А я всегда думал, что хорошо
быть королем... Разочарование кота Бублика
Великобритания,
преддверие Второй мировой войны. На
троне еще правит король Георг V (Майкл
Гэмбон), однако он стар и болен, так что в
стране скоро появится новый монарх. Им
должен стать принц Уэльский (Гай Пирс) -
старший сын Георга V. Однако у членов
Парламента есть серьезные сомнения в
том, что принц станет хорошим королем.
Нет, вроде бы все данные у него есть - он
решителен, властен и отлично говорит. Но
принц увлекся замужней американкой
Уоллис Симпсон (Ив Бест) и определенно
собирается на ней жениться, как только та
получит развод. Между тем, даже если не
касаться моральной стороны вопроса,
британский король, как глава
англиканской церкви, не может заключать
брак с лицом, состоящим в разводе. Да и
американка даже в случае выхода замуж за
короля не сможет стать ни королевой
Великобритании, ни морганатической
супругой. Плюс - явные симпатии принца к
Гитлеру, близость Уоллис Симпсон к
нацистским бонзам - в общем, понятно, что
такого короля с такой супругой
Парламент не потерпит.
Принц
Уэльский все-таки стал королем Эдуардом
VIII после смерти отца, однако через
непродолжительное время отрекся от
престола в пользу своего брата герцога
Йоркского Альберта (Колин Ферт), который,
совершенно неожиданно для себя, стал
королем Георгом VI. Для Альберта подобный
поворот событий стал фактически
трагедией. Он с детства страдал
заиканием и от этой напасти так и не смог
вылечиться, хотя обращался к лучшим
специалистам королевства. Быть королем,
который не может при случае зачитать
обращение к нации или к Парламенту, - это
было совершенно невозможно! И тогда
Альберт в отчаянии обращается к некоему
Лайонелу Логу (Джеффри Раш) - специалисту-логопеду,
применяющему весьма нетрадиционные
методы лечения, которые, однако, как
говорили, приводят к хорошим
результатам.
Лог
при первой встрече сразу поставил
жесткое условие: его дом - его правила.
Или Альберт выполняет эти правила, или
Лог отказывается его лечить. Ну и его
высочеству ничего не остается, как
подчиниться - в конце концов, других
шансов у него не осталось.
Лог оказался не только
способным логопедом, но и человеком
крайне терпеливым и сочувствующим.
Благодаря ему Альберт не только
практически избавился от своего недуга,
но и понял, что может и должен стать
настоящим королем, который сплотит
нацию перед угрозой со стороны Германии.
***
Отличная
картина. Вроде снято как по нотам и во
вполне традиционной и даже парадной
манере, однако сделано это с массой
вкуса, с хорошим истинно британским
юмором и какой-то даже удивительной для
подобной тематики искренностью.
Принцы и короли в этом фильме -
абсолютно живые люди со своими страхами,
сомнениями, проблемами и
разочарованиями.
Режиссер
Том Хупер не ставил перед собой задачу
полностью охватить и отобразить всю
сложнейшую политическую жизнь
Великобритании в тот период. Он
сосредоточился на принце Альберте и на
том, как этот человек сумел с помощью
Лога не только преодолеть свой недуг,
который служил источником огромных
комплексов, но и почувствовать себя
настоящим королем.
Колин
Ферт сыграл Альберта просто великолепно.
С одной стороны, хорошо видно, насколько
этот человек страдает от заикания, из-за
чего он толком не может общаться с
людьми и замыкается в себе, но с другой -
Ферт отлично показал силу характера
герцога (а впоследствии и короля), его ум,
самоиронию и твердость. Я не знаю, был ли
таким Альберт на самом деле, но у Ферта
получился человек очень и очень
симпатичный.
Особенно удались сцены, когда
Альберт в гневе кричит (например, на Лога),
при этом заикается, понимает, что
становится смешон, отчего злится еще
больше и кричит еще громче.
Джеффри
Раш в роли Лога - просто изумителен. (Кстати,
он австралиец, как и его персонаж.) Раш
всегда играет замечательно, но тут -
просто на высочайшем уровне. В Логе
любопытнейшим образом сочетаются
традиционное уважение к членам монаршей
семьи, сочувствие и сопереживание
проблемам Альберта, но одновременно -
яркое чувство собственного достоинства,
уверенность в своей методике и
готовность ни на йоту не уступать
принципам своей методики - Лог не
прогибается даже перед королем. И Раш
также продемонстрировал блестящую
иронию и самоиронию, благодаря чему в
паре с Фертом они смотрелись невероятно
гармонично.
И
есть еще одна актерская работа, которая
меня просто поразила. Я вообще к Хелене
Бонем Картер раньше относился очень
спокойно - ну, обезьянка в достаточно
неудачной "Планете
обезьян", ну, миссис Баскет в "Чарли
и шоколадной фабрике". Правда, после "Алисы
в стране чудес" я на нее посмотрел
по-другому, потому что Красная Королева
у нее получилась просто замечательная!
А
тут - совсем интересно. Вот уж совершенно
не ожидал увидеть Хелену Бонем Картер в
роли британской герцогини, а потом и
королевы. И тем не менее роль, на мой
взгляд, получилась отличная. В паре сцен,
когда Елизавета успокаивает Альберта в
момент его полного отчаяния, актриса
просто великолепна - эпизоды получились
очень тонкие и очень трогательные.
Гай
Пирс вполне неплохо сыграл принца
Уэльского - своеобразного персонажа,
который вроде как имел вполне сильный
характер, но променял корону
Великобритании на американскую шлюху,
которая об него ноги вытирала.
Антураж в картине уж очень
большой роли не играет, однако в виду
важности темы съемочной группе
разрешили снимать и в Букингемском
дворце, и в Вестминстерском аббатстве -
было интересно посмотреть на их
интерьеры. Ну и кабинет доктора Лога
воссоздали в точности - вот реальный
кабинет.
Я
специально дожидался выхода этого
фильма на Blu-ray, чтобы посмотреть в
оригинале, - интонации Ферта, Раша и
Картер там крайне важны и фактически в
них заключается вся прелесть картины.
Послушал дубляж на
лицензионном диске - вроде сделано
неплохо, но впечатление, конечно,
совершенно не то.
Почитал
отзывы на форуме. С некоторым удивлением
увидел, что часть зрителей называют
картину скучной и затянутой. Ну, если
смотреть только те фильмы, в которых
каждые пять минут что-то взрывается, а
каждые две минуты кто-то пукает, - тогда,
конечно, "Король говорит" лучше и не
смотреть вовсе.
А вот критики и киноакадемики
от фильма в восторге: четыре "Оскара"
(лучший фильм года, лучшая режиссура,
лучший актер в главной роли, лучший
сценарий) и еще восемь (!) номинаций, семь
британских BAFTA и еще девять номинаций,
всего 46 наград и 90 номинаций.
Ну
и на IMDB картину поставили на 104-е
место в Top 250 фильмов всех времен и
народов.
Но совершенно независимо от
звездопада наград и очень высокого
рейтинга картина действительно более
чем достойная. Да, такое бывает.
Посмотрел с большим удовольствием, был
просто в восторге от актерских работ
Ферта, Раша и Картер.
Так что посмотрите. Оно того
стоит. Не знаю, насколько это лучший
фильм 2010 года, но один из лучших -
совершенно точно. Он меня не поразил, как,
например, "Нефть",
однако картина действительно
замечательная.
***
***
Оценки
по пятибалльной шкале
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть