первое всегда происходит внезапно, насильственно, c резким ускорением. Второе протекает медленно, растягиваясь во времени. Словом "переписывая" я хочу ввести термин, уравновешивающий в себе основные черты революции и эволюции. Таким образом я намереваюсь показать, как в идеале могли бы протекать мировые процессы трансформации. Я воспринимаю мир как сумму элементов, которые можно компоновать в разной последовательности. Поэтому современное искусство переосмысливает исторические концепции и события, переводя и перенося их из одной культуры и одного места в другие.

   - Известно, что вы просмотрели более 300 российских портфолио и выбрали только 13 проектов. Какими особыми качествами они обладают?

   - Во-первых, я выбрал работы, которые соответствуют трем "измерениям" биеннале: я имею в виду визуальное пространство, вербальное и пространство действия. Кроме того, я обращаюсь к русской философии действия: теориям Романа Якобсона, трудам по психологии Алексея Леонтьева и философским сочинениям Михаила Бахтина. И для основного проекта я выбрал работы, опирающиеся на эти категории.

   - Что вас привлекает в работах современных художников: внутренняя гармония, конфликты, новые идеи?

   - Конечно, они должны содержать новые идеи и быть инновационными. Они должны выражать индивидуальность художника и предлагать кардинальные изменения в пространстве искусства и человеческой жизни. Они также могут быть критичны и оппозиционны.

   - Могут ли перечисленные качества реально повлиять на рыночную стоимость произведения?

   - Арт-рынок по большей части вращается вокруг частных коллекционеров и их советчиков, формируя пристрастную и не вполне компетентную часть художественного мира. По другую сторону находятся сами художники, которые выступают реальными экспертами. Таким образом, мир искусства имеет четкое разделение по компетентности его участников. Именно поэтому происходит колоссальная задержка в тридцать-пятьдесят лет, пока инновационные идеи не достигнут рынка и не будут признаны собирателями. Тогда-то и цены на эти проекты взлетят.

   - Рыночные отношения губительны для искусства?

   - Возникновение арт-рынка - это ошибка истории мирового искусства. Но сила искусства выше силы рынка, и биеннале это докажет.

   - В одном из интервью вы сказали, что будущее за технологическим искусством. Что вы имели в виду и как это сможет повлиять на существующие техники?

   - Сегодня люди шагу не ступят без привлечения технологий. Искусство больше не является частью природы. Природа как таковая намного сильнее эстетического восприятия. Вот почему художники переключаются на технологические практики.

   - Может ли традиционное искусство, основанное на академизме и реализме, стать актуальным сегодня? В какой степени традиционное художественное образование востребовано при создании концептуальных произведений?

   - Действительно, академическая живопись вновь приобретает значимость. В то же время я думаю, что традиционное образование в привычном виде устарело. Сегодня оно должно включать также политические, экономические и естественные науки, то есть приобрести черты мультидисциплинарного университета.

   - Мы часто слышим от зрителей: "непонятно, что хотел сказать художник"; "в чем художественная ценность произведения?"; "нам просто дурят голову!" Или что-нибудь покрепче. В то же время биеннале остается крупнейшим художественным событием и привлекает колоссальное число людей. Возникает вопрос: кто находится в центре биеннале - зрители, сами художники или узкий круг профессионалов?

   - Именно зрители, а не эксперты, были и остаются самой важной частью всех мероприятий. IV Биеннале откроет новые пути взаимодействия зрителя и произведения и тем самым повысит уровень зрительского восприятия и понимания.

Продолжение читайте на следующей странице

Источник



web-архив: по темам » знаменитости » телеиндустрия » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru