DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
EXLER.RU: [Рецензия] Люди Икс: Первый класс / X-Men: First Class
| text | html

web-архив: авторские рассылки » EXLER.RU » субъективные заметки о фильмах » это письмо

Фантастический боевик "Люди Икс: Первый класс" (X-Men: First Class)
Режиссер - Мэттью Вон. В ролях - Джеймс Макэвой, Майкл Фассбендер, Кевин Бэйкон, Роуз Бирн, Николас Холт, Лукас Тилл, Дженнифер Лоуренс, Калеб Лэндри Джонс, Зои Кравиц, Дженьюэри Джонс, Джейсон Флеминг, Оливер Платт, Раде Сербеджиа, Майкл Айронсайд, Хью Джекман. США. 2011. 132 мин. Бюджет: $160 млн. Сборы по миру: $352 млн. Рейтинг на IMDB: 8.0.

Я работаю над своим отчетом, 
и он становится все лучше и лучше.
Новосельцев

В свете развития франшизы, какой-нибудь 
шестериквел будет просто шедевром.
Предположение кота Бублика

Если о молодых годах и становлении того же Росомахи мы все уже прекрасно знаем, то о том, как Чарльз Ксавьер и Эрик Леншер дошли до жизни такой - можно было только догадываться. Из первых "Людей Икс" мы знали только то, что еще ребенком Эрик попал в концлагерь, где его разлучили с матерью. Там у него и проявились особые магнетические способности. А о Ксавьере толком было ничего не известно кроме того, что он - из богатой аристократической семьи, что и определило его дальнейшие манеры. 

Так вот, в фильме "Люди Икс: Первый класс" - процесс становления, возмужания, омагнитивания и окрутевания икс-хромосомной профессуры показан во всей красе!

Эрик Леншер (Майкл Фассбендер) во время войны попал в концентрационный лагерь, где некий интеллектуальный садист Себастьян Шоу (Кевин Бэйкон) застрелил маму Эрика, но при этом развил магнетические способности мальчика. 

Война закончилась, выросший Эрик везде ищет Себастьяна, но тот и в себе развил суперспособности, окружил себя командой крайне зловредных людей Икс - бриллиантовой Эммой Фрост (Дженьюэри Джонс) и лютым Азазелом (Джейсон Флеминг), - и теперь готовит мировой переворот. Шоу задумал столкнуть США и Советский Союз, для чего обманом через продажного русского генерала (Раде Сербеджиа) пробил отправку советских ракет на Кубу, а уж США такое терпеть не будет, так что наверняка начнет Третью Мировую. 

Зачем Шоу Третья Мировая? Ну, кроме того, что он просто интересуется красивыми фейерверками, Себастьян рассчитал, что раз они, люди Икс, порождение атомной цивилизации, то им вся эта атомная война будет только на руку: людишки передохнут, а иксанутые тогда начнут править миром. 

ЦРУ в лице своего спецагента Мойры Мактэггерт (Роуз Бирн) слегка приоткрывает завесу тайны над планами Себастьяна, и Управление начинает охоту за командой Шоу. 

А кто лучше всех справится с людьми Икс? Только люди Икс! И тогда Мойра выходит на телепата Чарльза Ксавьера, тот в свою очередь знакомится с Эриком, после чего они набирают команду иксанутых, обучают их и - вперед, на Себастьяна! 

Бой будет очень суровый, причем на карту поставлена не только личная месть, но и судьба всего человечества. Опять. Сумеет ли человечество выжить, сможет ли команда Эрика-Чарльза остановить Шоу - совершенно неизвестно! Зрители будут с замиранием сердца следить за событиями на экране и гадать: сумеют - не сумеют, сумеют - не сумеют...

***

С этими иксанутыми людьми вообще вышла интересная историю. Несколько нетипичная. Вообще "Люди Икс" - это комикс компании Marvel с почти сорокалетней историей. Первый фильм о приключениях "Людей-Х" вышел в 2000 году, его снял Брайан Сингер. Мне картина не сильно понравилась - эдакий типовой кинокомикс с хорошими спецэффектами, кучей штампов и очень слабым сценарием. Но в прокате он заработал приличные деньги, поэтому пошли продолжения. 

Второй фильм снимал тот же Брайан Сингер, я сиксвел посмотрел, но он был еще слабее первого фильма, совершенно не понравился, и я даже не стал писать на него рецензию, а это обычно редко бывает, потому что все должно идти в дело. Но там даже сказать толком было нечего. 

Триквел "Люди икс. Последняя битва" снимал уже не Брайан Сингер, а Бретт Ратнер, создатель смешной боевиковой трилогии "Час пик". Франшизе это явно пошло на пользу - триквел хотя бы можно было смотреть. Впрочем, жалкие попытки вывести на первый план персонажа Хэлли Бэрри, потому что дурачки из Киноакадемии вручили Бэрри "Оскара" за благородный цвет кожи, - они картине явно не пошли на пользу, да и со сценарной точки зрения. было понятно, что создатели зашли в тупик: что было дальше делать со всей этой камарильей - не понимал решительно никто!

А тут как раз Кристофер Нолан в 2005 году подкинул отличную идею, сняв свой "Бэтмен: начало". Нолан этим продемонстрировал, что если резко сменить тон повествования и превратить приквел к комиксу в мощную, хотя и боевитую, драму, то это все становится совершенно самостоятельным произведением и дает старт новому прочтению старого комикса, что он также сделал, сняв "Темного рыцаря". 

Владельцы франшизы на "Людей-Х" именно по такому пути и пошли. Персонажей у них - хоть тачками грузи, приквелизировать можно кого угодно, хоть обприквелизируйся (не пытайтесь повторить это слово, находясь в легком или тяжелом алкогольном опьянении), поэтому начать решили с самого харизматичного иксанутого - Росомахи. Сочинили историю о том, как молодой Росомаха преподавал канадским лесорубам, а потом стал мастером по металлу, в режиссерское кресло посадили какого-то Гэвина Худа, продюсером на картине выступил сам Хью Джекман, в результате чего фильм получился дурацкий и слюнявый, и его не спас даже Лев Шрайбер, который отлично сыграл непутевого братца Росомахи. Впрочем, кассу картина собрала приличную, потому что все-таки Джекман там очень эффектно орал "Не-е-е-е-е-ет", а также бежал с голой жопой по зеленым лугам - ну чье девичье сердце от этого не растает, а? 

В результате приквелизация пошла дальше. На этот раз решили не размениваться на мелких мутантов, а дать в полный рост историю создания и развития всего икс-менного движения. Надо было рассказать зрителям, как профессор Ксавьер и боевой Магнето дошли до жизни такой. Ну и, соответственно, поведать историю их великой Дружбы и последующего Разрыва. 

И вот тут уже все начало становиться очень даже интересным. Потому что в режиссерское кресло посадили Мэттью Вона - бывшего продюсера Гая Ритчи, который в какой-то момент решил снимать сам, и выяснилось, что у него это получается просто здорово, доказательство чему - его первый очень неплохой боевичок "Слоеный торт", затем очень милое и симпатичное фэнтези "Звездная пыль" по Нилу Гейману, ну и потом Вон выстрелил отличным пародийным боевиком "Пипец". 

А в новом приквеле Вон стал еще и одним из авторов сценария, что позволяло ждать и надеяться, ждать и надеялся. 

Надеялся - дождался! Посмотрел на Blu-ray в оригинале. Несмотря на большую продолжительность картины, смотрел не отрываясь - буквально на одном дыхании и шести глотках. Очень понравилось. На мой взгляд, это лучший фильм из всей этой иксанутой франшизы. Почему? 

Во всех этих современных (подчеркиваю) экранизациях комиксов есть две серьезные проблемы. Проблема первая - сценарная. Комикс может переноситься двумя путями - в лоб комиксоидно или в виде очеловечивания персонажей комиксов. Чисто комиксоидная реализация обычно до добра не доводит, потому что это просто очень тяжело снять. (Хотя были и удачи - взять хотя бы "Дика Трэйси", ну или первого "Бэтмена".) Когда же персонажи комиксов очеловечиваются и слегка, скажем так, драматизируются, то это смотрится уже намного более интересно. 

Проблема вторая - постановочная. Снять комикс так, чтобы зрители сказали "Верю", а собачка покинула здание как легендарный Элвис - такое на самом деле мало кто умеет делать. Положение спасает только то, что подавляющая масса зрителей - не слишком требовательная и с удовольствием хавает иксанутых людишек в любом варианте, что показывает успех первых двух фильмов по данному комиксу. 

Но Вон пошел значительно дальше. Он определенным образом уподобился Нолану (это комплимент). Потому что  "Люди Икс: Первый класс" по драматизму, мастерству постановки и вместе с тем грамотной боевиковой составляющей - это почти "Бэтмен: начало". А что может быть лучше? На мой взгляд, ничего! 

У Вона получилась совершенно реалистичная история о несчастном еврейском мальчике с уникальными способностями, который вырос в озлобленного и жесткого мужчину, мечтающего отомстить своему заклятому врагу Шоу. О юноше из хорошей семьи, который обнаружил в себе сверхспособности и жаждет с их помощью принести благо человечеству. Об их встрече, дружбе и о том, как они вместе боролись с этим Шоу. 

Правда, с Шоу тут накал драматизма, конечно, заметно упал. Потому что Шоу - совершенно типовой и шаблонный Доктор Зло. Его мотивация - смехотворна, а его действия по вызову глобального Тип Топа таковы, что за версту понятно - ничего у него не выйдет. Хотя русские послушно все-таки отправят ракеты на Кубу. 

Однако надо сказать, что Вон и не собирался, судя по всему, делать именно драму. Несмотря на четкое выстраивание сюжета с определенной драматичной линией, в фильме немало юмора. Поэтому и Шоу сделан таким опереточным, и русский генерал ("Борис-бритва" Раде Сербеджиа) зажигает по полной программе, ну и сцены с набранными людьми-мутантами и их тренингом - очень забавны. (С Росомахой там просто превосходный эпизод, хотя и очень коротенький)

Но вот когда смотришь все это, однозначно говоришь - "Верю"! То есть сопереживаешь. Потому что большинство главных персонажей - живые и естественные, несмотря на своих икс-хромосомы. Джеймс Макэвой замечательно сыграл Ксавье. Причем он у него вовсе не такой из себя весь насквозь положительный, что просто некуда пробу ставить. Ну да, парень из хорошей семьи, ни в чем не нуждается, обладает сверхспособностями, однако получил хорошее воспитание и теперь серьезно хочет облагодетельствовать человечество. Но вместе с тем - любит погулять на вечеринках, охмурить пару-тройку девушек - в общем, ничто человеческое ему не чуждо. 

Майкл Фассбендер, чья звезда взошла после роли в "Бесславных ублюдках" Тарантино, блестяще сыграл Эрика. Роль получилась действительно драматичной, характер показан во всем блеске. Магнето - он же не безусловный негодяй, как в первом фильме. Это сложная и трагичная фигура: Эрик прошел через всякие ужасы, озлобился и привык не доверять никому. У него есть собственный взгляд на то, что происходит, и этот взгляд также имеет право на существование, как и принципы Ксавье. 

Роль Шоу досталась Кевину Бэйкону - это хороший выбор, потому что Бэйкон сделал своего персонажа достаточно стебовым и ироничным, что отлично подчеркивало его условность. Вот ни черта это не Главгад! Это просто некий объект, на котором оттачивается мастерство Магнето, Ксавье и их команды иксанутых. 

Роуз Бирн сыграла лихую цереушницу, которая действует на пару с отрядом мутантов. Сыграла неплохо, ни ничем не запомнилась - так, обычная киношная лихая красотка.  

Очень порадовало появление Оливера Платта в роли Человека в черном - начальника спецподразделения ЦРУ. Вот вроде совсем небольшая роль, а смотрится очень здорово и запоминается - это свойство действительно хороших актеров. 

С точки зрения спецэффектов фильм сделан очень здорово - хорошо видно, во что вбухали $160 миллионов бюджета. Причем тут нет постоянного мельтешения компьютерной графики. Все распределено достаточно разумно - психология отношений, а потом рубилово. Рубилово - потом психология отношений. А уж сражение на Кубе - вот это я пересматривал три раза, ибо сделано просто изумительно. 

В общем, понравилось. Лучший, на мой взгляд, фильм из всей серии. И что же будет дальше, если все так и будет продолжаться? Следующий фильм будет просто шедевром? 

***

  Оценки по пятибалльной шкале  
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть
 

5
4+
4+
4
здорово 
да

Ссылки по теме:
Официальный сайт фильма
Этот фильм на сайте IMDB
Этот фильм на "Кинопоиске"

Обсуждение
Форум, где можно обсудить рецензию и фильм



web-архив: авторские рассылки » EXLER.RU » субъективные заметки о фильмах » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru