Где бы взять такую таблеточку,
чтобы
можно было спать не 23 часа в сутки, а все
46? Детская наивная мечта кота Бублика
Эдди Мора (Брэдли Купер) -
обычный неудачник. Лузер, короче говоря.
Он живет в кошмарных дешевых
апартаментах китайского квартала, пьет,
курит травку и представляет собой
довольно-таки жалкое зрелище: жуткая
одежда, неряшливые патлы волос,
недельная щетина и общая атмосфера
тотального пофигизма. Тем не менее у
него есть девушка - Линди (Эбби Корниш).
Она для Эдди является банком - то есть
тратит на них двоих деньги, -
домохозяйкой, любовницей и так далее.
Очень удобно - для Эдди, разумеется.
Линди долго считала, что Эдди -
талант. Что он когда-нибудь напишет
книгу, которая его прославит и принесет
массу денег. А сейчас... Ну, просто бывают
у талантов в жизни периоды, когда они
должны познать себя. Вот Эдди и познает.
Впрочем, в какой-то момент Линди
четко поняла, к чему Эдди приведет
подобный метод самопознания, после чего
отдала парни ключи и ушла от него -
несмотря на то, что Эдди какими-то
непонятными путями получил от
издательства заказ на книгу. Но Линди
права - за несколько недель Эдди из себя
так и не смог выдавить ни строчки.
Эдди, находясь в полном
отчаянии, вдруг столкнулся на улице со
своим бывшим шурином - неким Верноном (Джонни
Витуорт). Это тот еще тип - он торгует
наркотой, связан со всякими темными
личностями, да и сам - личность вовсе не
светлая.
Однако Эдди выбирать не
приходится - он на самом дне. Поэтому он
выпивает с Верноном, и тот ему сует на
пробу некую таблеточку под названием NZT,
которая вовсе не наркотик, а просто
заставит мозг Эдди работать на полную:
как известно, ученые выяснили, что
человеческий мозг почему-то использует
максимум 10-12 процентов своих
возможностей.
Эдди попробовал таблеточку - и
перед ним отрылся совершенно новый мир.
Он почти мгновенно учит любые языки,
помнит все, что когда-то видел даже
мельком, а главное - он теперь может с
небывалой эффективностью анализировать
тот огромный пласт информации, который в процессе жизни набрал его мозг.
В результате он за день написал
треть новой книги, отдраил свое убогое
жилищи, сделал массу других дел, а на
следующий день... На следующий день
проснулся обычным лузером Эдди -
таблеточка действует не больше суток.
Эдди помчался к Вернону за
новой дозой, тот его отправил купить что-нибудь
на завтрак, но пока Эдди бегал по
магазинам - Вернона пристрелили какие-то
совершенно не светлые личности. Эдди
вызвал полицию, но пока он их ждал -
обнаружил большой пакет с таблетками NZT,
каковые и присвоил - Эдди не собирается
больше оставаться лузером.
Ну и у парня началась
совершенно новая роскошная жизнь, в
которой он почти мгновенно пробирается
на самый верх. Однако в какой-то момент
он выяснит, что таблетки обладают крайне
неприятными побочными эффектами, а
завязывать с ними он не сможет по
определению - это верная смерть. Между
тем, таблетки в конце концов закончатся,
а за Эдди охотятся всякие
подозрительные люди, включая русских
гопников с главарем Геннадием (Эндрю
Хоуард), который парню в свое время
одолжил крупную сумму, чтобы тот
поднялся, а от него получил таблеточку.
Все они хотят таблеточки Эдди. А тому без
них - не жить.
***
Я на этот фильм "клюнул"
прежде всего из-за имени режиссера: Нил
Бергер - создатель очень незаурядной
мистической драмы "Иллюзионист",
в которой блистали Эдвард Нортон, Пол
Джиамати и Руфус Сьюэлл.
Данный фильм поставлен по
одноименному роману Алана Глинна,
название которого переводится как "Безграничный".
А области тьмы находятся в сознании
наших прокатчиков, которые давно
соревнуются на тему того, как бы получше
извратить перевод оригинального
названия так, чтобы он не имел ничего
общего с оригиналом.
Фильм получился хороший. На IMDB
его жанр значится как мистический
научно-фантастический триллер, однако я
бы его назвал все-таки фантастическим
триллером или научно-фантастическим
триллером, потому что никакой мистики, в
отличие от "Иллюзиониста",
здесь нет и в помине.
Просто какому-то лузеру
подозрительный тип дает подозрительную
таблеточку, которая включает мощь его
мозга на полную катушку. У лузера башка,
несмотря на все его лузерство, очень
неплохая, и он ею пользуется правильным
образом. А потом таблеточки
заканчиваются, да и выясняются всякие
побочные эффекты - в общем, парню
приходится серьезно напрягаться, чтобы
банально остаться в живых.
В этом фильме очень и очень
многое построено на поведении и
переживаниях главного персонажа - Эдди
Мора. Вообще на данную роль
первоначально утвердили трансформерную звезду Шайю
Лабафа, однако тот сломал руку в
автомобильной аварии, после чего
продюсеры выбрали Брэдли Купера. (Кстати,
он же является одним из исполнительных
продюсеров.)
Решение довольно странное
прежде всего из-за того, что Лабаф и
Купер - принципиально разные типажи.
Лабаф младше Купера на 9 лет, и он звезда
откровенно тинейджерских "Трансформеров".
Впрочем, в четвертом "Индиане
Джонсе" он также играл одну из
главных ролей, но понятно, что в "Индиане"
самый главный персонаж - все-таки
Индиана.
Надо сказать, что Купер, как и
Макконахи, мне всегда нравился: при всей
своей внешности лощеного красавчика
Купер демонстрировал, что у него в
актерском арсенале есть намного больше,
чем лощеное красование. И это
проблескивало в каждом его фильме.
Здесь, на мой взгляд, Купер
выступил здорово. Переходы от
лузера совершенно бомжеского вида к
самоуверенной акуле бизнеса сделаны
просто отлично: и в лузера веришь на все
сто, глядя в эти жалкие пронзительно-голубые
глазки ни на что не годного слизняка, и в
акулу бизнеса веришь не меньше, наблюдая
стальной взгляд голубых глаз человека,
которому в этой жизни подвластно
абсолютно все.
Подругу Эдди
Линди должна
была играть обаяшка Элизабет
Бэнкс. Однако она по неизвестной причине
не смогла принять участие в проекте, но
Эбби Корниш (она играла в фильмах "Хороший
год" и "Запрещенный
прием") ее заменила вполне достойно
- очень похожий типаж, да и сыграла
хорошо.
Роберт Де Ниро в картине
появился в роли суперфинансиста Карла
Ван Луна, с которым в конце концов
начинает работать Эдди. В общем,
временами в старине Бобе что-то
проблескивало, но выглядел он уставшим,
причем вовсе не от бремени финансовых
знаний, и в сценах, когда Лун должен был
зажечь всей мощью своей власти - был не
особенно убедителен. Но, впрочем, мастер
есть мастер, роль все равно получилась
неплохая.
Не обошлось тут, понятное дело,
и без почти обязательных для
современных картин русских бандитов-гопников.
Кстати, на этот раз главный персонаж
этих гопников получился на удивление
эффектный и реалистичный - его сыграл
британец Эндрю Хоуард. Нет, никаких
теплых чувств он не вызывал и не должен
был, однако вовсе не выглядел
карикатурным - прям такой настоящий
опасный гопник.
Мне не понравилось, что Бергер
начал картину с уже навязшего на зубах
приема (первый раз я его увидел в "Подручный
Хадсакера" Коэнов), когда главный
герой находится в совершенно
безвыходной ситуации и собирается
прыгнуть из окна (с балкона, с крыши, с
Эйфелевой башни, с глузда), далее
ситуация отматывается на какое-то время
назад, а когда снова возвращается к той
же секунде, после чего главгер чудесным (или
боевитым) образом спасается. Вот как-то
слегка дешевенько это смотрелось, на мой
взгляд.
Впрочем, финал Бергер сделал
вполне достойным, так что я практически
простил этот заезженный прием - в финале
не было ни порхающих каминов, ни
семейных ценностей, ни морализаторства.
Хотя да - обязательный хэппи-энд
присутствовал, но мы знаем, что если его
не сделать - в Голливуде постановщика
лишают режиссерской лицензии.
В общем, посмотрел совершенно
не без удовольствия, чего и вам желаю.
Очень добротная постановка, хорошая
сценарная основа, классный Брэдли Купер
- вполне себе хорошее кино.
Одобряем.
***
Оценки по
пятибалльной шкале
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть