Шоумены ушли в политику, а политики - в большие начальники [видео]
Дмитрий НАДЕЖДИН. — 23.06.2011
60 лет назад Совет Министров СССР принял постановление об организации ежедневных телепередач в Москве и о создании Центральной студии телевидения. Завершая юбилейную прогулку по телеканалам, "КП" добралась до 90-х и обнаружила, что практически никого из считавшихся кумирами миллионов на голубом экране не осталось. Куда же делись те, без кого еще совсем недавно было немыслимо наше телевидение?
Рублевка, лошади и "Вишневая косточка"
Сегодня многие уже забыли, но в 90-х, и особенно в начале десятилетия, молодое российское телевидение было сверхполитизированным. Эта заточенность на политику досталась в наследство от советской эпохи, только сменился вектор. И главными звездами были "борцы за демократию": "взглядовцы", Молчанов, Невзоров, казавшиеся несгибаемыми и непримиримыми.
Однако с течением времени выяснилось, что многие из них оказались не такими уж пламенными демократами, как представлялось, а кому-то просто не нашлось места в опресненных водах современного телеокеана. Один из первой четверки "Взгляда", Александр Любимов, вполне успешно трудился впоследствии на "номенклатурных" должностях на государственном Первом канале, а потом перешел на не менее державный канал "Россия". Сегодня он не только теленачальник, но и преуспевающий продюсер, снимающий сериалы про детей Рублевки.
Александр Политковский не пришелся ко двору на главных каналах. В нулевых он делал программу "Тюрьма и воля" на ТВЦ, "Назад в СССР" на "Ностальгии". Одна из последних его работ - программа "Вишневая косточка" на канале "Охота и рыбалка".
Александр Политковский ушел в "Ностальгию".
Александр Невзоров, снимавший не только "600 секунд", но и острополитические фильмы про вооруженные конфликты на территории бывшего СССР и войну в Чечне, в последние десять лет живет вполне размеренной жизнью и делает фильмы о лошадях. Его общественный бунт трансформировался в требование запретить конный спорт как таковой.
Владимир Молчанов, чья программа "До и после полуночи" была одним из опознавательных знаков эпохи, сегодня тоже на крупных каналах отсутствует. Он ведет "До и после с Владимиром Молчановым" на "Ностальгии", а также телепрограмму "Полуночники" на телеканале "МИР". На вопрос: "Почему те, кто начинал современное телевидение, не востребованы на нынешнем телевидении?" - Молчанов отвечает так:
- Востребованы, но не в том, в чем хотелось бы. Просто многие из нас снимали такие вещи, которые сегодня не оплачиваются и не приносят денег. Сейчас деньги приносит совсем другое. Мы в своих программах занимались очень политическими вещами. А страна в какой-то момент устала от политики, очень разочаровалась даже в том, что делали в 1991-м. Никто не ожидал, что после этого произойдет то, что произошло. Из всех передач того времени уцелело только "Поле чудес", потому что она самая безобидная.
"Доктор Угол" снял "Брестскую крепость"
90-е открыли дверь на отечественное телевидение заполонившим его позднее до отказа развлекательным программам. До этого советский зритель знал только "Музыкальный киоск" да "Утреннюю почту", но очень скоро все изменилось. В феврале 1991 года в эфир вышел "Музобоз" с Иваном Демидовым в черных очках. Особенно эффектно смотрелась фишка с бросанием бумаг в камеру в конце передачи под фразу "А новостей у нас на сегодня больше нет". Демидов оказался не только харизматичным ведущим, но и отличным организатором. Не случайно он вскоре стал директором канала "ТВ-6 Москва", а затем и заместителем генерального директора Московской независимой вещательной корпорации. В 2000-х его административные таланты оказались более востребованны, чем умение работать в кадре. Демидов создал православный телеканал "Спас", а затем и вовсе ушел в политику. Сегодня бывший ведущий "Музобоза" - заместитель начальника Управления Президента по внутренней политике, курирующего общественные и религиозные организации.
Елена Ханга в белокуром парике и разговор о сексе: двойной удар для телезрителя.
Один из главных шоуменов 90-х, Игорь Угольников, тоже не удержался в рамках индустрии телеразвлечений. Хотя его "Оба-на" и "Доктор Угол" были в первой половине десятилетия сверхпопулярны, ближе к Миллениуму Игорь предпочел выйти из привычного амплуа, и смешные шутки сменили длинные титулы. Сначала Угольников стал заместителем директора Дирекции телевизионного вещания ВГТРК, затем превратился в председателя телерадиовещательной организации Союзного государства России и Белоруссии, а потом стал и гендиректором телеканала этого союзного государства. Одно из последних проявлений творческой деятельности Угольникова - продюсирование фильма "Брестская крепость".
Нельзя сказать, что совсем пропал с голубого экрана Валдис Пельш, поразивший в 90-х публику тем, как энергично может телеведущий размахивать руками. Но ни один из его нынешних проектов по популярности не способен даже приблизиться к "Угадай мелодию", благодаря которой Валдиса и узнали зрители. Одна из причин тому - проблемы со здоровьем, в последние годы Пельш несколько раз попадал в больницу.
Домохозяйки и секс - две вечные темы
Программа "Я сама" на канале ТВ-6 была одним из родоначальников отечественного "женского телевидения". Юлия Меньшова на протяжении почти шести лет совмещала роль ведущей главного ток-шоу для женщин с руководящей работой на телеканале, где ее программа выходила. И, как знать, если бы канал дожил до наших дней, может быть, она и сегодня оставалась бы рупором домохозяек. Но после закрытия ТВ-6 Меньшова вернулась к своей первой профессии, начала более активно сниматься в кино и играть в театре, и уже в середине нулевых она признавалась, что телевизор два года как не включала.
Владимир Молчанов остался верен "До и после", но уже не на центральном канале.
Другим открытием 90-х стала программа "Про это", которую вела первая чернокожая телеведущая отечественного ТВ Елена Ханга. В стране, в которой еще совсем недавно "секса не было", Ханга произносила с голубого экрана слова, считавшиеся чуть ли не неприличными. Как оказалось, взбудоражить общество можно не только разговорами о том, кто прав: демократы или коммунисты. Но постепенно и "первое в России шоу о любви и сексе" выработало свой ресурс.
- Передача "Про это" была взрывная, но нельзя два раза войти в одну и ту же реку, - уверена Елена Ханга, сегодня одна из самых популярных ведущих на радио "Комсомольская правда" (97,2 FM в Москве). - Да и народ был тогда другим, более наивным. Сейчас народ циничнее, и никого уже ничем не удивишь. В какой-то момент люди просто переели всего этого, и пошел откат.
- То есть если сейчас запустить программу "Про это", она уже просто не выстрелит?
- Ее если и делать сейчас, то точно не в том формате, в каком она была, а в каком-то обновленном виде. Программу надо запускать уже с учетом того, что люди знают "про это" гораздо больше, чем в 90-х. Нужно делать другие акценты, но сама тема вечная.