А в понедельник прошло прощание с актрисой в Театре оперетты - там, где прошла ее жизнь.
В последний раз Татьяна Шмыга вышла на сцену год назад. Минувшим летом ей сделали операцию на ноге. Как говорят, в Москву приезжали врачи из Германии и делали ей шунтирование сосудов. Но операция прошла неудачно. В результате Татьяне Шмыге пришлось ногу ампутировать. Она очень хотела жить, поэтому согласилась на тяжелую операцию. К сожалению, выйти из больницы ей так и не удалось. Слишком поздно, помимо проблем с сосудами, у нее обнаружили тяжелое заболевание крови. Давний друг Татьяны Ивановны Иосиф Кобзон признался нам, что родные Шмыги недовольны тем, как ее лечили. Было упущено время, не сразу поставили диагноз. И это, пожалуй, самый печальный факт в ее биографии.
Обычно актриса признавалась, что в жизни ей очень везло. Особенно с мужьями.
Их было трое. В юности она вышла замуж за Рудольфа Борецкого (он профессор на факультете журналистики МГУ). Правда, студенческий брак оказался недолгим. В Театре оперетты она встретилась с певцом и режиссером Владимиром Канделаки и сбежала к нему от Борецкого. Кстати, Канделаки был худруком Театра оперетты, но это не помешало Татьяне Ивановне со временем уйти и от него... к композитору Анатолию Кремеру, с которым она обрела настоящее счастье. Таких отношений уже просто не встретишь.
- Они и сейчас такие же, ничто не изменилось, - признался нам Анатолий Львович, который по-прежнему говорит "мы", когда отвечает на вопросы о супруге. - Она слышит наш разговор.
Удивительно, в день ее смерти многие телеканалы выдали о ней больше, чем за последние 10 лет. Когда она была жива, ей говорили: оперетта - неформат.
- Она из-за этого переживала?
- Переживала из-за другого: она не понимала, как могут непрофессионалы выходить на сцену. Это относится к нашей эстраде в первую очередь.
- Вы были автором оперетт, в которых Татьяна Ивановна блистала.
- Это была моя основная работа, я сочинил для нее пять спектаклей. Перестроил свою жизнь так, чтобы сделать для Тани как можно больше. Она была великой актрисой.
Из последнего интервью актрисы:
"Меня миновали два недуга: зависть и интриганство"
Журналисты "КП" беседовали с Татьяной Ивановной год назад, незадолго до того, как она попала в больницу со смертельным недугом...
Мы пришли в театр раньше назначенного времени, наслышавшись про пунктуальность Татьяны Шмыги. И застали "процесс превращения обычной женщины в артистку".
- Я люблю сама краситься, - призналась Татьяна Ивановна. - Никакие визажисты не сделают так, как тебе нужно. У меня парик. Я нисколько этого не стесняюсь. А какие у меня были косищи в свое время! До пояса. Состригла, когда пришла в театр. Иначе меня за школьницу принимали, какие уж там серьезные роли...
- После школы вы поступили в музыкальное училище?
- И в училище поступила, и в ГИТИС - потом. Поступить поступила, а учиться непросто было. На 4-м курсе я потеряла голос. Ситуация для меня сложилась критичная. Два года до выпуска, а у меня нет голоса и сплошные узлы в горле. Как меня гоняли! Питание - по строгому графику. Диету соблюдала. И по три репетиции в день. В общем, спасли таким образом певицу Шмыгу для отечественной сцены, - с юмором призналась Татьяна Ивановна. - С тех пор неизменно служу людям и искусству. Не пугайтесь, громкие слова иногда говорить нужно.
Татьяна Ивановна до последних своих дней блистала на сцене.
Фото: ИТАР-ТАСС
- Наверное, артистами оперетты должны быть очень здоровые люди, чтобы и петь, и танцевать одновременно...
- Это могут не все. Тем более в моем возрасте (еще год назад Татьяна Шмыга играла спектакли. - Ред.). Везет меня муж на спектакль, а я говорю ему: "За что мне это? Сейчас бы дома полежать". Но... прихожу в театр, и все забывается. На сцене и вовсе ничего не болит.
- А что с кино и телевидением? Многие помнят фильм "Гусарская баллада" и знаменитый романс "Пусть плещет вино...".
- Предложения изредка поступают, в том числе сниматься в сериалах, но пока не было ни одного, с которым хотелось бы появиться перед зрителем.
- Как вы относитесь к отечественным мюзиклам, которые получают все большее распространение в нашей стране?
- На Западе, где мюзикл родился, - это целая индустрия с многомиллионным бюджетом. Попытка набрать исполнителей с улицы ("числом поболе, ценою подешевле") добавляет непрофессионализма в пробные проекты энтузиастов, делая наши мюзиклы лишь отдаленным подобием того, что идет в США и в Европе. Настоящие артисты мюзиклов - это особые артисты, они музыкальны, пластичны, темпераментны, обаятельны... За рубежом и в кино я видела прекрасные мюзиклы, в которых хотелось участвовать.
- И все-таки многие люди считают, что время оперетты безвозвратно прошло.
- Оперетту хоронят с первого дня ее существования, сравнивая то с оперой, то с драмой, а теперь вот еще и с мюзиклом. Однако, думаю, слухи о ее смерти слишком преувеличены. У оперетты есть свой преданный зритель, и он вряд ли захочет расстаться с любимыми спектаклями и с потрясающей музыкой Оффенбаха, Кальмана, Штрауса, Дунаевского, Милютина... Оперетта - это выдержанное шампанское, которое греет кровь, будоражит сердца, делая молодых дерзкими, а людей в возрасте молодыми.
- В чем секрет вашей молодости?
- Меня миновали два пожирающих человека недуга: зависть и интриганство. А еще я благодарна судьбе, что в моей жизни есть Анатолий Львович Кремер, человек, который триедин в одном лице: муж, друг и замечательный композитор. Зная мою вокальную природу и мои сценические возможности, он создал целый театр "моих ролей", написав "Эспаньолу", "Катрин", "Джулию Ламберт" и "Джейн".