Маленький американский городок.
Большущая семья, состоящая из
деспотичной мамы Элис (Мелисса Лео),
забитого папы Джорджа (Джек Макги), где-то
семи-восьми дочерей и всего двух сыновей
- Микки (Марк Уолберг) и Дикки (Кристиан
Бэйл). Старший брат Дикки когда-то был
гордостью не только всей семьи, но и
всего городка. Он боксировал с младых
ногтей, подавал большие надежды и даже
частично их реализовал - выиграв
несколько важных боев. Однако в какой-то
момент Дикки пристрастился к крэку,
перестал выступать и покатился по
наклонной плоскости.
Теперь и Дикки, и вся семья
надеются, что младший брат Микки, который
также подает надежды как боксер, пойдет
по следам Дикки и прославит семью.
Микки работает на прокладке дорог,
в свободное время усердно тренируется
под руководством брата и Микки О'Кифа (Микки
О'Киф), а мама Элис, которая выступает у
Мики менеджером, договаривается с
промоутерами о боях.
Под таким руководством карьера
Микки продвигается довольно паршиво.
Брат в любой момент может обкуриться
крэка и не прийти на тренировку (или даже
опоздать в аэропорт, когда нужно лететь
на бой), мама Элис соглашается на самые
невыгодные условия, в результате чего
Микки просто подставляют - заставляют
биться с боксером из другой весовой
категории.
Кажется, что Микки так и завязнет
во всех этих семейных дрязгах: плохом
семейным менеджментом, наркомане-брате
и общей обстановке тотальной невезухи.
Однако в его жизни происходят
две важные вещи. Он знакомится с очень
амбициозной девушкой Шарлин (Эми Адамс),
которая хорошо понимает, что под гнетом
своей идиотской семейки Микки ничего
добиться не сможет, а его брат Дикки в
очередной раз попадает в тюрьму, причем
на этот раз - уже не на несколько дней.
И тогда Шарлин, тренер Микки и
его отец уговаривают парня принять
предложение промоутера Сэла Ланано,
который готов вкладывать деньги в Микки,
но при одном условии: его менеджером
будет он, Сэл, а Дикки ни при каких
обстоятельствах не допускается до
тренировок Микки.
Для парня это очень суровое
условие. Фактически он должен вступить
в открытый конфликт со своей семьей, а
главное - с братом, который из него сделал боксера. Но Микки
отлично понимает, что дальше с этим
грузом - матерью и Дикки - у него дороги
нет.
***
Что интересно, этот фильм
поставлен по реальной истории боксера
Микки Уорда по прозвищу Ирландец.
Его путь был очень похож на путь
киношного Рокки -
парень из самых низов, трудился на
дорожных работах, в свободное время
тренировался. Карьера у него
складывалась не слишком успешно - и
из-за плохого менеджмента, и из-за
проблем с тренировками, ну и просто не
везло. Но в конце концов Микки все-таки
сумел прорваться наверх и стал
чемпионом мира.
Кстати, в самом конце фильма,
если вы дождетесь титров, в небольшом
ролике справа от титров появляются те
самые Микки и Дикки. На Дикки особенно
интересно смотреть уже после фильма -
понимаешь, насколько тщательно Кристиан
Бэйл работал над ролью. Впрочем, о нем -
позже.
У этого проекта не сразу
определились режиссер и главные актеры.
Одно время постановщиком числился
Даррен Аронофски. Но он в конце концов
отказался от проекта в пользу "Черного
лебедя". Марк Уолберг, которого
изначально планировали на роль Микки,
отправлял сценарий Мартину Скорсезе, но
тот также отказался.
Почему постановщиком сделали Дэвида Расселла,
поставившего военную трагикомедию Три
короля и очень странную комедию Взломщики
сердец, доподлинно неизвестно. Но у
него в обоих фильмах играл Марк Уолберг,
и, видимо, это повлияло на выбор
продюсеров.
С актером на роль
Дикки решилось далеко не сразу.
Первоначально Дикки должен был сыграть
Мэтт Дэймон. Но он был занят на других
проектах, поэтому его заменили Брэдом
Питтом, но тот соскочил с проекта, когда
выяснилось, что Даррен Аронофски не
будет снимать этот фильм.
На эту
роль пробовались еще несколько актеров,
в том числе Майкл Фассбендер. Но в конце
концов она досталась Кристиану Бэйлу.
Что и определило успех картины.
Расселл
поставил фильм в эдаком документальном
стиле. Первую половину картины рядом с
главными героями бегают операторы HBO -
они типа как снимают фильм о Дикки. И у
зрителей возникает полное ощущение, что
они смотрят съемки одной из этих камер, -
это создает интересный эффект
присутствия.
Чисто
композиционно подобные фильмы почти
всегда делаются по одной и той же схеме:
спортсмена сначала преследуют неудачи -
из-за него самого, родственников, друзей
или закона подлости, он начинает долго
и упорно тренироваться, а потом в
решающем бою завоевывает кубок, приз,
грамоту или путевку в Пицунду. Так
строились многие фильмы - да тот же
легендарный "Рокки".
Здесь,
в общем, подобная схема прослеживается (собственно,
в жизни у Микки Ирландца примерно
так все и было), однако Расселл намного
больше сосредоточивается на всяких
взаимоотношениях Микки с мамой, Шарлин,
а особенно - с братом Дикки.
Из
фильма следует, что вся эта шайка-лейка
тащила Микки назад и именно из-за них он
не мог прорваться наверх. Не знаю, как
оно было в реальности, но в фильме все
выглядит именно так, и постановщику
интересно было проследить,
сможет ли Микки сбросить с себя этот груз.
Надо
сказать, что реальные участники этих
событий не только консультировали
съемочную группу, но и принимали участие
в съемках. Тренер Ирландца Микки О'Киф
- так просто сыграл в фильме самого себя,
что бывает довольно редко. Ну и также
всякие родственники семейства Уард
засветились в небольших эпизодических
ролях: например, парень, который вбегает
в ресторан сообщить, что Дикки вяжет
полис, - это племянник реального Микки.
Ну
и, как я уже сказал, на финальных титрах
появляются реальные братья - Микки и
Дикки.
Теперь поговорим о том,
как это все сыграно. Марк Уолберг в роли
Микки - традиционно хорош, но, если
честно, ничего особенного. Отыграно как
по нотам - хороший спортсмен,
застенчивый парень, находящийся под
давлением матери и брата, который под
воздействием своей девушки постепенно
начинает вылезать из этого болота.
Персонаж получился симпатичный, но не
слишком интересный.
Мелисса
Лео просто-таки "зажгла" в роли
боевой мамаши Элис. Классный получился
характер: тираничная мамаша, которая
тем не менее действительно любит своих
детей и переживает за них. Мелисса
отлично сыграла что ссору с Микки, что
последующее примирение, когда мамаша
все-таки поняла, что они с Дикки не дают
Микки выйти на светлые просторы
профессионального мордобоя.
Мне
также очень понравилась Эми Адамс,
сыгравшая Шарлин. Характер, амбиции - это
было показано весьма впечатляюще,
особенно противостояние Шарлин с мамой
Элис.
Однако главная звезда
этого фильма - конечно, Кристиан Бэйл. Он
относится к той редкой категории
актеров, которые в буквальном смысле
вживаются в свои роли. Для того
чтобы сыграть кокаиниста Дикки (он курит
крэк - дешевую и самую опасную
разновидность кокаина, вызывающую
тяжелейшую зависимость), Бэйл перешел на
строжайшую диету и похудел настолько
сильно, что Уолберг и Расселл всерьез
беспокоились о его здоровье. И
действительно - Бэйла даже сложно узнать
в этом исхудавшем наркомане с безумным
взглядом.
А Кристиан еще
внимательно изучил и воспроизвел манеру общения
реального Дикки и его характерные жесты,
так что персонаж получился невероятно
яркий и запоминающийся.
Посмотрите,
как экранный Дикки двигается, общается с
братом и киношниками, как говорит, как
злится, как веселится, как приходит в
отчаяние, как радуется за брата. Глаза у
него совершенно дикие - ну просто
настоящий обдолбанный торчок.
Но
тут главное - не худоба и не взгляд. Бэйл
создал характер и персонажа, причем
создал настолько ярко и достоверно, что
именно его присутствие превращает этот
фильм из хотя и неплохой и довольно
оригинальной спортивной драмы в нечто
очень и очень заметное, если не сказать
выдающееся.
Киноакадемики и
другие критики этот фильм оценили очень
высоко - два "Оскара" и еще 36
наград плюс 46 номинаций. Бэйл получил
"Оскара" за лучшую мужскую
второстепенную роль - на мой взгляд, сто
процентов заслуженно. Также Мелисса Лео
получила "Оскара" за лучшую женскую
роль второго плана - тоже, в общем,
ожидаемо.
На мой
взгляд, очень достойное кино получилось.
Без Бэйла это была бы неплохая
спортивная драма, искусно снятая в
псевдодокументальном стиле, причем
почти без модной нынче идиотской
зернистости пленки и постоянного
дрожания камеры. А с Бэйлом получилась
мощная драма с очень ярким персонажем,
сыгранным Бэйлом, и очень неплохими
остальными персонажами.
Посмотрел
с большим удовольствием, думаю, что
фильм однозначно достоин просмотра.
***
Оценки по
пятибалльной шкале
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть