Экслер! Если ты, как и все
остальные
критики, упомянешь в рецензии
"День сурка" или скоттовский "Дежавю"
-
я тебя если не съем, то понадкусаю. Напутствие кота Бублика
Между прочим, фамилия Джейка в
оригинале на шведском
произносится как Йелленхулехе. Впрочем,
это все равно
невозможно произнести нормальному
человеку. Лингвистическая справка кота Бублика
Военный летчик капитан Колтер
Стивенс (Джейк Джилленхолл) вдруг
неожиданно приходит в себя в теле
совершенно постороннего человека,
находящегося в поезде, приближающемся
к Чикаго. Пока Колтер в течение восьми
минут пытается понять, что происходит, в
поезде гремит мощнейший взрыв,
усугубляющийся проходящим мимо
товарняком с горючими веществами, и все
в поезде погибают.
Далее Колтер приходит в себя в некоей
странной пилотской капсуле, снабженной
несколькими дисплеями, в одном из
которых появляется лейтенант Колин
Гудвин (Вера Фармига), объясняющая
Стивенсу, что в поезд, из которого он
только что вернулся, неким террористом
подложена бомба, и что этот террорист
собирается взорвать "грязную"
атомную бомбу в центре Чикаго, так что
задание Колтера - найти этого террориста
и обезвредить его. На все поиски у Стивенса -
только восемь минут. Причем его будут
отправлять в одну и ту же точку снова и
снова, пока у капитана не получится
обнаружить террориста.
Задача, на первый взгляд,
практически невыполнимая. В поезде едет
масса народу, а у Колтера всего восемь
минут на все исследования. Кроме того,
Стивенс вообще не понимает, как это все
происходит и где вообще он оказался - он
же военный летчик, воюет в Афганистане, а
тут - родная Америка, Чикаго и все такое.
Поначалу он думает, что это все такой
хитрый тренажер. Однако быстро
убеждается, что все вокруг - по
настоящему.
В поезде рядом с человеком, в
тело которого вселяется Колтер, сидит
его коллега по работе - Кристина Уоррен (Мишель
Монахан). Каждый раз, когда Стивенс
возвращается в тело ее попутчика, он
узнает Кристину все лучше и лучше.
Однако у него нет времени на всякие
романы - ему нужно быстро найти
террориста.
Колтер подозревает, что все -
очень и очень непросто. Ибо непонятно, с
чего это он, военный летчик, вдруг
оказывается в какой-то очень странной
капсуле и почему именно его отправляют в
одну и ту же точку вновь и вновь. Колин
Гудвин старается ничего не объяснять
капитану, но тому прекрасно понятно, что
от него скрывают что-то страшное.
***
Сюжет этого фильма очень быстро
напомнил не только несколько картин,
которые я обещал не упоминать коту
Бублику, но и еще один сериал - Day Break,
который у нас называют "Новый день"
(моя заметка по
его поводу). Кстати, хороший сериал,
который у посмотрел с большим
удовольствием. Там в главной роли играет
Тэй Диггс, а закончили они его всего на
один эпизод позже, чем следовало - сам
сюжет не предполагал дальнейшего
развития событий.
Здесь - то же самое. Суть фильма
заключается в том, что капитан Колтер,
кем бы он ни был, должен найти террориста,
подложившего бомбу и собирающегося
взорвать следующую бомбу в центре
Чикаго.
Вокруг этого накручиваются
всякие непонятности:
не особенно ясно, почему Колтер
оказывается в какой-то странной капсуле,
каким образом его все время отправляют в
одну и ту же точку в тело совершенно
другого человека, ну и как это все может
повлиять на дальнейшие события.
Джейк Джилленхолл здесь мне
понравился. Я поначалу (имеется в виду - с
его первых фильмов) от него совершенно
не был в восторге, особенно в "Послезавтра",
однако постепенно проникся тем, как он
умеет играть на полутонах, без криков,
воплей и явных эмоций - например, в "Донни
Дарко" и "Зодиаке".
А потом он и во вполне блокбастерно-боевиковом
"Принце
Персии: песках времени" сыграл
очень даже неплохо - в общем, я теперь не
то чтобы фанат, но отношусь с уважением.
Здесь
перед Джейком, да и перед режиссером
Джонсом, была крайне сложная задача. Им
обоим надо было показать персонажа,
который находится в очень непростой
ситуации, в замкнутом пространстве и при
этом не понимает, что происходит.
А ведь дебютант Данкан Джонс,
снявший до этого только "Луну
2112" в качестве режиссера был выбран не зря. Именно в
"Луне 2112", где отлично сыграл
замечательный актер Сэм
Рокуэлл, была похожая специфика -
некий персонаж, который не очень
понимает, кто он такой, что-то делает
в замкнутом пространстве и периодически
натыкается на неприятные разгадки.
Здесь - с одной стороны, что-то
похожее, с другой, пространства заметно
побольше плюс намного более мощная,
скажем так, детективная составляющая.
Персонаж Рокуэлла в "Луне 2112" также
выяснял, кто он и что там делает. Однако
перед персонажем Джилленхолла стояла намного
более серьезная проблема - ему нужно было
найти террориста среди большого
количества пассажиров поезда. И вопрос,
кто он такой и что там делает волновал
его намного меньше просто в силу того,
что времени на него толком и не
оставалось.
Мне понравилось, как здесь
сыграл Джилленхолл. Мне все больше и
больше нравится его стиль - минимум
внешних эффектов при максимуме
внутренних переживаний. Это признак
хорошего актера. Данная роль ему никак
не позволяла раскрыться на все сто, но
что укладывалось в рамки его персонажа -
Джейк изобразил просто здорово.
У Веры
Фармиги, актрисы украинского
происхождения - я это не устану
повторять в каждой рецензии просто в
силу того, что радуюсь за ее успешную (вполне, замечу, заслуженно)
карьеру в Голливуде, - роль была еще
более сложная. Ее персонаж практически
весь фильм сидел за монитором и выдавал
команды персонажу Джилленхолла. Однако
лейтенант Гудвин (Гудвин, как известно,
исполнял желания всех, кто добирался до
страны ОЗ) не была
бездушным солдафоном. Она понимала, что
происходит с Колтером, она
сочувствовала ему, и Фармига очень
здорово сыграла то, как Гудвин восстает
против армейской системы для того, чтобы
помочь Колтеру.
Что мне не понравилось в этом
фильме? Прежде всего, решения с этой
капсулой, в которой находился Колтер. Ну
или воображал, что он в ней находился.
Какие-то странные и даже дурацкие
решения, особенно с заморозкой - можно
было это сделать все-таки более эффектно,
особенно учитывая тот факт, что именно
Стивенс собой представлял по сюжету.
Не особенно понравился также
финал всей этой истории - прежде всего,
потому, что это было более чем ожидаемо.
Ожидаемый финал фантастической драмы -
он губит фантастическую драму, так и
передайте Данкану Джонсу. Оно понятно,
конечно, что режиссер не свободен в
своих действиях, что его нежно гладит по
ручке сценарист и его тестикулы нежно
сдавливают плоскогубцами продюсеры, но
вот как-то - уж слишком по-голливудски
ожидаемо. Хотя многим зрителям,
насколько я мог судить по отзывам,
понравилось.
Но
в общем и целом, получилось неплохое
кино, которое я посмотрел не без
удовольствия. Понравился Джилленхолл,
понравился Фармига, понравилась
постановка, хотя и остались некоторые
претензии.
Посмотреть я бы рекомендовал -
неглупое кино, хорошо поставлено. Хотя
лично мне хотелось бы большего выхода за
типичные голливудские границы. Но это недостижимая, судя по всему, мечта.
***
Оценки по
пятибалльной шкале
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть