DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Риск и энтузиазм советского кино. Погиб оператор Эдуард Розовский
| text | html

web-архив: по темам » ретро » ретро - автолегенды » это письмо

2011-07-27 18:48:55

27.07.2011   16:49

Автор: Дина Иванова

Печальное известие пришло из Санкт-Петербурга. Трагически погиб легендарный оператор Эдуард Розовский. "Белое солнце пустыни", "Человек-амфибия", "Начальник Чукотки" – классика советского кинематографа. Он ехал с дачи, за рулем потерял сознание – возможно, стало плохо от жары. Неуправляемый автомобиль врезался в дерево. Человек-мотор, который никогда не боялся рисковать. Так об Эдуарде Розовском говорят его друзья и коллеги. Он никогда не сидел на месте. Все время куда-то бежал. В лицо его знают немногие.

"Белое солнце пустыни" снимали сначала в Дагестане, потом в Туркмении. В дикую жару приходилось работать почти сутками. Экспериментальная студия штрафовала за любые, самые незначительные задержки. Когда съемки были закончены, фильм долго не хотели утверждать. В итоге дали вторую категорию и выпустили на экраны страны малым тиражом и без всякой рекламы. Тем не менее только за один 1970 год "Белое солнце пустыни" посмотрели 35 миллионов зрителей.

А вот уже другой киношедевр, снятый Эдуардом Розовским. И тоже в экстремальных условиях. Увидев фильм знаменитого французского исследователя Мирового океана, фотографа и режиссёра Жак-Ива Кусто "В мире безмолвия", Розовскому безумно захотелось, как он сам рассказывал, оказаться в мире, где всё неизвестно и всё интересно.

Полгода вся съемочная группа, 25 человек, проходили обучение в специальной школе и получили профессиональные права водолазов. На "Ленфильме" идею снимать кино под водой сочли авантюрной и сначала не поддержали.

"Не было ни ласт, ни масок, ни костюмов, ни осветительной аппаратуры. Все надо было начинать сначала. Этим мы занимались ровно год. Готовились, проверяли себя на прочность. После чего руководство студии, увидев экспериментальный ролик, который мы сделали,  определило минимальную смету, и начались съемки", - рассказывал Народный артист России Эдуард Розовский.

Съемки всё время прерывались: то заканчивались деньги, то погода подводила – после дождя вода становилась мутная, приходилось ждать по несколько недель. Картину закончили во многом благодаря стараниям и энтузиазму именно Эдуарда Розовского. Чтобы выбить деньги на большое кино, он монтировал короткометражку за короткометражкой. Когда картину завершили, стало ясно – не зря старались. Зритель оценил – фильм стал лидером советского проката.

"Материал был снят вслепую, потому что потом отправляли на проявку в Ленинград, и только затем материал приходил. Было удивительно, как он самого начала своей камерой создал мир одиночества главного героя. Это было сделано изысканно, тонко, минималистическими средствами", - вспоминает Народная артистка РСФСР Анастасия Вертинская.

Эдуард Розовский снял почти восемь десятков фильмов. В последние годы заведовал кафедрой операторского искусства в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения. Писал книгу мемуаров и собирался с размахом отметить в декабре 85-летие.

Категория на сайте Вести.Ru: Общество

Источник



web-архив: по темам » ретро » ретро - автолегенды » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru